Пятнадцать минут мужества
Сегодня к Сирии приковано пристальное внимание всего мира, прочно закрепившего за этим регионом уже привычное в таких случаях клише «одной из самых горячих точек планеты». И хотя СМИ подробно рассказывают о боевых действиях в Алеппо, а политические обозреватели анализируют и прогнозируют сценарий дальнейших событий, тем не менее о появлении в зоне боевых действий беженцев пишет в основном лишь армянская пресса и говорят армянские политики, поскольку в Сирии издавна проживает довольно мощная армянская община, многие представители которой теперь возвращаются на историческую родину.
Данные о статистике и статусе вновь прибывших соотечественников представляются армянской общественности достаточно широко, причем настолько широко, насколько хватает политического окраса того или иного аналитика, прессы и даже обывателя, в последнем случае вечно всем недовольного. Однако о том, каким путем измученные люди уезжают из Сирии, известно очень мало. Обычно самолетом – единственно реальным транспортом в сложившейся ситуации, хотя некоторые международные авиакомпании в целях безопасности уже закрыли для своих лайнеров это направление. Кстати, не стал исключением и чешский экипаж, работающий в компании «Армавиа» по контракту. Но винить иностранных пилотов, сославшихся на запретительный циркуляр собственной страны, было бы неправильно, считают в армянской авиакомпании. Требовать от гражданских летчиков поменять мирное небо на экстрим чужой страны никто не вправе. «С момента начала военных действий в Сирии наши самолеты не прекратили летать в эту страну по расписанию. Одновременно появились и дополнительные рейсы. Причем если в Сирию летят в основном несколько дипломатов и журналистов, то обратно мы возвращаемся с полной загрузкой. И хотя в данном случае экипажи формируются на добровольных началах, тем не менее ни один наш летчик, понимая всю возложенную на него ответственность, не отказался от полетов в Дамаск или Алеппо», – говорит начальник летного отряда «Армавиа», командир воздушного судна Альберт Карапетян, сам, кстати, уже не один раз побывавший в этой горячей точке. Говорит, что это обычный пассажирский рейс, но требующий дополнительного внимания – все-таки зона боевых действий. «В принципе зона аэропорта охраняется. С диспетчерами есть связь, то есть сирийская сторона обеспечивает безопасность. Просто нам надо быть предельно внимательными и осмотрительными, даже на визуальном уровне. Главной задачей для нас является обеспечение безопасности полета взятых на борт пассажиров», – говорит он, хотя признается, что в хорошую погоду за 15 минут пролета над сирийской территорией периодически где-нибудь на окраине видны сполохи трассирующих пуль от автоматной очереди… И если у автомобилистов есть шутка: «Тише едешь – дольше жить будешь», то летчики, летающие в Сирию, говорят: «Чем быстрее сядешь, тем меньше риска». Кстати, в беседе Альберт Карапетян очень буднично заметил: «Я выполняю свою работу. Не пишите обо мне, лучше о ребятах расскажите. У нас в авиакомпании каждый – профессионал высокого уровня. У каждого из них за спиной большой опыт». К сожалению, встретиться с «сирийскими» пилотами А. Алексаняном, Р. Геворгяном, П. Никогосяном, В. Арутюняном, Р. Карапетяном, И. Мартиросяном, О. Хачатряном, С. Казаряном, В. Саргсяном, И. Тумасяном, В. Арутюняном не получилось: кто-то из них готовился к полету, кто-то уже прилетел, а кто-то в этот момент был еще в воздухе.
«На сирийском направлении у нас работают три бригады, сформированные на добровольных основах. Причем на Boeing она состоит из трех человек, а на Airbus – из четырех», – рассказывает начальник службы бортпроводников компании «Армавиа» Нуне Бегларян. С тем, что полеты не совсем обычные, соглашается: «Конечно, мы чувствуем большую ответственность за эти рейсы, но скажу и другое: мы все уверены в профессионализме наших экипажей», а затем добавляет, что за полтора часа полета от Алеппо или Дамаска до Еревана пассажиры этого не должны почувствовать, потому что на высоте все должно быть на высоте. Впрочем, когда узнали о правительственном спецрейсе, которым должны были прилететь только дети, готовились особенно тщательно. «Провели с персоналом тренинги. Продумали, как общаться с детьми, которым всего-то от 9 до 15 лет. Нужен индивидуальный подход, ведь многие впервые садятся в самолет или в первый раз летят в Армению, к тому же без сопровождения родителей, – продолжает она. – Решили взять на борт побольше конфет и сладостей. И не ошиблись». Как рассказывает Лусине Аракелян, ей было очень интересно обслуживать детский рейс: «Сразу 150 детских улыбок! Сразу 150 детских (а порой и недетских) вопросов: как летают самолеты, как их ждут в Армении? Узнав, что в ереванском аэропорту их будет встречать много людей, сразу же стали готовиться к встрече. Оказалось, что они прекрасно знают армянские национальные и современные песни.
У многих в руках появились армянские флажки, которые колыхались в такт напеваемым ими мелодиям. Полтора часа пролетели так быстро, что мы не только не думали о рисках, но даже не заметили, как приземлились в Ереване».
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии