Выборы как предвестник «жаркого» лета
Минувшие выборы в Совет старейшин Еревана поражают воображение не только масштабами фальсификаций, но и уровнем технологического совершенства, которого достигли организаторы и исполнители с участием многих государственных структур (от Пенсионного фонда до Министерства обороны). В процессе фальсификаций самое активное участие принимали те, кто должен был этому препятствовать. Прежде всего речь идет об избирательных комиссиях всех уровней, где сторонники президента в лице Республиканской партии, судебных органов, партии «Оринац еркир» и другие составляли большинство. Кроме того, фальсификациям способствовало не только преступное бездействие правоохранительных органов (полиции и прокуратуры прежде всего), но в ряде случаев их прямое содействие преступным деяниям
О судебной системе в данном случае говорить вообще не приходится, так как есть довольно большие сомнения в том, что она вообще существует как отдельная ветвь власти. Совершенно очевидно, что суды в Армении просто исполняют волю исполнительной власти. Это и есть реальный итог судебной реформы последних 10-12 лет, которая была проведена при содействии различных европейских институтов бывшим президентом Робертом Кочаряном и бывшим министром юстиции Давидом Арутюняном (ныне председатель парламентской комиссии и глава делегации Армении в ПАСЕ). Как ни парадоксально, но нереформированная судебная система Армении конца 80-х и середины 90-х годов XX века демонстрировала куда большую способность на вынесение правовых и объективных решений.
Любопытно, что такие масштабные фальсификации были осуществлены прямыми сторонниками и подчиненными президента Сержа Саргсяна после известного письма госсекретаря США госпожи Хиллари Клинтон. Напомним, что автор письма напрямую увязывала приверженность руководства Армении демократии с выборами в Совет старейшин Еревана. Такое требование понятно, т.к. фальсификация президентских выборов в феврале прошлого года и кровавая бойня, устроенная 1 марта в центре Еревана, прежде всего, увязывались с именем Роберта Кочаряна. Поэтому Сержу Саргсяну была дана возможность продемонстрировать свою приверженность демократии. Ну что ж, можно констатировать, что премьера спектакля «Победа демократии в Армении» с треском провалилась. Правда, европейские наблюдатели из ПАСЕ, как обычно, отметили «прогресс» и «соответствие стандартам». С другой стороны, в очередной раз официальным Ереваном было продемонстрировано полное пренебрежение к требованиям США и ЕС. Рано или поздно Вашингтон и Брюссель напомнят президенту С.Саргсяну игнорирование их требований.
Не исключено, что послы США и Великобритании в Армении Мари Йованович и Чарльз Лонсдейл, как реалисты и не лишенные чувства юмора люди, насладившись увиденным в день выборов на избирательных участках Еревана, сумеют правильно оценить «достижения» и «прогресс демократии» и ее соответствие «европейским стандартам».
В целом по итогам выборов в Ереване можно говорить о ликвидации в Армении избирательной системы как таковой. Для того чтобы вернуть доверие к избирательной системе в стране, по всей видимости, следующие общенациональные выборы в стране должны быть проведены не под наблюдением ОБСЕ/ПАСЕ, а под прямым контролем этих организаций, т.е. в избирательные комиссии всех уровней должен быть включен представитель международных организаций.
Такой опыт у ОБСЕ есть. Если эти организации в течение последних 10 лет участвовали в ликвидации избирательной системы в Армении, то пусть они поучаствуют в ее восстановлении.
Кроме того, актуальным становится:
- печатание избирательных бюллетеней в современной типографии за пределами Армении, с тем чтобы обеспечить большую степень защиты бюллетеней от подделок,
- нанесение специальной маркирующей краски на палец избирателя, как это практикуется во многих странах, с тем, чтобы избежать повторного голосования одних и тех же лиц.
Отметим также, что по сообщениям прессы, коалиционная партия «Баргавач Айастан» («Процветающая Армения»), участвуя в выборах в Совет старейшин, хотя и раздавала взятки и участвовала в вооруженных столкновениях с республиканцами, но, тем не менее, не участвовала в фальсификациях выборов на избирательных участках. Этим действия партии отличались от действий на выборах представителей Республиканской партии и «Оринац еркир». Не исключено, что при обсуждении итогов выборов, руководство партии рассматривало вариант выхода из коалиции. Однако, лидер «Баргавач Айастан» Гагик Царукян вряд ли решится на такой смелый шаг. Скорее всего он предпочтет найти общий язык с республиканцами.
Итоги выборов продемонстрировали, что партия «Оринац еркир» во главе с секретарем Совета национальной безопасности Артуром Багдасаряном взяла курс на маргинализацию. Скорее всего на будущих общенациональных выборах она не имеет никаких шансов, а ее нахождение в нынешней партии власти лишь дань сомнительным итогам последних парламентских и президентских выборов.
В целом по итогам выборов, несмотря на очередную «сокрушительную победу» на очередных выборах, лидер РПА и президент Армении Серж Саргсян сузил фронт своего внешнеполитического маневра, т.к., если судить по официальным итогам выборов, большинство населения Еревана поддерживает его внешнеполитический курс в вопросе армяно-турецких отношений, что дает возможность Анкаре ставить под сомнение вопрос геноцида армян в Османской Турции в годы Первой мировой войны и урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Совершенно очевидно, что это обстоятельство также будет использовано для оказания давления со стороны «сильных мира сего» на Сержа Саргсяна с тем, чтобы добиться от него еще больших уступок в этих вопросах.
Среди главных политических итогов выборов следует выделить также, что внепарламентская оппозиция в лице Армянского национального конгресса (АНК) сделала серьезный шаг к радикализации противостояния с партией власти, полностью отказавшись от диалога с ней. При этом впервые было выдвинуто не только требование об отставке Сержа Саргсяна, но и было ясно заявлено, что АНК не признает какую-либо подпись действующего президента Армении или представителей его администрации под документами по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и по армяно-турецким отношениям. Напомним также, что в качестве предварительных условий диалога с властью АНК выдвигал освобождение политических заключенных и нормальное проведение выборов в Совет старейшин Еревана. Оба условия остались невыполненными, посему АНК, видимо, более не намерен проявлять относительно сдержанную позицию к президенту и его администрации. Сильным ходом также является отказ АНК от мандатов в Совете старейшин Еревана.
Определенные шаги по пути к переходу в реальную оппозицию сделала бывшая коалиционная партия АРФ Дашнакцутюн. Фактически она также отказалась признать итоги выборов и подвергла резкой критике действия администрации Сержа Саргсяна. Однако до восприятия в общественном сознании АРФ Дашнакцутюн как реальной оппозиционной партии еще очень далеко. Сегодняшнее руководство АРФ Дашнакцутюн слишком тесно связано различными узами (в том числе и родственными) с партией власти Армении.
Предстоящие летом события в Армении и вокруг нее обещают насыщенность и интригу, которые могут привести к весьма любопытным результатам уже осенью этого года.
Давид Петросян, Ереван
Оставьте свои комментарии