№ 01 (148) Январь 2010 года.

Воображая купол небесный

Просмотров: 4371

Георгия Франгуляна называют одним из самых востребованных российских скульпторов. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, в художественных галереях, корпоративных и частных коллекциях Венгрии, Италии, Германии, Бельгии, Англии, Швеции, Австралии…





Георгия Франгуляна называют одним из самых востребованных российских скульпторов. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее, в художественных галереях, корпоративных и частных коллекциях Венгрии, Италии, Германии, Бельгии, Англии, Швеции, Австралии…

Художник всегда живет в двух измерениях: физическом и метафизическом. И если его существование в реальности единично, ограничено и конечно, то шедевры уже почти не принадлежат создавшим их рукам, а отправляются в свободное путешествие. И творения Георгия Франгуляна уходят от него в поисках своей точки опоры, оставаясь в мастерской в Земледельческом переулке воспроизведенными копиями. Булат Шалвович Окуджава теперь прогуливается по краю рабочего стола так же свободно и органично, как и на Старом Арбате. Только взгляд его в мастерской устремляется к бронзовому распятию на стене или к Петру I, чей царственный образ теперь завораживает и жителей Антверпена.

Первую работу Франгулян вылепил еще школьником, после участия в спектакле по драме Софокла «Филоклет». Античность и эпоха Возрождения вошли в его кровь еще и во время долгих прогулок по залам Музея изящных искусств на Волхонке. Кто бы мог предсказать тогда, что в 2006 году здесь пройдет его оригинальный авторский проект (более 200 работ: бронза, мрамор, графика, живопись) и экспериментаторский дух Франгуляна высоко оценит директор музея Ирина Александровна Антонова. Были там царица Елизавета Петровна, скачущая на лошади, тремя годами ранее установленная в Балтийске, фрагмент композиции, посвященной Иосифу Бродскому, а скульптурная реинкарнация Пушкина осталась в музее навсегда.

Памятник Булату Окуджаве











«Античный ген», угаданный во Франгуляне искусствоведом Вадимом Полевым, быть может, является для его творчества мощным маховиком, который невозможно остановить. Франгулян – полигеничен и многонационален. Где мастер проснется поутру – в афинском Парфеноне времен Фидия или в гостях у Альберто Джакометти на парижской улице Мэдро, он и сам не знает. А великолепные супрематические торсы, любовные мини-симфонии, сыгранные с помощью карандаша, сангины с добавлением белил навсегда отобьют желание классифицировать и искать его «школу».

Кто-то приписывает его к ряду итальянских ваятелей XX века, там есть и Манцу, и Марини. Сам скульптор на это отвечает, что, конечно, любит Италию, не зря же в Венеции у острова Сан Микеле плывет в скульптурной ладье Данте со своим великим проводником в царство мертвых, а его «Распятие» (установлено в соборе Святого Франциска в Равенне) освящено Ватиканом. К тому же Италия в чем-то похожа на Кавказ, где есть теплое море и много солнца. Никакие «контексты» мастеру не нужны, ведь не существует одинаково вылепленных рук, ног, пальцев.

Национальное, по большому счету, можно сохранить в декоративно-прикладном творчестве. Остальные мастера имеют возможность преодолеть законы притяжения к той земле, которая их родила или дала кров. Вся история мирового искусства – для скульптора исхоженная вторая родина, а первой был тбилисский старинный Сололаки, и по сегодняшний день собирающий музыкантов, художников, поэтов… То, что Франгулян родился в Тбилиси, он считает большим счастьем, ведь только такие перекрестки, где вместе живут грузины, евреи, русские, армяне, могут заряжать человека на всю жизнь, где бы он ни оказался впоследствии. Здесь работает географический детерминизм: Тбилиси находится в котловине и протянулся вдоль Куры, став изобильным местом, щедрым на тепло и краски. С горечью Георгий Вартанович говорит об Армении, каменистую почву которой так тяжело обрабатывать. Зато армяне, проживая высоко в горах, ближе к небу.

А р м я н с к а я общественность заинтересовалась личностью и работами Георгия Франгуляна после открытия памятника Окуджаве, созданного им вместе с архитекторами Игорем Поповым и Валентином Прошляковым. Тогда и пришел в мастерскую к скульптору Армен Смбатян, прокладывая дорогу московскому армянству к удивительному живому музею в Земледельческом переулке.

В 2006 году в Москве, в Брюсовом переулке, в сквере у Дома композиторов был открыт памятник выдающемуся армянскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну. Государственную и общественную значимость этого проекта подчеркивал тот факт, что памятник открывали Роберт Кочарян, тогда президент Армении, Юрий Лужков, Людмила Путина.

Одна из самых известных последних работ Георгия Франгуляна – памятник Борису Ельцину, который был открыт в апреле 2008 года на Новодевичьем кладбище в Москве, спустя год после смерти первого президента России. Георгий Франгулян, по его признанию, хотел создать «символ новой России». Памятник был сделан предельно лаконичным. Семья и представить себе не могла лицо Бориса Николаевича в камне. После открытия Георгий Вартанович делился своими воспоминаниями о предварительном этапе работы, когда эскиз родился у него сразу после полуторачасового разговора с семьей Ельцина.

Георгий Франгулян не устает повторять, что в своем творчестве он идет не от желания увековечить внешнее сходство ушедшего человека, а отыскивая пластические решения, передающие харизму, духовность ушедшего. Так рождались скульптурные памятники русскому поэту, лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому, знаменитому одесситу, создателю «Конармии» Исааку Бабелю, мемориальная доска академику Дмитрию Лихачеву

Недавно Георгий Франгулян, минуя промежуточное звание члена-корреспондента, стал действительным членом Академии художеств России. Настоящий мастер и должен выламываться из шаблонов и предлагаемых обстоятельств.

Для сотворения своего мира Франгуляну не нужны линейка и циркуль. Кто пользуется ими, не имеет отношения к искусству. Любая формула, созданная кем-то из предшественников, быстро устаревает. Он может оглянуться назад, но ненадолго, потому что больше всего любит скульптуру, которую отольет завтра.

Всех читателей газеты «Ноев Ковчег» Георгий Вартанович поздравляет с Новым годом и желает всегда иметь небесный купол над головой. А если его нет, его обязательно нужно вообразить.

Валерия Олюнина

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 90 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Почему этот выдающийся скульптор не поставит какой-нибудь памятник в Ереване? Церетели сделал прекрасный подарок родному Тбилиси - колонну с Георгием. Сегодня она украсила город. А Франгулян?
  2. Добрый день! Для понимания ситуации: портретного памятника Елицину работы Франгуляна не существует. Есть только триколор с памятной лентой , о чем и писалось в авторском тексте....
  3. Валерия, это все прекрасно. Но и вопрос, мне кажется, задан по существу. Почему Франгулян не сделал что-либо для исторической родины? Лично мне это, простите, гораздо важнее, чем памятник на могиле Ельцина.
  4. Неправда! От автора тоже зависит. Он мог бы с инициативой выступить, обратившись к властям Армении. Пока он этого не делает. И для меня Франгулян такой же, как и Ерицян со своим "Словом" - оба пропагандируют чужую, хоть и близкую нам, культуру. Никакого патриотизма... А вот Церетели молодец!
  5. Согласен, было бы желание у них. У Франгуляна с Ерицяном. Армянам от них пока пользы никакой. Да, приятно, что наши соотечяественники. Но не более того. Никакие они не патриоты. Патриоты помогают своей Родине. А эти талантливые люди - нет!
  6. Франгулян - великолепный скульптор, от Бога! Но не патриот, это верно.
  7. С Новым годом, уважаемая Валерия! Вы передайте, пожалуйста, скульптору пожелания читателей НК. Может, Франгулян что-то решит для Родины сделать. Посмотрите, какой великолепный у него Данте в Венеции! А почему бы не создать Ноев ковчег и установить его в Ереване на фоне седого Арарата? Чем не грандиозный проект?!! Передайте Франгуляну.
  8. Дорогие друзья, спасибо за комментарии! Я просто распечатаю этот лист и перешлю Георгию Вартановичу вместе с газетой. Только подожду, когда сообщений накопится побольше, чтобы это имело смысл. Я считаю, что любое национальное искусство должно развиваться и вглубь и вширь. Вы же не станете упрекать русского поэта Иосифа Бродского в том, что он не писал былины, а русских художников -реалистов в том, что они не делали лубки. Также хочу сообщить, что, к моему глубокому сожалению, никогда не была в Армении.....Погоды стоят жаркие, а годы тяжелые.....но надо,надо выбраться, чтобы увидеть....
  9. НЕт, милая Валерия, сравнение тут не совсем уместное. Были и прочие литературные произведения существуют на страницах книг, которые порой не открываются годами. А тут другой случай. Тут скульптура в самом городе. Горожане и гости любуются этой красотой ежедневно! Я тоже прагматик и понимаю тех, кто высказался выше. Армянин Франгулян украшает чужие города своими прекрасными работами. И мне от этого ни холодно, ни жарко. Пусть создаст что-то для РОДИНЫ. Вот это будет благородно! Будем приезжать в Ереван, а я там бываю каждый год, и будем любоваться. А вы, Валерия, правильно решили собрать побольше высказываний и направить уважаемому скульптору.
  10. В Москве, Антверпене, Венеции, Брюсселе его великолепные работы. Но не в Армении. Разве нам не обидно?! А идея с Ноевым ковчегом на фоне Арарата мне понравилась. Я за! А деньги собрать - не проблема! Слава Богу, в диаспоре это умеют. К тому же на благое дело все дадут. А я бы еще предложил кандидатуру первого христианского царя в мире Абгара. По легенде, он приглашал Иисуса к себе, в Армению. Хотя официально первым христианство принял царь Трдат.
  11. Поддерживаю! Теперь слово за уважаемым Георгием Вартановичем.
  12. Маэстро Франгулян велик и шикарен! Он участник и летописец Истории! В Истории он оставляет взгляд и интерпретацию художника-армянина! Это очень важно и ценно для армян. Мне не известны ситуации, связанные с отсутствием приглашения маэстро и его произведений в Армению. Но хорошо известна шкурность и плейбейство преставителей ее истеблишмента. Нам, армянам, необходимо содействовать задаче появления работ маэстро в Армении/Арцахе, без лишних и не нужных слов. Это будет славно, правильно и хорошо! Долгих лет и еще многих свершений, маэстро!
  13. Умница Валерия! Надо собрать все наши пожелания и передать Мастеру. Уверен, г-н Франгулян с удовольствием согласится, чтобы его работу установили в Ереване. А идея с Ноевым ковчегом мне понравилась. Ной уже стоит в Ереване, но его почему-то заперли за оградой президенсткого дворца. Напару с Тиграном Великим. Идиотская идея! Памятники должны стоять в доступных для граждан местах, а не в тесном дворике президентского дворца. А еще я рад, что разговор здесь идет не о "чистом искусстве" - ах, какой Франгулян великий скульптор! - а конкретно: нужно, чтобы его гениальные творения были и в Ереване. В этом сказывается и наш, армянский, практичный характер.
  14. А может господин Франгулян рассказать в газете, что у него был реальный замысел поставить какой-то памятник в Ереване, а ему там палки в колеса ставили?
  15. Знаете, помогать Армении или не помогать - дело чести и совести каждого армянина из диаспоры. Франгуляна к этой идее никто не подталкивал. Вот его памятники и стоят по всему миру, но не в Армении. Хотя другого известного скульптора, армянина из Франции, никто не уговаривал. Он сам привез за свои деньги памятник и подарил Еревану. Забыла его фамилию. Почувствуйте разницу...
  16. Заголовок - просто супер! Свежий и оригинальный. А за идею показать все наши пожелания замечательному скульптору вам, Валерия, отдельное спасибо.
  17. Спасибо, Валерия, за добрую статью. Я заочно влюбпен в Вас.
  18. Уважаемый Георгий Вартанович, а в самом деле, сделайте что-нибудь такое и для Еревана. Ведь тоже красивый и не чужой для вас город. А?
  19. Хорошая статья. Спасибо! А если еще будет практический эффект, о котором говорят форумчане, если Маэстро что-то для Еревана сделает, будет вообще супер. Франгулян выдающийся скульптор.
  20. Хорошая статья. Спасибо! А если еще будет практический эффект, о котором говорят форумчане, если Маэстро что-то для Еревана сделает, будет вообще супер. Франгулян выдающийся скульптор.
  21. Георгий Франгульян с радостью согласился сделать памятник "Армянам-жертвам политических репрессий" в "Коммунарке".Спасибо Мастеру!
  22. Конечно для Армении! Сколько можно ставить памятники по всему миру, но не на родине предков! Идея с Ноевым ковчегом в Ереване мне понравилась. Я за!
  23. Валерия, голубушка, вы не забыли передать уважаемому Мастеру наши пожелания?
  24. Добрый день! Как и писала, отправила г-ну Франгуляну газету вместе с распечатынными комментариями....за то, что вслед за этой акцией последует незамедлительная рефлексия, не ручаюсь....кто хочет писать мне в "личку", отвечу всем....мысленно с вами... автор
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты