№ 16 (199) Сентябрь (1–15) 2012 года.

Встреча двух президентов: демонстрация прагматизма в армяно-российских отношениях

Просмотров: 6195

Армяно-российские межгосударственные отношения всегда очень зависели от отношений первых лиц между собой. Подобный феномен, наверное, свойственен отношениям и между другими постсоветскими странами. Однако во взаимоотношениях между Москвой и Ереваном гипертрофированное влияние личных контактов на высшем уровне особенно заметно. И нынешний этап армяно-российских отношений — не исключение.

8 августа 2012 г. по приглашению российского коллеги Владимира Путина состоялся рабочий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву. Визит был весьма символичным, а его результаты продемонстрировали, как прагматично президенты Армении и России воспринимают и двусторонние отношения между государствами, и масштабные геополитические процессы на Южном Кавказе и в прилегающих регионах.

В дате визита, видимо, предложенной российской стороной по совсем не случайным соображениям, можно усмотреть определенную символичность. Встреча с президентом Армении именно в четвертую годовщину начала августовской «пятидневной войны» между Россией и Грузией могла быть продиктована своеобразным чувством «политического юмора», присущим Владимиру Путину. Но она содержала и вполне недвусмысленную символику для всех стран Южного Кавказа. Ведь августовская война 2008 г. в восприятии нынешнего хозяина Кремля является символическим поворотным пунктом, после которого уменьшение влияния России на постсоветском пространстве и на Южном Кавказе в особенности было остановлено и даже повернуто вспять.

В ходе пресс-конференции по итогам встречи со своим армянским коллегой Владимир Путин сам подтвердил символизм ситуации, выступив с рядом «откровений», которые должны были подтвердить именно его роль в принятии судьбоносного решения о вступлении России в войну с Грузией в ночь с 7 на 8 августа 2008 г. Заявления Путина, сделанные во время пресс-конференции с армянским коллегой, совпали с выходом нашумевшего фильма «Потерянный день», в котором в весьма нелицеприятном свете показывалась роль предшественника Путина на президентском посту в августе 2008 г., и добавили встрече немного внутрироссийской интриги.

Впрочем, встреча двух президентов не преследовала цель осуществить «сверку часов» по широкому кругу актуальных геополитических и политических вопросов. Хотя очевидно, что, например, ситуация в Сирии, где сосредоточена большая армянская община, преимущественно во втором по значению городе этой страны – Алеппо, не могла не затрагиваться в разговоре двух президентов. Подходы Путина и Саргсяна к этому кризису, по всей видимости, не отличались: с учетом озабоченности Москвы, продолжающей поддерживать президента Асада, и обеспокоенности Еревана тем, какими последствиями для армянской общины Сирии грозит падение нынешнего сирийского режима.

Также, безусловно, президенты обменялись мнениями относительно карабахского конфликта. Путин и Саргсян обсуждали вопросы сохранения мира и стабильности в зоне карабахского конфликта, перспектив продолжения переговорного процесса и возможности вклада в это России как страны – сопредседателя Минской группы ОБСЕ и ведущей региональной державы. Естественно, о чем договорились два президента, в подробных деталях могут точно знать лишь они сами и ближайший круг советников. Однако из последовавших комментариев самих президентов и сообщений СМИ стало ясно, что сторонам удалось договориться или сблизить позиции по достаточно широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес для отношений между двумя стратегическими союзниками.

В частности, было объявлено о согласовании подхода к порядку ценообразования на российский газ для Армении. Как представляется, цены на российские энергоресурсы вновь останутся сравнительно льготными для единственного стратегического союзника России на Южном Кавказе. Они повысятся, но с сохранением преференций для Армении.

Аналогично было объявлено о достижении новых договоренностей в военно-политической и военно-технической сфере, в том числе о реализации совместных военно-промышленных проектов. Обсуждался вопрос взаимоотношений и в рамках ОДКБ, особенно в свете ожидающихся в начале сентября масштабных учений этой организации на территории Армении с участием подразделений из всех стран – членов военно-политического блока.

Прагматизм проявился и в ходе обсуждения вопросов, связанных с сотрудничеством в рамках различного рода интеграционных проектов на постсоветском пространстве. В частности, было объявлено, что будут проведены отдельные переговоры со всеми входящими в Таможенный союз странами о формате и степени сотрудничества с Арменией, не имеющей единой границы со странами – членами ТС. Фактически это означает, что реализация этого проекта для Армении отодвигается на неопределенный срок.

Напомню, что еще до визита в прессе появлялись смутные комментарии о том, что якобы основной темой переговоров Путина с Саргсяном станет вопрос участия Армении в Евразийском союзе (о необходимости создания которого на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства в одной из своих предвыборных статей в октябре 2011 г. заявил Владимир Путин). Высказывались опасения, что Москва может поставить перед Ереваном вопрос ребром и потребует выбирать между будущим членством в ЕЭП и продолжением сотрудничества с ЕС в рамках программ «Европейское соседство» и «Восточное партнерство».

Однако авторы подобных публикаций просто не приняли в расчет очевидный факт. Идея создания такого рода надгосударственного образования на территории бывшего СССР пока еще очень далека от практической реализации, и все подобного рода разговоры – инерция предвыборных обещаний бывшего кандидата в президенты Владимира Путина. Самые общие контуры Евразийского союза пока еще не ясны даже самому Кремлю.

Вопрос участия Армении в политико-экономическом союзе при отсутствии единых таможенных границ ни с одним из потенциально входящих в него государств противоречит логике – стоит лишь взглянуть на карту. Армению от остальной территории потенциального Евразийского союза отделяют Грузия и Азербайджан с их достаточно специфическими отношениями и с Москвой, и с Ереваном. Поэтому вопрос членства Армении в нем может иметь практический смысл, только если Россия будет готова к многомиллиардному субсидированию армянской экономики. А это более чем маловероятно. Все эти обстоятельства вполне очевидны для руководителей Армении и России с их здоровым уровнем прагматизма, что и подтвердили итоги визита 8 августа.

Во время встречи с Владимиром Путиным Серж Саргсян пригласил своего российского коллегу посетить Армению с государственным визитом в удобное для него время. Состоится ли визит Путина в Армению в ближайшее время, совпадет ли он с намеченными на начало сентября этого года учениями ОДКБ в этой республике или же будет перенесен на более поздний срок – во многом будет определять важность достигнутых соглашений. Пока же политические элиты Армении и России традиционно поддерживают отношения на уровне взаимовыгодного прагматизма.

Сергей Минасян, руководитель департамента политических исследований Института Кавказа, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек