№ 7 (142) Июль 2009 года.

Трагедия исламизированных армянок

Просмотров: 12098

Вопрос о похищенных мусульманами в годы геноцида армянских женщинах и девушках часто появляется в поле зрения турецких научных и литературных кругов, принося с собой множество открытий и вопросов. В восточных районах Турции (т.е. в ряде областей исторической Армении) довольно часто встречаются люди, утверждающие, что имеют предков-армян. Проблема существования исламизированных армянок стала материалом современной турецкой литературы, и можно даже говорить о формировании определенной литературной тематики. В современной Турции живут люди, родившиеся от смешанных браков, в том числе от браков между мусульманами и похищенными ими и насильственно исламизированными армянскими женщинами и девушками.

Этот щепетильный для Турции вопрос в настоящее время набирает обороты и становится причиной личных трагедий, открывая скрываемые десятилетиями семейные истории.

В то же время тема этнического происхождения затрагивает практически все слои турецкого общества. Имена нескольких высокопоставленных представителей турецкого духовенства также упоминаются в контексте их армянского происхождения, становясь предметом общетурецкого обсуждения.

Несколько лет назад в Турции заговорили о том, что 82-й Армянский Константинопольский патриарх Шнорк Галустян и председатель управления по делам религии Турции (духовный предводитель мусульман Турции) Лютфи Доган – сводные братья. Писалось, что мать будущего патриарха Шнорка Шушан Гюлтане во время геноцида 1915 г. была похищена турком-мусульманином и что якобы один из детей, рожденных от этого брака, в 1970-х гг. стал духовным предводителем мусульман Турции. Как отмечают многие источники, о том, что духовные лидеры - братья, десятилетиями шептались в армянской константинопольской общине, однако шум вокруг вопроса поднялся после публикации в сентябре 2005 г. в турецком журнале «Ени Актуел» интервью предводителя Германской епархии Армянской Апостольской Церкви Гарегина Бекчяна, в котором он сказал следующее: «Патриарх Шнорк мне рассказывал, что его мать (в 1915 г.) похитили, а он попал в детский дом. Затем мать вышла замуж за похитившего ее мусульманина, от которого родила двух или трех детей, один из которых – председатель управления по делам религии Лютфи Доган».

Бекчян также добавил, что в похоронах матери патриарха участвовали также ее дети-мусульмане, в том числе Лютфи Доган. Тогда многие говорили: «Какой святой женщиной она была. У нее два сына: один – патриарх христиан, а другой – предводитель мусульман». Эта статья «Ени Актуел» была перепечатана несколькими турецкими газетами и до сих пор остается предметом бурного обсуждения.

Управлением по делам религии Турции один за другим руководили два Лютфи Догана. После публикации этой вести сразу возник вопрос, который из Лютфи Доганов – 10-й или 11-й предводитель мусульман – приходится предполагаемым сводным братом патриарха Шнорка. Добавим также, что оба бывших предводителя сразу опровергли информацию о своем армянском происхождении, более того, посчитали это оскорблением. Говорилось даже о возбуждении судебного дела. Кроме того, будучи в противоположных лагерях, они не преминули использовать утверждения об армянском происхождении в своих целях и намекнули, что армянское происхождение имеет другой Лютфи Доган.

Об этой темной странице в истории своей семьи ранее говорил и сам блаженной памяти патриарх. Так, в 1965 году, в связи с 50-летней годовщиной геноцида армян, турецкие журналисты прямо спросили патриарха Шнорка, был ли на самом деле геноцид. Для всех армянских патриархов периода Турецкой Республики этот вопрос всегда был одним из самых трудных, и от них требовалось дипломатическое мастерство, чтобы избежать ответа на вопрос. Патриарх Шнорк дал уклончивый ответ: «Я не историк, пусть на это ответят историки». Однако когда журналисты настояли на ответе, патриарх сказал: «В 1915 году мне было 7 лет. Из нашего рода, состоящего из 70 человек, остались в живых только я и моя мать. Во время депортации я потерял свою мать, поскольку она вынуждена была выйти замуж за мусульманина-турка. Теперь вы мне ответьте, где мои родственники. Если вы найдете ответ на этот вопрос, тем самым ответите на вопрос, был геноцид или нет».

К истории семьи патриарха Шнорка в 2005 г. довольно подробно обратился также нынешний Константинопольский патриарх Месроп Мутафян. По его словам, ни один из Лютфи Доганов не является сводным братом патриарха Шнорка: «Отец патриарха Шнорка – Мигран в свое время перебрался из Себастии в село Езгати Игдели. Галустяны были одной из знатных, высокоуважаемых семей села, а мать патриарха была из села Езгати Бебек. Ее звали не Гюлдане, а Шушан Гюлтане. Если не ошибаюсь, переехав в 1908 г. в село Игдели, она вышла замуж за Миграна Галустяна. От этого брака родились четверо детей – Ануш, Шнорик (в дальнейшем – патриарх Шнорк), Армен и Аршак». Ануш в возрасте двух лет умерла от болезни. Во время погромов в Игдели Мигран Галустян, его братья и родственники были убиты. Патриарх Шнорк говорил, что братская могила убитых находится у оврага недалеко от села. Некоторые даже называют эту местность Кровавым оврагом (по-турецки – Каныл дере). Вдову Шушан Гюлтане вместе с тремя детьми забрал к себе их сосед Хаджи Али Доган – как вторую жену. Шушан вместе с детьми жила на первом этаже ограбленного дома мужа (Миграна)».

Месроп Мутафян считает маловероятным, что Лютфи Доган и Шнорк могут быть братьями, поскольку у Шушан Гюлтане от второго мужа сыновей не было. Однако примечательно следующее: Месроп Мутафян отметил, что Шушан Галустян тревожилась, что к его спасшимся детям односельчане-мусульмане могут отнестись плохо и причинят вред, поэтому искала пути их спасения. Она послала старшего сына Армена в детский дом в Таласе, а спустя полтора года, известив находящихся в Кесарии родственников покойного мужа, отправила в детский дом в Таласе младшего сына Аршака. Старший сын Армен в 1923 г. заболел и умер в детском доме. Аршака американские миссионеры-протестанты в первое время поместили в один из детских домов недалеко от Бейрута, затем – в другой приют в палестинском городе Назарет. В 1927 г. Аршак Галустян поступил в духовную гимназию Иерусалимского Армянского патриаршества, а в 1935 г., тезоименовавшись в Шнорка, стал священнослужителем. В 1955 г. в Эчмиадзине был рукоположен в епископа, вернулся в Стамбул и после 33-летнего перерыва посетил родное село и встретился с матерью.

Во время активных обсуждений этих вопросов с комментариями выступил также племянник патриарха Шнорка, сын его сводной сестры Ханифи Йылмаз, проживающий в родном селе патриарха – Игдели. Он также заявил, что Лютфи Доган не является сводным братом Шнорка Галустяна и эта история может быть связана с тем обстоятельством, что фамилия второго мужа Шушан также была Доган. Племянник-мусульманин патриарха также заявил, что его бабушка – мать патриарха, выйдя замуж во второй раз, обратилась в ислам. Как сказал Ханифи Йылмаз, «этот факт был известен также нашему дяде (патриарху Шнорку. – Р.М.)». Ханифи Йылмаз рассказал, что после переезда в Стамбул к Шушан наведывалась ее дочь Ханымкыз, рожденная во втором браке, которой Шушан Гюлтане якобы сообщила, что продолжает оставаться истинной мусульманкой и об этом знает также патриарх Шнорк, однако, чтобы ее сыну ничего не угрожало, она скрывает свою истинную религиозную принадлежность и совершает мусульманские обряды тайно, т.е. является своеобразной криптомусульманкой.

Следует отметить, что этот эпизод жизни Шушан Гюлтане достоин особого внимания: известно, что после смерти мужа ее исламизировали и дали имя Гюлкыз. Однако нынешний Константинопольский патриарх Месроп Мутафян в своем интервью отметил, что в 1959 г., когда епископ Шнорк был местоблюстителем Иерусалимского Армянского патриарха, его мать Шушан Гюлтане перебралась в Иерусалим, стала паломницей и начала жить в армянской церкви Святого Акопа. В 1961 г. патриарх Шнорк был избран Армянским Константинопольским патриархом. После этого его мать переехала в резиденцию патриаршества и начала жить вместе с сыном. «Когда здоровье позволяло, каждое воскресенье вместе с сыном-патриархом ходила в церковь и участвовала в литургиях. Так что слухи о том, что она «криптомусульманка», несколько странны», – считает Месроп Мутафян. Известно также, что мать патриарха до своей смерти жила с сыном, похоронена на армянском кладбище, в армянской прессе даже хранятся данные о ее похоронах. Т.е. достаточно правдоподобно предположение о том, что она официально повторно обратилась в христианство, а если бы она осталась мусульманкой, то ее не разрешили бы похоронить по христианскому обряду и на армянском кладбище.

Действительно, факты опровергают родственную связь патриарха Шнорка и духовного предводителя Турции. Как говорил Грант Динк, «был положен конец этим слухам, десятилетиями муссируемым в армянской общине, однако стало ясно, что у патриарха есть также родственники-мусульмане». В результате этого скандала оставил свою должность также главный редактор журнала «Ени Актуел». А на днях нам стал известен комментарий Гарегина Бекчяна по этому вопросу, в котором Бекчян вновь подтверждает, что ему об этом рассказал сам патриарх Шнорк.

Однако даже после вышеупомянутых разъяснений слухи об армянских корнях одного из религиозных лидеров Турции не прекращаются, и во время шумихи, поднявшейся вокруг патриарха Шнорка, профессор Зекерия Беяз по телевидению заявил, что в действительности армянкой является мать 12-го предводителя мусульман Турции Сулеймана Атеша. Более того, по словам профессора, Сулейман Атеш в своих статьях положительно отзывается о христианстве и таким образом служит армянскому лобби. Некоторое время спустя к нему присоединился также отличающийся националистическими взглядами Сулейман Йешилюрт: в опубликованной в 2007 г. книге «Армянские и греческие верообращенные с древности до наших дней» он со всеми подробностями написал об армянском происхождении Сулеймана Атеша. Отметим, что эта книга, имеющая научные притязания, полна сплетен и фальшивых «разоблачений». Автор винит в верообращении только его жертв, а вовсе не организовавшее и побудившее их к этому турецкое государство.

Сулейман Йешилюрт утверждает, что в результате изучения различных источников выяснил следующее: профессор Сулейман Атеш родился 31 января 1933 г. в селе Тадым (Харберд). Его отец – Ибрагим-ага, мать – армянка Бетин, которую во время «ссылки» 1915 г. ее родители-армяне оставили одной из местных турецких семей. Позже Бетин выдали замуж за считающегося набожным Ибрагима-агу и дали ей новое, мусульманское имя Бехие. Исламизированная Бехие родила двоих сыновей – Сулеймана и Явуза. Сулейману с детства дали исламское образование. Он закончил богословский факультет Анкарского университета, затем защитил научную диссертацию, получил ученую степень доктора, а позже – профессора. Пришедшее в 1976 г. к власти новое коалиционное правительство уволило с работы 11-го председателя управления по делам религии Турции Лютфи Догана (считающегося левым) и назначило вместо него Сулеймана Атеша. Уже в то время начались разговоры об армянских корнях его матери, даже распространилось мнение, что «левого» начальника поменяли на начальника-армянина. Пришедшее к власти в 1978 г. новое правительство освободило от должности Сулеймана Атеша, и он вернулся к университетской деятельности. В турецкой прессе того времени слухи об армянском происхождении матери Атеша вызвали большой шум, который затем утих. Однако после интервью Гарегина Бекчяна шумиха вокруг этого вопроса начала набирать новые обороты. Интересно, что Сулейман Атеш отрицал армянское происхождение матери, однако проживавший в Харберде его брат Явуз в интервью СМИ заявил: «Да, моя мать имеет армянское происхождение, однако она всю жизнь жила как истинная мусульманка».

Все это является проявлением «болезни этнического происхождения», получившей в Турции широкий размах. В связи с этой проблемой в одной из турецких газет была высказана следующая небезынтересная мысль: «Те, кто сегодня делает антиармянские призывы, должны быть готовы к сюрпризам, поскольку люди тех местностей, где были совершены погромы, отнюдь не могут быть уверены в своем происхождении». К общераспространенной привычке использования в Турции армянского происхождения в качестве обвинения на днях обратилась жительница Константинополя Алин Ташчян, с сарказмом отметив, что одной из выгодных сторон нескрываемой армянской идентичности в Турции является то, что тебя никогда не «обвинят» в армянском происхождении.

Во время геноцида похищенных женщин заставляли обращаться в ислам, исключением не была и мать патриарха Шнорка Шушан Гюлтане. Однако при удобном случае, даже в преклонном возрасте, она вернулась к своим корням – христианству, а тысячи армянских женщин, разделивших ее судьбу, не имели такой возможности и в основном держали тайну и память о корнях в секрете до конца своих дней. Кроме того, они были в сложном психологическом состоянии и должны были сделать выбор: либо вынужденно остаться в новой семье и заботиться о детях, родившихся от своих похитителей, либо бежать. Эта жестокая дилемма и материнский инстинкт многих вынудили пойти на самопожертвование и страдать всю жизнь. Однако случалось, когда при возможности они покидали свои «новые» семьи, а дети росли с ненавистью к своей матери-армянке, покинувшей их. Факты также показывают, что мать патриарха Шнорка всячески желала спасти своих детей, и это удалось только в случае с одним из них, а оставшаяся в селе девочка Шнорик вышла замуж за курда. Очевидно, что после принудительного обращения в ислам у армянских женщин привязанность к своим корням не угасла. Красноречивый факт: один из самых видных руководителей Армянского Константинопольского патриаршества патриарх Шнорк – сын одной из таких женщин.

Рубен Мелконян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 40 человек

Оставьте свои комментарии

  1. очень грустно
  2. опровергли информацию о своем армянском происхождении, более того, посчитали это оскорблением/ Косвенное доказательство нацизма. Почему это оскорбление?
  3. Стало известно также, что приемная дочь Ататюрка тоже армянка. (радио Свобода)
  4. Вот и фактическое подтверждение геноцида, которое до сих пор можно проследить в современном турецком государстве. Примечательно, что такие же методы использовали немецкие фашисты в отношении поляков и некоторых других "генетически комплиментарных" народов, а именно, отбирали детей. А судьба этих женщин действительно тяжелая - пережить такую катастрофу, а потом всю жизнь скрывать свою веру.......
  5. Также обмусульманившие армяне обнаружены в Нигерии.Просто они негры.
  6. Если нечего делать,почитай книжек,станешь умнее или иди на рынок,там будешь нужнее.А статья эта -серьезное исследование,и просто,интересная информация.Только не понимаю,почему она та расстроила азербайджанцев?Историю не поменять- к сожалению.
  7. Мехмандар как персонаж старого советского анекдота не хочет быть читателем, а хочет быть писателем. И обязательно не армянском форуме. Ну как здесь без него?
  8. Действительно существует версия, что одна из восьми приёмных дочерей Ататюрка Сабиха Гёкчен имела армянские корни, но это очень запутанная история и что-то утверждать наверняка сложно. По официальной версии и её собственным словам её родители имели боснийское происхождение. Подробнее о ней можно почитать в Википедии.
  9. Что же, можно только приветствовать, что редакция обратилась к теме исламизированных армян. Делать это надо гораздо чаще, чем это делают армянские СМИ. Статья, как мне кажется, получилась немного путанной, оставила больше вопросов чем ответов. Впрочем тема такая, что во всем разобраться не так просто. Для начала важно задуматься об этой проблеме, о том, что необходимо работать с исламизированными армянами. Наше государство практически ничего не делает в этом направлении. Сколько уже говорилось, что для начала надо организовать из Еревана радиовещание на армянском, курдском и турецком на территорию Западной Армении. В финансовом и техническом плане нам это вполне по силам, но правительство и пальцем не шевелит ради осуществления этой идеи. Да и немало в армянском обществе блюстителей "чистоты" армянской идентичности, для которых исламизированные армяне это отрезанный ломоть, с которым даже вести диалог нет необходимости.
  10. Из судьбы исламизированных армянок всем армянским мужчинам нужно сделать главный вывод. Нельзя подобно предкам допустить, чтобы с современными армянскими женщинами сделали, то, что турки сделали век назад с армянками Западной Армении. Сейчас уже у нас есть своё государство, и мы обязаны не допустить повторения трагедии. Это станет уже несмываемым позором. А чтобы не допустить, мы должны осознать к чему нас толкают казимировы, брайзы и прочие фасье. Какую судьбу эти "доброжелатели" готовят карабахским, а может быть и зангезурским армянкам, когда призывают армян уйти с "оккупированных" территорий. Ну им-то судьба армянских женщин безразлична. Но она не должна быть безразлична нам!
  11. Грустная история.
  12. А что плохого в том , что армяне отуречиваются. Турция ВЕЛИКАЯ нация. Плохо то вам от этого не будет. 80% армянских фамилий итак имеют тюркское происхождение. Например , Кочарян, от турецкого слова Кочяри, то есть кочующий. Демирчян, от слова Демирчи, т.е. кузнец. Аллахвердян или Алавердян, означает по Тюркски богом данный. Азизян, от Тюркского слова Азиз, т.е. Родной, Дорогой. Игитян, от слова ИГИТ т.е Герой. Асланян, от слова Аслан, т.е Тигр. А потом Мурадян,Агабекян, Шахбазян . А Капутикян ? От слова КАПУ это дверь. ТИКЯН кто строит или ремонтирует дверь..... ВОТ ГОСПОДА АРМЯНЕ И ПОЖАЛУЙСТА. И НИКАКОЙ, КАК ВЫ ЛЮБИТЕ ВЫРАЖАТЬСЯ.. АЗЕРСКОЙ ПРОПАГАНДЫ.. ТОЛЬКО ФАКТЫ.
  13. Самомнение выше Эвереста. Во-первых, о "величии" турок говорят только сами турки (а вот у других народов ни слова о величии турок, зато множество пословиц и поговорок, в которых слово турок имеет отрицательное значение). В корне некоторых фамилий имеется персидский компонент, а не тюркский. Аналогично, "исконные" тюркские имена (и слова тоже) - заимствования из персидского и арабского.
  14. Ошибаетесь. Таких слов на фарси нет. Странно . Даже когда в лицо предъявляешь самые простые аргументы , вы все равно говорите нет. Но во 1х это легче всего . Во 2х суть то от этого не меняется. ИТАК ПРОДОЛЖАЮ : Гарибян от турецкого слова Гариб т.е. чужой, далекий. Ханбабян от слов ХАН и Баба переводится с турецкого отец. Мирзоян т.е. Мирзя означает с тюркского князь. Шахназярян т.е. слово Назярят при шахе смотритель. Азатян.это от тюркского слова АЗАТ т.е . свободный. Ордуханян - Орду означает с Тюркского армия, ХАН понятно что. Сафарян - От Тюркского слова Сафар т.е. Путешествие или Дорога. ПРОДОЛЖИТЬ ?
  15. Во-первых, я в своих предыдущих постах не говорил, что отуречивание армян это плохо? Где Вы это прочли? Речь вообще шла не об отуречивании а об исламизации. Может быть для Вас это одно и тоже, но не для меня. Во-вторых, если армяне отуречиваются, это безусловно плохо (вот теперь я это говорю). И это не имеет никакого отношение к тому, является ли турецкая нация великой (на что существуют разные мнения и нет четких критериев для определения истины). Всегда плохо, когда какая-то нация утрачивает свою идентичность и растворяется в другой. При этом совершенно не важно какая нация в какой растворяется. В-третьих, действительно многие армянские фамилии имеют тюркский корень, но это не имеет никакого отношения к отуречиванию. Отуречивание сопровождается в частности заменой фамилий, заканчивающихся на "ян", на тюркские по форме фамилии. А то, о чем Вы говорите, заимствование тех или иных слов из тюркского языка. В армянском немало заимствований и из фарси. Это вполне нормальное явление для всех языков и не ведет к потери национальной идентичности. Не уподобляться же Ататюрку, который в рамках общего изнасилования турецкой культуры заставил филологов исключить из турецкого языка все арабские заимствования.
  16. Вам наверняка известно , что Ататюрк В Турции почитается от мала до велика. Это национальный символ. И если говорить вкратце, то его целью Было создание светского государства. И это ему удалось. Другое дело , как и любой реформатор он совершал ошибки, какие то перегибы. Но от этого он не становится менее великим.
  17. Культ личности и покорное, безропотное преклонение перед ней очень свойствены туркам. Поэтому в их глазах он всегда велик.
  18. У меня есть грозненский знакомый по фамилии Гусейнов. Если слушать вас, то она произошла от русского "гусь". Как никак и окончание "ов" русское. Мне продолжать этот абсурд?
  19. Есть армянска фамилия Акопян. По русски можно написать Траншеев или Траншьян. Лет сто назад так и писали. Что говорить про Турцию? Обычное отуречивание всего. Не Константинополь, а Стамбул. И так до бесконечности.
  20. Приятно, что обсуждение стало вестись цивилизованно. Однако... Наши соседи почему-то забывают простую истину: кто сильнее, тот и прав. Когда у армян была своя государственность, у нас были Мамиконяны, Мецаренцы, Аматуни, Рштуни, Марзпетуни и др. нахарарские (княжеские) фамилии. И остальные фамилии были чисто армянские. Потом наступил ПОЛНЫЙ МРАК - господство на наших землях арабов, персов, турок... Да, все верно, у нас осталось это мусульманское "наследство" в виде фамилий с тюрскими или персидскими корнями. И меня коробят все эти сулейманяны, азизяны, ханбабяны... Будь моя воля - провел бы НАСИЛЬСТВЕННУЮ реформу (кто сказал, что всегда надо поступать "демократично", особенно в странах, которые далеки еще от демократии?). И послал бы куда подальше все это навязанное нам исламское наследие! Понимаю, это радикализм на грани насилия над человеческой личностью. Однако рано или поздно это надо делать. Чтобы наши соседи не тыкали нас лицом и не говорили, что мы все вышли из "исламской цивилизации". НИКОГО НЕ ХОЧУ ОБИДЕТЬ. Но если кто-то хочет поменять свою "исламизированную" фамилию с армянским окончанием -ян, тому надо эту возможность предоставить. А дальше - процесс пойдет. Нам такое САМООЧИЩЕНИЕ необходимо. Я ничего против ислама не имею. Но каждому свое. У нас одна культура, у них - другая. С 700-летним рабством пора кончать!
  21. Да, круто, но справедливо! ОДнако эти власти на такие радикальные реформы не пойдут. Для них это "исламское наследие" - что-то естественное, вроде дудука и лаваша. Да и мы, армяне, привыкли к таким исламизированным фамилиям. Что не есть хорошо.
  22. Мне тоже кажется, что от этого наследия османов, арабов, персов и прочих народов Востока, которые грабили и издевались над нами столетиями, надо отказываться. Макс абсолютно прав.
  23. Но только это надо делать деликатно и без принуждения.
  24. Дудук и лаваш - творения исключительно армянской культуры и быта. Сами слова "дудук" (в родственном русском - "дуть") и "лаваш" (от армянского "лав" - "хорошо", "хороший") принадлжежат исключительно индоевропейскому (армянскому) языку.
  25. Сосед, ты не совсем прав. Если слово на каком-то языке что-то означает, то это не значит, что оно принадлежит этому языку. Приведённые тобой слова имеют смысл во многих языках. «Демирчи» - не армянское, а тюркское слово. Но «капутик» чисто армянское слово и означает «синий», «синенький». Слова «ага», «азиз», «хан» - иранские. Слово «азат» - армянское, хотя бы, потому что это слово присутствовало в армянском языке ещё до н.э., когда вас не было не только в наших краях, но и в Средней Азии. В армянском языке целое множество родственных слов – азат, азатк, азатутюн, азнив, азнвакан, азнавур, азг и т.д. В языкознании ещё в 19 веке доказано, что эти слова индоевропейские (армянские). Слова «назар», «назарет» встречается ещё в Библии, Иисус из Назарета. Так что, дорогой, молчи, коль не знаешь. Знаешь поверхностно и только так, что тебе по душе. Но есть наука этимология, где на все твои дилетантские измышления есть чёткие научные ответы. Удачи, туркофил!
  26. А здесь и не ученые выступаЮт. Разговор идет о простых вещах, которые вы и не признаете.У вас по принципу ,,сам дурак,, и все. Ничего удивительного действительно нет в том, что находясь в окружении более сильных стран и этносов, а то и находясь в составе, армяне переняли многоое у них. Так что , молчи сам.
  27. То, что вы этимологию называете этнографией, говорит о ваших познаниях. Пишите, что хотите и сами же восхищайтесь собой. Вы мне не пара для дискуссии. Не собираюсь бороться с вашим невежеством, без толку, поэтому сдаюсь. Победила неграмотность.
  28. Тюркское влияние было на армянских диалектах, а в литературных армянских языках оно равно нулю. Здесь, наоборот, сильно армянское влияние. Было время, когда турки пользовались армянским алфавитом. Даже очень уж тюркское слово «демирчи», где однозначно тюркское окончание «чи» («джи»), основание «демир» не убеждает. Дело в том, что это слово в разных вариациях – демир, дамир и др. распространено у арабов, таджиков и других среднеазиатских народов. Если это слово происходит от имени Тамерлана, Темура или Тимура, как человека железного, то имя «Тимур» есть искажение санскритское слова «мурти», что означает «лицо». В армянском – мрут (морда). Обратите внимание на сходство слов мрут, мурти и морда, имеющие практически один и тот же смысл – лицо, морда. Не всё так просто, как кажется с первого взгляда, уважаемый сосед. В одном вы бесспорно правы: сильно влияние Османской империи на западноармянские фамилии. Но произойдёт очищение: Демирчян, например, превратится в Дарбиняна и т.д. Удачи! Не обижайтесь.
  29. Очищаться нам давно пора.
  30. Я тоже так думаю. Но эти власти ничего менять не будут. Не их уровень.
  31. Вы правы, однако, возвращение армянских имен и фамилий дело не властей, а конкретных людей. А благоприятные условия для самоочищения должны создавать все – власти, толпой жадной стоящие у трона, деятели науки и культуры, деловые люди и просто люди, обычные и необычные армяне – мы все вместе.
  32. Каждый человек, имеющий исламизированную фамилию, должен решить для себя вопрос сам. А деятели культуры должны в этом вопросе вести просветительскую работу. ПОРА НАЧИНАТЬ!
  33. Однажды змей Каталикос, Настроив всех армян нос в нос, Изрек: «Настал наш звездный час! Господь, и Франция за нас! А по сему, отбросив страх, Сперва попросим Карабах, Затем, друзья, отбросив стыд, Начнем вопить про геноцид Побольше слез и жалких рож, Господь простит нам эту ложь! Кричите, будто Карабах, В первоисточниках - Арцах! И чтобы каждый армянин - Историк, врач, простолюдин Твердил одно, как попугай, Что Карабах - Армянский край. Возможно номер наш пройдет, Случится чудо, повезет Удастся тюркам навредить А то к чему на свете жить? Лет через 20 отдохнем, В России шухер заведем И у доверчивого Вани Отхватим земли до Рязани. Как говорит Капутикян, Не жить планете без армян! Мудра, расчетлива природа, Семья не может без урода!»
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты