№ 2 (185) Февраль (1–15) 2012 года.

Влюбленный в разведку

Просмотров: 6687

10 января в Москве скончался Геворк Вартанян, легенда советской разведки, человек, предотвративший нацистский заговор против Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране в 1943 году. Многие помнят фильм «Тегеран-43», который рассказывал о том, как одна из самых секретных операций Третьего рейха была сорвана группой молодых людей, которыми руководил советский разведчик. Этими людьми и были Геворк Вартанян и Гоар Пахлеванян, ставшие прототипами героев фильма.

Недавно в Ереване вышла книга журналиста Гургена Хажакяна об армянских разведчиках «Соприкосновение с легендой: разведчики-нелегалы Геворк и Гоар Вартаняны». Открывается она историей о том, как внучка Черчилля, Селия Сандерс, после того, как Вартаняна рассекретили, специально приехала в Москву, чтобы поблагодарить супругов за спасение ее деда...

Книга возвращает нас в 1943 год, в Тегеран, где готовилась первая встреча лидеров «Большой тройки», решавшая судьбы миллионов людей. О ней стало известно Гитлеру, который распорядился сорвать переговоры. Немецкая разведка отправила в Тегеран Отто Скорцени – высококлассного диверсанта – «человека со шрамом», который с 1943 года был специальным агентом по особым поручениям Гитлера.

Скорцени должен был убить Сталина, Черчилля и Рузвельта во время Тегеранской конференции или, согласно второму сценарию этой секретной операции под кодовым названием «Длинный прыжок», выкрасть лидеров СССР, США и Великобритании в Тегеране, проникнув в посольство Великобритании со стороны армянского кладбища.

Благодаря действиям Геворка и Гоар, а также группы молодых разведчиков, были обезврежены более 400 агентов фашистской резидентуры, предотвращен фашистский террористический акт и, в конце концов, подписано историческое соглашение между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом об открытии второго фронта.

Сегодня эта операция – одна из самых засекреченных операций Гитлера – изучается во всем мире как идеальный пример работы контрразведчиков. Но еще недавно подробности работы Геворка Вартаняна были одной из самых важных государственных тайн.

В среде разведчиков нелегалы стоят особняком. В 50-е годы прошлого столетия именно советских нелегалов считал главной угрозой для США директор ЦРУ Ален Даллас. Биография этих людей, как правило, засекречена. 

На «невидимом фронте» Геворк Вартанян с 16 лет. Считается, что он – единственный разведчик-нелегал, который за полвека службы – с 1941 по 1992 год – не знал провалов. Единственный случай, когда Геворк Вартанян попал под подозрение и был схвачен, был в 1941 году. Двое членов его группы «засветились» и были срочно переброшены в Советский Союз. Вартанян, однако, вывел полицию на ложный след – на людей, которые на самом деле мешали работать советской разведке, и благополучно избежал провала.

Геворк Вартанян был первым разведчиком-нелегалом внешней разведки, который при жизни получил звание Героя Советского Союза, третьим после Р. Зорге и Н. Кузнецова, когда за его плечами было более 40 лет работы в разведке. Указ он получил за рубежом шифрограммой Центра. И лишь 20 декабря 2000 года, в день 80-летнего юбилея Службы внешней разведки России, его имя было рассекречено.

В книге Гургена Хажакяна рассказывается о том, как еще в 60-х годах супруги Геворк и Гоар, работая в Италии, рассекретили десятки баз НАТО. Они смогли наладить отношения с будущим директором ЦРУ, подружиться с министрами и генералами, президентами и монархами разных стран. Они блистали на светских раутах во многих столицах мира – богатый коммерсант и его красавица-жена. Геворка обычно принимали то за иранского бизнесмена, то за испанского журналиста.

Считается, что Геворк стал разведчиком под влиянием отца, Андрея Вартаняна. Тот тоже был разведчиком-нелегалом и проработал на советскую разведку в Иране 23 года. Прикрытием для иранского подданного была должность директора кондитерской фабрики. Известно также, что в годы Великой Отечественной войны Андрей Вартанян собрал внушительную сумму денег, которые передал в Центр для постройки танка...

Но помимо отца, еще один разведчик сыграл в жизни Геворка значительную роль. Это был Иван Агаянц, возглавлявший в годы войны внешнюю разведку в Иране. Служба в Иране, которая длилась с 1940 по 1951 год, для Геворка и его жены была серьезной школой. Здесь они стали разведчиками высокого класса, отсюда началась их карьера во внешней разведке. Кстати, слово «разведка» среди нелегалов не употреблялось. Больше говорили: «Помочь родине! Во имя родины...» Родиной же был Советский Союз, куда входила и родная Армения, куда они стремились всей душой. Когда обстановка в Иране стала сравнительно спокойной, супруги Вартанян попросили Центр разрешить им вернуться в Советский Союз, чтобы получить высшее образование. В 1951 году они приехали в Армянскую ССР и оба поступили на факультет иностранных языков Ереванского университета. По окончании университета в 1955 году последовали три десятилетия нелегальной разведывательной работы на Западе, на Дальнем и Среднем Востоке. За это время они побывали в 100 странах, завербовали десятки агентов и рассекретили нескольких иностранных шпионов...

Как произошло знакомство Геворка и Гоар? Их познакомил Оганес – друг Геворка и брат Гоар, когда той было всего 13 лет. Девушка оказалась сметливой и бойкой и сразу приглянулась парню. Когда ей исполнилось 16 лет, Геворк ее завербовал. Гоар чаще всего служила прикрытием для коллег: парень с девушкой вызывали меньше подозрений. Но Гоар участвовала и в достаточно рискованной операции, предотвратив переход на сторону врага двух советских летчиков, перелетевших на своих самолетах из Баку в Иран. Немецкая агентура сделала все возможное, чтобы укрыть перебежчиков и после переправить в Германию, однако они были обнаружены и арестованы.

Когда Гоар исполнилось 20 лет, Геворк предложил ей создать семью. И, как это принято, его отец пошел к отцу Гоар свататься. Свадьба состоялась в 1946 году в Иране. Но по роду службы им пришлось отпразновать целых три свадьбы. Вторая состоялась в 1952 году в Армении. Как признается Гоар, все было по-настоящему: и загс, и цветы, и друзья. А потом еще две, но уже за границей...

В 1942 году британцы открыли в Иране разведшколу, где готовили агентов для заброски на территорию СССР. По заданию Центра Геворк Вартанян смог поступить в нее, успешно пройдя все собеседования и проверки. В школе ему удалось составить список будущих диверсантов, это помогло задержать их после заброски в СССР. Геворк прошел в английской разведшколе полный курс обучения, и впоследствии ему очень пригодилась оперативная подготовка, связанная с радиосвязью, тайнописью, пользованием шифрами, вербовкой агентуры... Геворк Андреевич признавался, что в работе своей он никогда не пользовался шантажом и всякими «нетрадиционными» методами. Он был убежден, что подобная вербовка неэффективна по той простой причине, что запуганный человек не будет предан до конца...

Особое место в воспоминаниях Геворка Вартаняна занимает фигура главы немецкой резидентуры в Иране Франца Майера. Группа советских разведчиков получила задание вести наблюдение за фашистской агентурой в Тегеране. Майер был похож на человека-хамелеона, способного менять свою внешность и поведение, подстраиваясь под окружающих людей. К тому же он прекрасно говорил на фарси и русском. Когда советские войска вошли в Иран, Франц Майер исчез. После долгих поисков группе Вартаняна удалось его обнаружить – он устроился работать могильщиком на армянском кладбище. Перекрасив волосы и отпустив бороду, так он вжился в образ, что долгое время оставался незамеченным. Но только не для советских разведчиков! Правда, когда в 1943 году был получен приказ Центра брать немца, его внезапно перехватила английская разведка...

 В последние годы, будучи советником Службы внешней разведки Российской Федерации, Геворк Вартанян занимался подготовкой будущих агентов-нелегалов для работы за рубежом. Своим преемникам он говорил: «Разведчик никогда не стреляет. А если стреляет, то он уже не разведчик».

И еще одно его признание: «Разведка — это не только романтика, но и прежде всего один из самых эффективных путей защиты Отечества… Это работа для подлинных патриотов, людей убежденных и самоотверженных. В такую работу нельзя не влюбиться».

Геворк Вартанян захоронен в Пантеоне Комитаса в Ереване.

Кари Амирханян, по материалам книги Г. Хажакяна «Соприкосновение с легендой: разведчики-нелегалы Геворк и Гоар Вартаняны», а также по воспоминаниям Цолака Амбарцумяна, лично знавшего Геворка Вартаняна

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 32 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Отец Геворка Варданяна - Иван Агаянц - не менее важная фигура среди разведчиков-нелегалов. Было бы неплохо,если бы на страницах "НК" вышел бы материал и о нем.
  2. Иван Агаянц никак не мог быть отцом Геворка Варданяна. Они были коллегами. От себя скажу - был поражен, что практически никто из моего окружения не знал ничего о нашем славном разведчике.А ведь армянские нелегали,без громких слов,фактически изменили ход истории.
  3. простите,был под таким впечатлением от написанного, что оговорился...
  4. безсмысленая публикация; как может подросток сорвать тайные планы иностранной организации?
  5. фильм «Тегеран-43», очевидно, сказка, сочинённая для отвода глаз.
  6. Геворк Вартанян был не просто подростком, он был сыном своего отца и многое успел осознать и понять.
  7. Это не просто любовь двух разведчиков. Это - уважение, чувство плеча и понимание!
  8. Гордостью проникаешься за своих соотечетсвенников. А их ведь очень много - героев!!
  9. А Никого не удивляет фраза - Геворк Вартанян захоронен в Пантеоне Комитаса в Ереване??? Когда он похоронен в МОскве. куда смотрели редакторы, которые выпускали номер. Особенно главный редактор :) ???
  10. Да, на Троекуровском. И на похоронах был Путин между прочим.
  11. Великий был разведчик! А ошибка, в самом деле, неприятная и непростительная. Весь мир видел, что его в Москве хоронили...
  12. Насколько мне известно,господа,Геворка Варданяна некоторое время спустя должны перезахоронить в Пантеоне Комитаса в Ереване.
  13. http://www.kommersant.ru/doc/1848933 Военная разведка лишилась Амира Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1848933 В Москве на 88-м году жизни скончался легендарный советский разведчик, Герой Советского Союза полковник Геворк Вартанян. Как сообщило агентство «Арменпресс», он скончался во вторник, 10 января, в Боткинской больнице после продолжительной борьбы с раком. Он будет похоронен в ереванском Пантеоне. И такую информацию можно встретить не раз в интернете
  14. Не могу не высказаться по поводу этой статьи. Будучи хорошо знакомым с данной темой, легко обнаружил в ней множество непростительных ошибок. Великий разведчик Геворк Вартанян и его супруга Гоар Вартанян такого не заслужили. 1. Внучку Уинстона Черчилля звали не Селия Сандерс, а Селия Сандис. 2. Директора ЦРУ звали не Ален Даллас, а Аллен Даллес. Даллас - это город в американском штате Техас. 3. Вартанян с 1941 по 1992 год не знал провалов. Это действительно так. Особенно он не мог провалиться с 1951 по 1955 год, когда находился на учёбе в Ереване и с 1986 по 1992 год, когда он уже жил и работал в Москве, после возвращения из-за рубежа. 4. Геворк Вартанян стал не третим, а вторым человеком во внешней разведке Героем Советского Союза после Николая Кузнецова. Герой Советского Союза Рихард Зорге был разведчиком Главного разведывательного управления. (ГРУ Генштаба Красной Армии.) 5. Иван Агаянц возглавлял не внешнюю разведку в Иране, а был главным резидентом советской внешней разведки в Иране. В то время в крупных городах в странах, представлявших для Советского Союза наибольший интерес, советская внешняя разведка имела своих резидентов. А человек, возглавлявший всю резидентуру в стране, именовался главным резидентом. 6. Говорится, что Вартаняны сыграли 3 свадьбы, а при перечислении получается 4. На самом деле была настоящая свадьба в Тегеране, потом, спустя 5 лет, в Ереване они просто зарегистрировались в ЗАГСе, и ещё дважды игрались свадьбы за рубежом "для дела". 7. Вартанян говорил не своим преемникам, а воспитанникам, курсантам и т. д. Преемников, тем более многих, у такого великого человека быть не может В своём деле он такой единственный и незаменимый. 8. И, наконец, похоронен Геворк Андреевич не в Пантеоне Комитаса в Ереване, а на Троекуровском кладбище Москвы. Странно, что в столь солидной газете, как "Ноев Ковчег" могла появиться такая некомпетентная публикация.
  15. Надо же! Вам можно было тоже статью написать, раз Вы так прекрасно осведомлены и скорее всего к этим делам имеете отношение. Кстати, про Ивана Агаянца вроде тоже недавно была публикация?
  16. Сам сказал, сам и нашел. Точно, в августовском номере прошлого года. Там еще и мои комменты и Гранта.
  17. 1. Селия Сандерс и Селия Сандис на итальянскои звучат одинакого.То же и с Ален Даллас=Аллен Даллес, и пр. Помоему г-н Ерканян просто хотел напомнить о себе в такой форме. Что и сделал. Так что нечего обвинять редакцию, которая успешно работает все это время и дает в номер актуальные и интересные публикации. И разве так важно,, где захоронен герой, важно - каким он был при жизни
  18. Грамотные пишут слово ТРЕТЬИМ с мягким знаком.
  19. А вы сами-то свое дело хорошо знаете? Или только другим замечания можете делать?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты