Диалог продолжается
В московской галерее «Дом Нащокина» режиссер Отар Иоселиани представил свою новую картину «Шантрапа» (2010), впервые показанную на Каннском фестивале, а также на фестивале Завтра/2morrow, который недавно проходил в Москве. В марте фильм выйдет в прокат.
Он во многом автобиографичен, и, несмотря на то, что автор это отрицает, история главного героя, молодого грузинского режиссера, сыгранного Дато Тариэлашвили, напоминает историю самого Иоселиани. Отар Давидович поясняет: «Я хотел снять фильм о человеке, который проявляет настойчивость в своей профессии. Сначала я подумал о зубном враче, но мой французский продюсер уговорил меня сделать героя кинорежиссером. Ничего общего с моим личным опытом это не имеет. Мои фильмы запрещали, но мне от этого не было так больно, как моему герою».
«Шантрапа» - притча о том, как важно оставаться самим собой, полная поэзии и юмора. Ее действие происходит в Грузии и Франции. По сути, это два антагонистических пространства, но в них все же есть схожесть - подавлять свободного художника - идеологически или финансово. Как свою душу, запускает в небо почтового голубя главный герой, отправляя его на родину.
В «Доме Нащокина» «Шантрапу» эксклюзивно показывали не один раз - но всегда с успехом и благодарностью зрителей. И для Иоселиани, и для российских поклонников грузинского мастера остается важным не утратить диалог, продолжающийся не одно десятилетие. После августа 2008 года Иоселиани яростно критиковал действия российских властей и войск. Среди самых искренних - интервью, данное украинскому журналисту Александру Рутковскому, который констатировал определенную дистанцию между Иоселиани-режиссером, творящим с гуманистических позиций, и Иоселиани-политиком, не признающим право южных осетин на создание собственного государства. В частности, в этом интервью Отар Иоселиани сказал: «Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть. Это очень серьезно. Поэтому живите с русскими, как вам угодно. Целуйтесь с ними и говорите, что НАТО - это опасно, а Россия - это безопасно. Но возврат к прежнему невозможен! Двести лет терпения и презрения кончились!»
Эта встреча в Киеве состоялась в октябре 2008 года, а когда накипь сошла, Иоселиани, к счастью для обеих сторон, стал вновь приезжать в Россию. И все дело не том, что наша страна - сильнейший магнит даже для тех, кто ее ненавидит, а в том, что Отар Давидович любит Россию по-настоящему, может быть, сильнее, чем он сам предполагал, и его болезненная рефлексия были тому подтверждением. Сегодня о тех событиях он предпочитает не говорить. На встрече со зрителями он цитировал стихи Александра Пушкина, басни Ивана Крылова, признавался в любви к творчеству Михаила Булгакова, кинорежиссеров Бориса Барнета, Андрея Тарковского, из которого, к его сожалению, в России сделали икону, а он был обычным живым человеком. «Не терплю сановитых, - сказал залу Отар Давидович, - дрянь это все. Мой род имеет отношение к аристократии, но я предпочитаю об этом молчать. А в России тот, кто кичится титулами, должен помнить, что в то время, когда Николай II отрекся от престола, дворянство было грязное. В ту пору моему отцу, офицеру, было двадцать восемь лет, и он, срывая погоны, почувствовал свободу».
Но с Россией у Иоселиани действительно серьезно. Когда у режиссера возникли проблемы с финансированием съемок «Шантрапы» во Франции, где он не получил ни копейки ни от государства, ни от телевидения, режиссер сообщил, что покажет свою картину в Москве, и обратился в Сбербанк России за безвозмездной финансовой помощью. Сбербанк пошел навстречу и дал миллион евро. Разумеется, спасая картину, режиссер думал и о российских зрителях, которые тоже, как и грузины, дискредитировали свой кинематограф, производя поделки, как на фабрике. «Те люди, для которых мы делаем кино, в кино не ходят. Дамы в шиншиллах посещают концерты, не умея по-настоящему слушать музыку, ходят потому, что это комильфо. Но кино таковым сейчас не считается».
Валерия Олюнина
Оставьте свои комментарии