Переселение армян на Дон: правда и вымысел
…Какая красавица шла под венец в этом свадебном наряде? Любила ли она своего жениха или это был брак по расчету? Сколько было у нее детей, внуков? И кто из потомков подарил музею это бережно сохраненное прабабушкино платье?
Поши (женский головной убор), чарохи (кожаные лапти), маркрид коди (жемчужный пояс) – все это носилось, дарилось, береглось. А чьими руками отполированы деревянные орудия труда на другом стенде? Они такие старинные, что даже название и предназначение их нашим современникам неизвестно. Теперь это экспонаты Чалтырского этнографического музея.
Во время праздника по случаю 230-летнего юбилея переселения армян на Дон мимо музея по центру Чалтыря прошла процессия – запряженные лошадьми подводы, на которых сидели и лежали одетые в специально сшитые к этому дню костюмы «переселенцы» - самодеятельные артисты местного Дворца культуры. Это была часть театрализованного представления, или как сейчас модно говорить, «историческая реконструкция» тех давних событий, когда вот так же на подводах везли тех, кто уже сам не мог идти – старых, малых и больных.
Память о тех событиях переходит из поколения в поколение. Причем дома, в семьях, от дедов к внукам передается другая правда об исходе армян из Крыма, сильно отличающаяся от той, что писалась в учебниках истории.
Я спросила девчонок-семиклассниц из фольклорного ансамбля, выступавшего на празднике в Чалтыре, что они об этом знают.
– Армян переселили по указу Екатерины, но это был плохой приказ, столько людей погибло! – ответила за всех самая бойкая.
Так добровольным ли было переселение армян на Дон? Что стало истинной причиной этих драматических событий? Об этом мы беседуем сегодня с доктором исторических наук, профессором Педагогического института Южного федерального университета Саркисом Казаровым.
– Саркис Суренович, в брошюрах, изданных к юбилею переселения армян на Дон, еще раз пересказываются основные положения ставшей уже хрестоматийной книги «Краткая история донских армян». В ней исход из Крыма армян и греков описывается как благодеяние, спасение христианского населения от мусульманского ига и угрозы резни.
- Эту трактовку событий советские историки позаимствовали из трудов своих предшественников, из дореволюционной историографии. В ней бытовало твердое мнение, что христиане Крыма страдали от мусульманского ига, их в любой момент могли вырезать. Ту же версию поддерживали местные, донские армянские историки. Демонстрируя свои верноподданнические чувства, они придерживались официальной точки зрения.
Между тем уже в середине ХIХ века некоторые исследователи, например Петрушевский, признавали, что переселение было не добровольным.
В семейной традиции донских армян бытовало мнение, что людей вынудили к переселению, но вслух об этом тогда боялись говорить. Из поколения в поколение передавалась ностальгия по прежней жизни в Крыму. И можно понять человека, у которого был дом, виноградник, сад, поле – и все пришлось бросить. А самое главное, не в традициях армян добровольно оставлять могилы предков. В Крыму потомки анийских армян прожили больше трехсот лет.
Долгое время у переселенцев жила мечта вернуться назад, многие зарывали ключи от дома, деньги, ценности. Они уходили, как пишут историки, «унося за пазухой горсть крымской земли».
Если кто-то и хотел переселиться, то это подкупленная царской властью верхушка духовенства и богатые купцы, которые хотели выйти на российские рынки, развернуть там торговлю. Сохранились документы – ведомость, по которой были выплачены деньги архимандриту Петросу Маркосяну и католическому армянскому пастору Якобу.
Хан Шагин Гирей получил за молчаливое согласие на переселение своих подданных 50 тысяч рублей, Петрос Маркосян - 2820, митрополит греков Игнатий - 6500… Получили деньги люди, распространявшие слухи о том, что мусульмане собираются вырезать всех христиан…
На самом деле татары жили в горах, а армяне на побережье, и в общем-то они столетиями мирно сосуществовали.
Сохранились и документы о том, что человека, который не хотел переселяться, заковали в наручники, бросили в телегу и увезли насильно…
– Какую же цель преследовала царица Екатерина, выселяя армян и греков?
– Идея об ослаблении Крымского ханства путем выселения из него главных налогоплательщиков – христиан, которая якобы посетила царицу, - это просто глупость. Такая точка зрения не выдерживает критики. После первой русско-турецкой войны управлять Крымом стал ставленник России хан Шагин Гирей. В Крыму находились русские войска, здесь же находился русский наместник Константинов. Однако Крым стал приграничной зоной, где всегда могли развернуться военные действия. Видимо, Екатерина и ее советники с недоверием относились к армянскому населению и опасались, что в случае военных действий оно может поддержать татар.
Сохранилось донесение российского агента, который сообщал, что армяне «мало чем отличаются от татар». Они все были для российских властей «на одно лицо».
Но была и еще одна важная причина переселения. Царица Екатерина хотела вдохнуть жизнь в безлюдные южные степи. И ее расчет оказался верен: армяне-переселенцы наладили ремесла и земледелие, развернули торговлю. У армянских купцов были обширные торговые связи с Турцией, Индией, Италией, Францией и остальной Европой. Кстати, самые богатые купцы – Хатрановы, Ходжаевы, Абрамовы – приплыли на новое место жительства через Азовское море на своих кораблях. Нахичеванский порт имел главное значение до тех пор, пока в Ростове не построили таможню.
А очищенный от армян Крым российские власти тут же начали заселять славянским населением – русскими, украинцами, в основном крепостными крестьянами. На полуострове замерла экономическая жизнь, на рынке ничего нельзя было купить. Очень не скоро большими усилиями все снова стало налаживаться.
– О больших потерях переселенцев в пути не смогли умолчать даже официальные российские историки.
– Половина переселенцев погибла от холода, голода и болезней во время перехода, который растянулся на полтора года. Руководил им Александр Суворов, армянин по матери, он пытался облегчить участь переселенцев. Но он был солдат и выполнил полученный приказ. Народ бросили в голодную, холодную, безлюдную степь. Людям пришлось зимовать в голой степи в землянках и палатках, многие с ума сходили от холода. Ростовский историк Владимир Сидоров в частных беседах называл упомянутые действия царских властей геноцидом. Умер во время перехода и архимандрит Петрос Маркосян.
Сначала армяне и ушедшие вместе с ними несколько десятков татарских, грузинских и черкесских семей направились в район Екатеринослава (ныне Днепропетровск), но там не оказалось свободных земель для строительства собственных поселений и компактного проживания. Предложение властей разместиться в городах и селах, растворившись среди местного населения, переселенцы отвергли. Тогда армянам-католикам разрешили вернуться в Крым. А прихожанам Армянской Апостольской Церкви не позволили, они пошли дальше, в Россию.
Еще до конца неясна роль, которую сыграл в переселении духовный глава армян России архиепископ Иосиф Аргутинский. Он был заинтересован в увеличении своей паствы, а католики ему конечно же были не нужны.
У ряда исследователей колонизации донских степей пришлым населением можно встретить критику российских властей, которые, дескать, помогали армянам-переселенцам, а вот русским переселенцам такую помощь не оказывали. Однако забывается главное: переселение армян было организовано властями, переселенцы взамен утраченного имущества должны были получить компенсацию. А остальные жители этих мест, стихийно сюда переселившиеся, были беглыми крестьянами, и такой помощи, естественно, не получили. Поэтому сравнение здесь абсолютно некорректно.
Историки сходятся во мнении, что еще не вся правда о переселении армян на Дон раскрыта, не все документы в архивах изучены. Работы еще предстоит много.
Беседу вела Анна Лебедева
Оставьте свои комментарии