№ 7 (142) Июль 2009 года.

Мэр Еревана – Гагик Бегларян

Просмотров: 4758

Сперва о некоторых законодательных особенностях выборов 31 мая в мэрию Еревана. Выборы, как мы уже писали, непрямые – мэра выбирает состоящий из 65 человек авагани, или Городской совет. Ереван для Армении - это примерно то же, что и Москва для России. Здесь средоточие ресурсов, и для стран с неустоявшейся демократией подобные выборы становятся борьбой не на жизнь, а на смерть, где победитель получает все, а проигравший полностью сдается на его милость. И чтобы не напрягать победителя, не набравшего больше половины голосов, политическими союзами, в январе в Избирательный кодекс было внесено положение о «бонусе», согласно которому партии для полной победы достаточно набрать не 50, а 40% голосов. Это «ноу-хау» отечественного производства «облегчило» задачу властной Республиканской партии Армении на очень важные 10%.

Весь май месяц прошел под знаком предвыборной борьбы, но без шествий и карнавалов, которые могли бы преодолеть уныние и скуку кампании, отмеченную всеми, не участвующими в борьбе. РПА сполна использовала административный ресурс, создавая иллюзию, что предвыборная активность власти по асфальтированию и озеленению продолжится и после выборов. Гагик Бегларян, нынешний мэр и первый номер в списке республиканцев, ходил со свитой по дворам и лично убеждал сограждан, что после его избрания все будет просто замечательно. Иногда, правда, он срывался на блатные манеры, но в дворовой агитации, особенно если дело касается удаленных от центра районов, трудно сказать, хорошо это или не очень.

Как партия власти, патронирующая искусства, РПА пристегнула к избирательной кампании известных артистов и мастеров слова, частично возродив ритуал советских парадов, когда декламаторы срывающимися от пафоса голосами читали патриотические стихи. Однако в дворовом оформлении, когда публике в спортивках противостояла костюмно-галстучная свита претендента, выступления профессионалов смотрелись, как плохая самодеятельность.

Гагик Царукян, лидер партии «Процветающая Армения», тоже ходил на встречи с избирателями, заслоняя своей мощной фигурой чемпиона по армрестлингу кандидата в мэры от своей партии – министра здравоохранения Арутюна Кушкяна. Основным аргументом Царукяна в убеждении электората был лозунг «Наше слово – дело». Сказать, что этот лозунг обладал мистической убеждающей силой, было бы, конечно, серьезным преувеличением. Ни речи, ни сама кампания ППА не блистали разнообразием, но на кон был поставлен серьезный финансовый ресурс олигарха, и рука профессионалов от избирательных технологий, как это часто бывает у людей с большими деньгами, не чувствовалась.

Что же касается оппозиции в лице Армянского национального конгресса (АНК), то выглядела она просто бледно. Мальчики с лицами «ботаников» говорили о том, как они всячески будут добиваться смены власти в стране, отделываясь общими словами об управлении городом. А Левон Тер-Петросян, решив подпустить теплоты, ударился в воспоминания городского детства. Как это часто бывает с интеллигентами – о драках, которые призваны были сделать его биографию более объемной. Признав правоту власти в уступках Турции и допустив тем самым технологическую ошибку, он серьезно уменьшил свое политическое своеобразие, став всего лишь претендентом на власть, но не на ее изменение.

АРФ Дашнакцутюн, имея определенный опыт предвыборной борьбы современными методами, не сумела его использовать и выглядела слабее обычного. Утеряв административный ресурс как партия коалиции, она не успела приобрести оппозиционное обаяние. Имея еще вчера в правительстве три министерских портфеля, она отчалила от властной гавани, не успев приплыть в оппозиционную. Кроме того, ее состояние не власти и не оппозиции (в бытовых терминах – ни рыбы ни мяса), надо полагать, привело к серьезным противоречиям внутри партии, превратившим ее из партийного монолита с историей и мифами в неприкаянную политическую единицу с разбродом и шатаниями внутри. К тому же и претендент на мэрство от партии Арцвик Минасян совершенно не воспринимался как возможный градоправитель.

Партию «Страна законности» в предвыборной кампании возглавила Егине Бишарян, страстный, можно сказать, трибун, но не более того. К тому же ереванцы, как это было выяснено соцопросами, еще не развились до гендерного равноправия и к женщине на посту мэра отнеслись с подозрением. Что же касается самой партии, то во время президентских выборов ее лидер Артур Багдасарян примкнул к власти, получив за это пост секретаря Совбеза, и потерял тем самым существенную часть своего электората, возлагавшего надежды на СЗ как носителя идей экономического либерализма.

Остальные претенденты на места в авагани - Народная партия Тиграна Карапетяна и Рабочая социалистическая партия Армении во главе с Мовсесом Шахвердяном составляли всего лишь избирательный фон, но с претензиями на победу. Тиграну Карапетяну принадлежит телеканал «АЛМ», по которому он много и с удовольствием выступает, и потому широкой публике он известен. Мовсес Шахвердян же известен только в узких кругах родственников и знакомых, и рамки своей популярности ему, скорее всего, не суждено было раздвинуть.

Все обещали «сделать красиво», пытаясь не погружаться в технологические детали, в итоге приходя к заключению, что ереванец должен жить достойно. Видимо, действительно претенденты верили в то, что придут к управлению городом, и, чтобы не брать на себя лишнего, говорили все в общем. Типа мусор надо вывозить, зеленые зоны щадить. О том, что земля под строительство за взятки продаваться не будет, если и говорилось, то как бы между прочим. И приносить клятвы, что будут чтить Генплан, как Библию, претенденты старательно избегали. Надо полагать, что предвыборным программам тяжеловесы явно предпочитали работу с избирателями лично. И это тоже удержало предвыборную кампанию от превращения ее в веселенькое общегородское шоу.

Может, еще и потому, что предвыборная кампания была скучной, самой популярной ее фигурой стал социолог Аарон Адибекян, прогнозы которого постоянно сопровождаются скандалами. Сам по себе социологический прогноз перед выборами взрывоопасен, потому что из семи победителей прогноз определяет одного. Каждый претендент, популярный, известный или неизвестный вовсе, пытается внушить избирателям уверенность в своей победе. И тут вдруг является социолог и пытается открыть публике глаза. Надо сказать, что прогнозы Адибекяна из раза в раз оправдываются, что еще больше нервирует участников гонки, и уже несколько лет его называют человеком, озвучивающим результаты, которые в итоге «нарисует» власть. Доходит до того, что вполне грамотные люди начинают заявлять, что не только результаты Адибекяна сфальсифицированы, но и в такой стране, как наша, не может быть социологии.

Согласиться с прогнозом означает потерять кураж. Но, с другой стороны, неприятие прогнозов показывает еще и переоценку, временами фантастическую, своих возможностей. Представители АНК, например, довольно искренне полагали, что наберут 85% голосов, считая при этом, что партия власти при честных выборах не способна набрать и пары голосов. И это тоже зря, потому что существует весьма многочисленный электорат, так или иначе аффилированный с властью и потому не жаждущий больших перемен. У кого-то магазинчик с прикормленными представителями власти, у кого-то во власти покровитель и т.д. А смена личностей, как убеждены многие, никак не означает смены формулы власти. В свое время был очень популярен фильм Курта Гофмана «Мы – вундеркинды». Там пьяный нацист говорил уборщице туалета, что вскоре все изменится. «В уборную ходить все равно будете», – заметила про себя уборщица. Говоря о нас, можно сказать, что многим устоявшийся быт кажется ценнее мутных перемен.

Итак, 31 мая, выборы. Первый скандал случился около полудня в исполнении депутата парламента от «Процветающей Армении» Наиры Зограбян. Председатель избирательного участка Асмик Казарян, видимо, не сумев правильно рассчитать свое поведение, удостоилась от депутата оплеухи. По первоначальной версии – двух. В веб-сайтах эта новость сразу попала на первые места. Далее заявления сторон по этому поводу стали терять остроту, и все завершилось заверением на сайте полиции, что ничего такого не было, никто никого не оскорблял, не бил, а самое главное – весь избирательный процесс протекает нормально.

На следующий день были объявлены предварительные итоги голосования, которые 6 июня обрели практически окончательный вид. Проголосовало 404 634 человек, около 52% от общего числа избирателей. РПА набрала 186 630 голосов, или 47,43 %, ППА - 22,65 %, и АНК - 17,57 %. Остальные партии не смогли преодолеть барьер в 7%.

Другие итоги – пересчет голосов на восьми избирательных участках, двое находятся под судом. Они признались во всем, процедура суда в таком случае ускоряется, ко всеобщему удовольствию сторон. Обычно в таких случаях патронирующая фальсификации сторона берет на себя обязательство по моральной и материальной компенсации пострадавшим в предвыборной борьбе.

Формулировка Миссии европейских наблюдателей стандартна – были отдельные нарушения, которые на результаты выборов повлиять не могли, с одной стороны, с другой – эти выборы оказались лучше прежних. Но и для АНК, и для АРФ Дашнакцутюн, независимо от европейских оценок, результаты выборов оказались шоковыми. АНК не сумел набрать того, что Левон Тер-Петросян набрал во время президентских выборов прошлого года, а АРФ Дашнакцутюн зафиксировал для себя беспрецедентно низкий результат. Естественно, что никто, в том числе и другие партии, кроме РПА, не стали искать своих ошибок, свалив все на власть, которая грубо воспользовалась своими ресурсами. Даже лидер ППА выразил недовольство выборами, пожаловавшись на то, что административный ресурс, работавший на РПА, оказался непреодолим.

С требованием о признании выборов недействительными обратился в Центральную избирательную комиссию только АНК и 6 июня получил отказ. Ответ АНК тоже не заставил себя ждать конгресс отказался от 13 мандатов авагани, которые причитались им в результате выборов. Это решение АНК (считай, Левона Тер-Петросяна) было весьма неоднозначно воспринято и внутри АНК. Лидер армянских марксистов Давид Акопян, которого неизвестно каким ветром прибило к декларативно исповедующему либерализм АНК, назвал это решение «политическим идиотизмом», добавив, что от своего мандата отказываться не намерен. Марксист оказался верен дореволюционным лозунгам Ленина использовать любую трибуну для пропаганды большевизма.

11 июня в присутствии высшего истеблишмента страны состоялась церемония присяги нового мэра, которую АНК проигнорировал. Гагик Бегларян провозгласил целями мэрии изменение атмосферы общественной жизни, повышение качества отношений «гражданин - городские власти», формирование более совершенной культуры жизни в городе. «Наш общий дом – Ереван должен быть современным, чистым, зеленым и красивым», сказал мэр. Можно надеяться, что если это ему не удалось на посту префекта общины «Кентрон», то на посту мэра, того гляди, получится. В Ереване ныне популярен слух, что Гагик Бегларян уйдет в отставку, чтобы уступить свой пост самому эффективному экспрефекту одной из общин Еревана Тарону Маргаряну – второму номеру в списке РПА. Но тут, конечно же, больше мечты, нежели трезвого расчета. Тарон Маргарян, как эффективный администратор, гораздо менее управляем, нежели Гагик Бегларян, и ему, скорее всего, предстоит гораздо более сложный путь к политическим вершинам.

«Процветающая Армения», скорее всего, откажется от постов префектов общин, чтобы взвалить всю ответственность по управлению городом на РПА. В какой-то степени это означает отказ от сотрудничества с властью, и ей придется по-новому выстраивать свои отношения с ней как в авагани, так и во властной парламентской коалиции. Эта партия набрала весьма серьезный процент голосов, в авагани она осталась фактически наедине с РПА, и их отношения, скорее всего, будут пересмотрены. «Страна законности», надо полагать, постепенно покинет политическое поле, поскольку стала просто неинтересной. Что же касается АРФ Дашнакцутюн, то просто исчезнуть она не может – за ней серьезный исторический ресурс. Ее первоначальные заявления о том, что она собирается стать т.н. конструктивной оппозицией, которая иногда будет мягко журить власть за упущения, вряд ли будут способствовать ее самосохранению. Так что ей придется очень серьезно поработать над своим будущим имиджем.

В АНК есть достаточно весомый блок либеральной интеллигенции, которой не очень нравится происходящее, и не исключено, что они попытаются стать самостоятельной политической единицей. Они понимают, что нельзя постоянно разочаровывать людей, обещая им победу и терпя поражение, и, кроме того, им не совсем понятна инфантильная приверженность своего вождя к бойкотам.

Что же касается РПА, то она, набрав огромную власть, чем дальше, тем больше становится инструментом в руках президента, что не очень устраивает тех ее членов, которые пытаются видеть в партии идеологическую основу. Им бы хотелось, чтобы партия сохранилась и после потери власти, что, в общем-то, трудно будет сделать в отсутствие равного по силе конкурента. Так что проблемы есть у всех, и сегодня партии активно трудятся в закулисном режиме, и, как говорят опять-таки люди знающие, эта активность не спадет и в летний зной.

Арен Вардапетян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 14 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Новому мэру не верю ни на грош! Он же был префектом общины Кентрон. И ничего толком не сделал полезного. Только землю под рестораны распродавал.
  2. Выборы состоялись,мыр избран и ничего нельзя изменить.Можно только надеяться,что Бегларян будет лучше Захаряна.
  3. Этот активный жулик. глазки бегают. Захарян был пассивный и вальяжный жулик. Вот такой выбор дорогих наших ереванцев. Я в шоке!
  4. Систему надо менять, а не мэров. Не верю я в этого Бегларяна. Он человек порочной системы, когда все продается и покупается - жирный кусок земли в центре города, должность, честь, совесть... Посмотрим, что он сделает хорошего для Еревана. МУСОР ВЫВОЗИТЬ БУДУТ?
  5. Макс, дорогой, какой мусор! У Гагика Бегларяна расширились горизонты для личного бизнеса. Это вообще абсурд, когда выбирают "совет старейшин" и по партийным спискам. Любой аферист, который сделает карьеру в партии власти, может стать мэром.
  6. Мне очень нравится новое здание мэрии Еревана. А мэры - совсем не нравятся. Коррупционеры чистой воды.
  7. На выборах мэра победила партия взяточников. Ура, товарищи!!!
  8. Ереванцы проголосовали за этого человека. Хотя у меня никакой симпатии к людям с именем Хачик-Вачик-Гагик-Овик и прочим -икам нет и никогда не было! А самоепечальное, что к лучшему этот Гагик ничего не изменит. Он из той же властной обоймы. А у них одна философия - собственные карманы.
  9. Меня удручило в этих выборах одно. Нужно было выбирать мэра-хозяйственника. Он бы сказал, что мусора не будет, парков и садов построю столько то, рабочих мест открою столько то, столько то очередников получат квартиры, такие то новые достопримечательности в /Ереване будут открыты... А вместо этого были какие-то выборы Совета старейшин (откуда эта азиатщина пришла, из Кабула или Дербента?) и демагогия политиков. А с республиканцами тягаться остальным было просто бессмысленно. Я этому Бегларяну тоже не верю.
  10. Еревану нужен ВНЕПАРТИЙНЫЙ мэр-хозяйственник. Со вкусом, понимающий эстетику городской среды, честный, энергичный, предприимчивый. А не торгаш, который будет продавать землю под кабаки СВОИМ людям. Грустно...
  11. У Бегларяна есть шанс проявить себя. Посмотрим...
  12. А вы читали последнюю новость? Резиденция католикоса кроме Эчмиадзина появится и в Ереване. Казалось бы, хорошая новость. Пусть будет еще один божий храм и красивое здание. Однако вскоре моя радость прошла. Оказывается, строить будут в самом центре города, на углу Абовяна и Саят-Нова. Там уже одна церквоь есть. И вместо того, чтобы построить эту резиденцию где-то в другом месте, опять лезут в центр. ЕРЕВАН НЕ РАЗВИВАЕТСЯ, границы города не расширяются. Два полюса создаются. Центр - для богатых, окраины - для бедняков, где выходят из дома в домашних тапочках и пижамах, где царят маргиналы. Это ПЕРВОЕ ОШИБОЧНОЕ решение нового мэра. Он так хотел католикосу угодить. Я был очень расстроен.
  13. Согласен.И если принимаются такие важные решения,их должен принимать житель Еревана,путем референдума или депутаты горсовета.
  14. Я тоже возмущен! Эти недоумки хотят, чтобы Ереван ограничивался парочкой проспектов и рапараком. И все! Вся толкотня в центре будет. Главное, чтобы бизнесу было хорошо со своими кафе и магазинами, чтобы торговля шла хорошо. Эти недоумки не понимают, что город должен развиваться! У них одна цель - в карман деньги положить от взяток за землю в центре города. И Бегларян в этих безобразиях играл первую скрипку. Вот кого ереванцы выбрали.
  15. В ереванской мэрии расклад примерно такой. Все верно. Хороший бизнес люди делают. А на развитие города наплевать.
  16. У них вообще есть ли Генплан развития города? Все в центре нельзя строить!!! Скоро по Еревану пешком можно будет ходить. И ще мне Бегларян не нравится тем, что лоббирует своих людей. Так, развивают уродливые маршрутки, потому что взятки получили. А метро государственным мало пользуются. Это позор!
  17. Сейчас про этого Бегларяна много пишут и говорят. На миллионы недвижимости у скромного чиновника! А теперь еще больше станет. Деньги к деньгам. Только будет ли прок от этого Еревану?
  18. Парень пошел на повышение. Раньше Гаго делал деньги только будучи главой общины Кентрон, а сейчас масштабы его финансовой деятельности во много раз возросли. И еще одного мафиози за собой повел, сделал замом, сына бывшего премьера Маргаряна (ИДЕОЛОГ ВСЕХ КОРРУПЦИОНЕРОВ-РЕСПУБЛИКАНЦЕВ), хозяина Авана.
  19. Ничего в Ереване меняться не будет. Болото, стагнация будет с такими руководящими кадрами. Обидно.
  20. Похоже, так и есть. Власть - для богатых, а не для народа и города.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты