Праздники Армянской Апостольской Церкви
1 сентября
Свв. 318 патриархов Первого Вселенского Собора в Никее (325 год)
Вселенские Соборы были чрезвычайными собраниями отцов и учителей Церкви, иерархов автокефальных церквей. Они собирались для утверждения церковных догм, для формирования канонических норм и богослужебных правил, обязательных для всех церквей.
Первый Вселенский Собор, в котором участвовало 318 предводителей церквей, состоялся в 325 году в городе Никее. Армению на Соборе представлял епископ Аристакес.
Собор был созван для осуждения распространившегося в 20-е годы IV века учения священника Ария из Александрии. Арий не принимал равносущности Иисуса Христа Богу Отцу и заявлял, что Сын Божий не создан из сущности Отца, к тому же Он не беспорочен, а подвержен искажениям, как все тварные. Учение фактически отрицало божественность Христа, за что участники Собора отлучили Ария. С целью пресечения новых ересей Собор принял важнейший документ – Символ Веры, представляющий собой краткий свод главных догматов как основу христианского вероучения.
Символ Веры читается во время литургии.
8 сентября
Рождество Пресвятой Девы Марии от Анны
Чествуемое в этот день событие дошло до нас в церковном предании. Отпрыск царского рода Давидова Иоаким из галилейского города Назарета и женщина из рода первосвященника Аарона Анна из иудейского города Вифлеема до старости не имели детей. Они молились, прося даровать им дитя, дав обет посвятить его Всевышнему. Господь послал ангела возвестить супругам о предстоящем рождении у них дочери, которую следует наречь Мариам (Мария) – «превознесенная, госпожа».
Указания на празднование дня Рождества Богородицы встречаем уже у Иоанна Златоуста (IV век) и Августина Блаженного (V век). В церковный календарь этот праздник окончательно вошел в конце V столетия. Через византийских монахов, бежавших от арабского нашествия в VII веке, праздник проник в Рим, и папа Сергий I внес его в календарь католической церкви. Армянская Церковь официально отмечает Рождество Богородицы с XIII века.
15 сентября
Праздник Святой Церкви и предпразднество Воздвижения Креста
В 326 году мать римского императора Константина I Елена совершила паломничество в Палестину, где велела строить храмы в местах, связанных с важнейшими евангельскими событиями. В Иерусалиме ей удалось обнаружить Крест Господень, часть которого она послала сыну, и тот приказал построить на месте обнаружения реликвии церковь Воскресения Христова. Ежегодно в день празднования освящения храма крест воздвигался на Голгофе. Обнаружение реликвии дало жизнь празднику Воздвижения Креста Господня.
16 сентября
ХАЧВЕРАЦ. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (629 ГОД)
В армянский церковный календарь этот праздник вошел в VII веке при Католикосе Сааке III. Он связан с именем брата Господня – апостола и первого иерусалимского епископа Иакова. По преданию, Иаков обнаружил и «воздвиг», т. е. высоко поднял над головами, частицу Креста Господня и запел гимн «Кресту Твоему, Христос, поклоняемся». По другому преданию, более распространенному, мать императора Константина Елена совершила паломничество в Палестину с целью найти место погребения Христа и крест распятия. Еще в 135 году император Адриан приказал засыпать пещеру Гроба Господня, а над ней воздвиг языческий храм. Раскопки Елены на окраине Иерусалима и холме Голгофе увенчались успехом: в 326/7 году она обнаружила пещеру Гроба Господня, а также три креста. По определенным признакам было установлено, на котором из них был распят Иисус. Часть животворящего креста Елена послала своему сыну, другую оставила у иерусалимских христиан. Чтобы крест был виден собравшимся, епископ Макарий «воздвиг» его над головами людей, откуда и пошло название праздника, главной идеей которого стал призыв идти спасительным «крестным путем Христа». После того как в 336 году Константин приказал построить на месте погребения Христа церковь Св. Воскресения, крест ежегодно воздвигался на Голгофе в день празднования освящения храма.
В 614 году персидский царь Хосров II захватил Иерусалим. Вместе с другими сокровищами и реликвиями он увез в Персию крест. Но армия византийского императора Геракла, в составе которой были армянские полки под командованием князя Мжежа Гнуни, взяла реванш, и в 629 году персы вернули крест христианам. Святыня была торжественно внесена в западноармянский город Карин, в честь чего самую высокую горную вершину в Каринской области стали называть Хачапайт (Крестное древо), а на склоне был впоследствии основан монастырь Сурб Хач. Далее святыня была принесена в Константинополь, а оттуда – в Иерусалим.
17 сентября
Поминовение усопших
21 сентября
День Независимости Республики Армения
23 августа 1990 года Верховный Совет Армянской ССР принял Декларацию о независимости республики, которая отныне стала называться Республикой Армения. 21 сентября 1991 года в Армении состоялся референдум, по итогам которого она вышла из состава СССР и была провозглашена независимой республикой. 21 декабря того же года Армения вошла в состав СНГ. 23 сентября новорожденную Республику Армения благословил Католикос всех армян Вазген I, который незадолго до своей кончины в 1994 году стал первым кавалером ордена «Национальный Герой Армении» – высшей государственной награды республики.
В Кафедральном соборе Св. Эчмиадзина в этот день совершается благодарственный молебен.
29 сентября
Сурб Геворг. Св. Георгия Победоносца
Георгий Победоносец – один из самых популярных христианских святых, герой песен и сказов, покровитель христианского воинства. Георгий жил во второй половине III века. Он происходил из знатного каппадокийского рода, рос в христианской семье, затем служил тысяцким в римской армии. В годы правления императора Диоклетиана возобновились гонения на христиан, и Георгий вынужденно оставил военную службу, чтобы стать христианским проповедником. Когда в 303 году Диоклетиан опубликовал указ против христиан, Георгий порвал свиток, повешенный на городской площади в Никомедии. Дорожа военным талантом Георгия, Диоклетиан предложил ему отречься, обещал одарить и приблизить к себе. Но святой ответил: «Обещанные тобою почести и награды временны, так же как и твое царство, но заветы Христовы и царствие Его вечны». Георгия обезглавили после восьмидневных пыток.
В течение веков житие св. Георгия претерпело историко-художественную обработку и превратилось в легенду. Согласно ей, молодой воин-христианин Георгий убил копьем дракона, опустошавшего палестинские земли и пожиравшего детей. Когда в жертву дракону была отдана царевна Елизавета, Георгий истребил дракона, после чего царь принял крещение, а сам избавитель стал именоваться Георгием Победоносцем.
Храмы в честь Георгия Победоносца стали строиться уже в V-VI веках. Широкое распространение культ святого получил в эпоху крестовых походов. Цари и стратеги средневековой Армении, других христианских стран почитали Георгия своим покровителем. Царь Гагик I Багратуни (X-XI века) построил в Оромосе церковь Сурб Геворг, которая по его замыслу должна была служить усыпальницей царской династии, велел высечь на стене свою молитву, обращенную к святому.
30 сентября
Варага Сурб Хач. Явление креста на горе Вараг
Римские девы-христианки, в конце III века бежавшие в Армению от преследований императора Диоклетиана, нашли пристанище на горе Вараг у озера Ван. Одна из них, Рипсимэ, носила на шее частицу крестного древа Господня, которую перед уходом в столичный Вагаршапат передала на хранение варагским монахам. С тех пор прошло три с половиной века, и никто уже не знал, где находится реликвия. Многие отшельники молились Богу, прося указать им место ее нахождения. В 653 году одному из варагских отшельников, Тодику, Господь в видении открыл это место. Тодик увидел, как над вершиной Варага вспыхнул яркий свет и двенадцатью лучами осветил храм, в центральной части которого сиял нерукотворный крест. Незримая сила направила крест к церковке и осветила алтарь, под которым, как понял монах, лежала реликвия. Свет был так ослепителен, что его наблюдали жители отдаленных областей. Лучи не гасли двенадцать дней, и в Вараг стал стекаться народ. Узнав о чудесном явлении, сюда прибыл Католикос Нерсес III. Духом подтвердив истинность реликвии, он установил посвященный варагскому кресту календарный праздник и пост, именуемый в народе «монашеским».
Варагский монастырь считался одной из главных святынь Васпураканского края. Здесь до середины XVII века в золотом ларце, изготовленном царем Ашотом IV, хранилась частица крестного древа. В 1655 году реликвию перенесли в монастырь Сурб Ншан (Св. Знамения), где она находилась до 1915 г., ставшего годом национальной трагедии – геноцида армян в турецкой Османской империи.
Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.
Оставьте свои комментарии