К развитию сильного гражданского общества
В богатом календаре праздников Великобритании особое место занимает один из важнейших – день рождения ее величества королевы Елизаветы II. В преддверии этого знаменательного дня посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Армении господин Чарльз Лонсдейл любезно согласился ответить на вопросы газеты «Ноев Ковчег», относящиеся к перспективам армяно-британских отношений, ситуации в регионе и сотрудничеству Армении с Евросоюзом.
– Как Вы оцениваете двусторонние армяно-британские отношения? Каковы перспективы их развития?
– Армяно-британские связи охватывают многие области сотрудничества, в том числе и сферу обороны. В частности, мы оказываем содействие в подготовке армянских офицеров. «В конце прошлого года Британское агентство развития завершило ряд успешных проектов в различных сферах, в том числе и в сфере регионального развития. Между тем мы продолжим осуществление программ, направленных на предотвращение конфликтов и нормализацию отношений с Турцией. Предполагается реализация ряда проектов в области демократии и управления, включая проект по повышению роли женщин в политической жизни. Британский Совет продолжает оказывать содействие в преподавании и изучении английского языка, также осуществляются программы в области науки и образования и пр. Каждый год наша страна предлагает множество стипендий и возможность учебы в Соединенном Королевстве. Я поддерживаю восстановление связей между школой имени лорда Байрона в Гюмри и одной из школ в Великобритании.
Недавно британская и армянская стороны пришли к согласию относительно увеличения числа регулярных консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран. Хотелось бы видеть более интенсивное развитие торговых связей.
– Нынешнюю ситуацию в Армении в области прав человека можно охарактеризовать как очень сложную. Кстати, об этом упоминается и в последнем докладе международной правозащитной организации Amnesty International, штабквартира которой находится в Лондоне. Как Вы оцениваете деятельность европейских институтов в вопросах обеспечения защиты прав человека, свободы прессы, свободы проведения собраний и митингов?
– Мы разделяем озабоченность местных и международных правозащитников относительно ситуации с правами человека и демократическими институтами. Это включает обвинения и задержания людей по политическим мотивам, ограничение свободы проведения собраний, свободы прессы, а также серию нападений на журналистов. Мы будем настоятельно советовать властям Армении обратить внимание на решение этих проблем. Думаю, мы должны быть реалистичными в вопросе возможностей международных организаций. В этом плане видится более важным развитие сильного гражданского общества в самой Армении.
– Южный Кавказ характеризуется как один из наиболее нестабильных регионов на постсоветском пространстве и имеет имидж неспокойной периферии Европы. На фоне быстро меняющейся ситуации в мире можно ли ожидать ощутимых перемен, в том числе и во временном отрезке, в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
– Мы продолжаем поддерживать деятельность Минской группы ОБ СЕ по изысканию приемлемого для всех решения нагорно-карабахского конфликта. Мы также поддерживаем стороны в их стремлении найти компромиссы, необходимые для достижения долгосрочного и мирного разрешения этой проблемы. Основанное на обоюдных компромиссах решение, которое обеспечит долговременный и стабильный мир, исходит из интересов каждого. Важно, чтобы стороны сделали следующий шаг навстречу достижению стабильного решения проблемы. Думаю, очень важно, чтобы между обществами конфликтующих сторон проводилось бы больше открытых дискуссий.
– Может ли Турция, рассматривающая неурегулированный нагорно-карабахский конфликт в качестве основного фактора нестабильности в регионе, сыграть положительную роль в его урегулировании?
– Трудно заметить формальную роль Турции в процессе переговоров по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Но Турция, несомненно, должна была бы играть конструктивную роль в содействии принятию стабильного решения конфликта. И я надеюсь, что это так и будет.
– В последнее время наметились положительные тенденции в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений. Я имею в виду процесс нормализации, включающий открытие границы и установление дипломатических отношений. Какое значение придает Великобритания урегулированию этих отношений с точки зрения европейской безопасности?
– Мы активно поддерживаем нормализацию отношений между Арменией и Турцией. Мы приветствуем прошлогоднюю инициативу армянской стороны, которая «положила начало активизации контактов между двумя странами. Есть некоторые чувствительные вопросы, которые требуют решения. Однако мы верим, что нормализация армяно-турецких отношений будет способствовать обеспечению стабильности, безопасности и экономического развития населения обеих стран, и еще шире - региона.
– Шесть государств постсоветского пространства, в том числе и Армения, присоединились к программе Европейского союза «Восточное партнерство», предприняв, таким образом, еще один шаг навстречу Западу. Какое значение придает Великобритания этой программе?
– Мы поддерживаем инициативу «Восточное партнерство» и рады, что эта программа началась. Программа предлагает странам Евросоюза и странам-партнерам повысить уровень политических обязательств, усовершенствовать и активизировать сотрудничество в таких сферах, как торговля, энергетическая безопасность и пр. Программа обеспечивает установление многосторонних контактов между странами ЕС и странами-партнерами, в рамках которых может быть обсужден широкий спектр вопросов, представляющих взаимный интерес, а также проблем, вызывающих обоюдную обеспокоенность.
– Согласно опросу Армянского центра стратегических исследований, более 60 процентов населения видят будущее Армении в Евросоюзе. Как Вы думаете, что является наибольшим препятствием для осуществления этого стремления народа Армении?
– Было бы неправильным вычленить из общего контекста проблем, которые носят иногда технический характер, одну или две проблемы в качестве специфических препятствий. Тем не менее, я хочу обратить внимание на необходимость обеспечения полностью независимой и эффективной юридической системы, эффективную борьбу с коррупцией, поощрение открытой конкуренции на местном рынке и другие важные вопросы. Конечно, правительство предприняло некоторые меры для разрешения проблем подобного рода, однако еще многое необходимо сделать.
Сусанна Петросян, специально для «НК»
Оставьте свои комментарии