Как Ильхам Алиев сам себя высек
Античные греки считали, что если боги хотят кого-то наказать, то они лишают его разума. Нечто подобное случилось и с президентом Азербайджана, но без вмешательства богов. Только «помутнением разума» можно объяснить беспрецедентное по своему цинизму решение помиловать и возвести в ранг национального героя убийцу и садиста Рамиля Сафарова, осужденного венгерским судом на пожизненное тюремное заключение. Совершенно очевидно, что постыдный шабаш, который был разыгран в Баку по возвращении из Венгрии этого преступника (он якобы должен был отбывать приговор венгерского суда на родине), подло и трусливо убившего спящего армянского офицера Гургена Маркаряна, не мог состояться без высочайшего соизволения «султана».
Команда встретить Сафарова «по высшему разряду» оказалась, однако, серьезной политической ошибкой азербайджанского руководства. И об этом свидетельствует реакция в мире.
Прахом пошли многолетние усилия, а также сотни и сотни миллионов долларов, потраченных на то, чтобы утвердиться на политической карте земного шара как государство, заслуживающее уважения цивилизованного мира. Это была идея фикс «второго общенационального лидера» Азербайджана.
Ильхам Алиев оказался сейчас у «разбитого корыта». И это логический результат ущербного менталитета: ненависть к армянам и приверженность расистской философии, воинственность и угрозы, хвастовство, болезненная самовлюбленность, склонность к обману и лицемерие, высокомерие, подпитываемое преувеличенной самооценкой.
Именно поэтому президент Азербайджана не нашел ничего лучшего, как скандальным поведением, недостойным главы государства, оскорбить национальные чувства армянского народа. Он не постеснялся продемонстрировать всему миру, что стал побратимом уголовника-расиста и не прочь вымазать себя кровью невинно убиенного армянского офицера. Он фактически публично подтвердил насаждаемую официально в стране расистскую концепцию, что убийство армянина на почве этнической ненависти не считается уголовным преступлением в Азербайджане.
Тем самым он посягнул на морально-нравственные и этические основы цивилизованного мира. Именно с этих позиций оценили в мире действия президента Азербайджана и осудили его. Никто, даже те, кто числится в платежной ведомости азербайджанских лоббистов, не выступил публично в поддержку действий руководства Азербайджана.
При всем лицемерии, ханжестве и приверженности к двойным стандартам политики на Западе все же проявили щепетильность, когда столкнулись с омерзительным проявлением в Азербайджане этнической ненависти и героизацией официальной властью убийцы-расиста.
«Азербайджан поразил мир, превратив убийцу в кумира», – пишет российская «Новая газета» (10 сентября 2012 г.). Возложив всю вину на президента страны, газета указывает, что Ильхам Алиев стремился к тому, чтобы «организованные повсюду в мире» похвалы в адрес Азербайджана «приводили в патриотический экстаз вверенное ему население», и тратил на это сотни миллионов нефтедолларов.
«Президент Азербайджана Ильхам Алиев сталкивается с растущей критикой в мире за помилование убийцы армянского офицера», – сообщает радиостанция «Свободная Европа». Агентство Ассошиэйтед пресс также указывает, что это решение азербайджанского президента «вызвало резкую критику в мире».
Помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон заявил радио «Свобода», что США шокированы действиями руководства Азербайджана, которые, по его словам, являются «настоящей провокацией для региона».
Президент Бундестага Норберт Ламмерт подчеркнул, что в Европе и в мире не найдется ни одной страны и международной организации, которая не посчитала бы оправдание и помилование Сафарова достойным осуждения.
Реакция на «операцию «Рамиль Сафаров» вызвала у высшего руководства Азербайджана, судя по его неуклюжим действиям, настоящий шок. Ведь никто из купленных на нефтедоллары «друзей» Баку не осмелился публично выразить солидарность с героизацией в Азербайджане убийцы-расиста. Это сделал лишь один пакистанский посол в Баку Инаятулла Какар, который заявил, что Сафаров является героем не только Азербайджана, но и «всего мусульманского мира».
Высокопоставленный чиновник администрации президента Али Гасанов попытался смягчить критику в адрес своего шефа. Он утверждал, будто Азербайджан «официально не провозгласил Сафарова героем» и что «официальный Баку отнюдь не ликует по этому случаю».
Расчет, конечно, на простаков. Можно ли поверить, что в государстве, в котором ничего не делается без соизволения «султана», торжественная встреча преступника, вручение ему цветов, предоставление новой квартиры, повышение в воинском звании и выплата заработной платы за 8 с половиной лет отсидки в венгерской тюрьме являются обыденным в стране делом и что все это происходило без согласия «второго общенационального лидера» и верховного главнокомандующего?
Чтобы притупить критику в свой адрес, президент встретился с послами стран ОБСЕ, аккредитованными в Азербайджане, и обрушил на них очередную порцию лжи в оправдание своих действий.
Но жесткая критика в мире в адрес руководства Азербайджана продолжала нарастать. Кроме США, России и Франции – сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому конфликту, с осуждением действий азербайджанского президента выступили генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Парламентская Ассамблея Совета Европы, генеральный секретарь Совета Европы Тьеборн Янгланд, генеральный секретарь НАТО Расмуссен, главный представитель Европейского Союза по внешней политике Кэтрин Эштон, ряд европейских государств.
А в США – видный член сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендез, а также председатель этого комитета, один из авторитетнейших политических деятелей Америки Джон Керри. Он осудил действия Баку как «провокационный акт, который ставит под угрозу хрупкий мир» между Арменией и Азербайджаном и «подрывает доверие к правительству Азербайджана, наносит ему ущерб».
Конечно, не такой реакции ожидал Ильхам Алиев, уверовавший в свое «могущество» и воспринимавший обхаживание Азербайджана как поставщика энергоресурсов чуть ли не как индульгенцию на вседозволенность и попрание элементарных норм порядочности.
«Растущий» авторитет и престиж Азербайджана как результат «мудрой» политики «султана» оказался очередным мифом. Ни одно государство не подвергалось в последние годы столь безоговорочному осуждению ведущими державами мира и авторитетными международными организациями, как алиевский режим в эти дни.
В Баку, похоже, не понимают, что цивилизованный мир руководствуется своими правилами и подходами и он не должен рукоплескать всему тому, что делает Азербайджан, только потому, что это государство обладает запасами нефти и газа. То, что для большинства азербайджанцев является нормой поведения или даже проявлением «патриотизма», для цивилизованного мира позор.
Ильхам Алиев, бесспорно, войдет в историю своей страны как президент, который не постеснялся героизировать убийцу-расиста и тем самым побратался с ним.
И то, что никто в цивилизованном мире не поддержал помилование убийцы и возведение его в ранг национального героя – в первую очередь удар по авторитету самого президента, да и страны в целом.
Ильхам Алиев уподобился человеку, который решил справить малую нужду, стоя против ветра!
Никто из руководителей государств на постсоветском пространстве так часто не говорит о «неуклонном росте престижа государства», как это делает президент Азербайджана в силу болезненного тщеславия. Это и дешевый пропагандистский трюк, поскольку «престиж и авторитет» не попробуешь на зубок.
А стали бы миллионы азербайджанцев, которые еле сводят концы с концами на мизерную зарплату, жить лучше, и нашли бы работу в стране сотни тысяч трудоспособных мужчин и женщин, и не уезжали бы они в Россию на заработки (в 2011 г. в РФ, по официальным данным, переехали 500.000 азербайджанцев), если бы, например, на Генеральной Ассамблее ООН при упоминании слов «Азербайджан» и «Ильхам Алиев» все встали бы и в едином порыве скандировали «Слава!», «Яшасын!» Или тысячи жителей южных районов страны перестали бы регулярно ездить дважды в месяц в Иран, чтобы купить там дешевые продукты или получить квалифицированную медицинскую помощь.
Назойливое бахвальство президента насчет «авторитета и престижа» призвано приукрасить созданный им авторитарный режим. Но теперь слетел и этот фиговый лист!
И последнее. Помилованием преступника, убившего армянского офицера, азербайджанский президент хотел спровоцировать руководство Армении, принудить его под влиянием эмоций совершить непродуманные шаги, что дало бы ему возможность взвалить на Армению все последствия весьма опасного развития событий. Алиеву нужна война, и он ищет предлога, хотя все серьезные аналитики предсказывают Азербайджану очередное поражение, на этот раз более масштабное, чем в 1991–1994 гг.
К чести руководства Армении, оно оказалось на высоте, не поддалось на грязную провокацию Баку, сохранило выдержку и самообладание, сделало то, что надо было сделать в создавшейся ситуации. И за эту твердость и самообладание руководство Армении заслуживает похвалы!
Нашей поддержки заслуживают также твердость в отстаивании позиции, последовательность, принципиальность, дипломатическая активность и профессионализм, которые проявляет руководство Армении в вопросе урегулирования карабахского конфликта!
У меня небольшой опыт общения с азербайджанцами – годы учебы в Баку до войны и в военные годы до 1946 г. После бывал в Баку только наездами. Тем не менее, на фоне всеобщей «эйфории», охватившей в эти дни Азербайджан, мне на память приходят тяжелые 90-е годы прошлого столетия.
Я всю жизнь буду благодарен Теймуру-ага и двум его сыновьям, которые спасли моего брата, когда 13 января 1990 г. озверевшие бандиты Народного фронта охотились в Баку за армянами. Они укрыли его у себя, вышли навстречу озверевшей толпе и сказали, что соседняя квартира армянина давно продана азербайджанцу. Я не забуду и поступок неизвестного мне азербайджанца, который с риском для себя повез моего брата в ночь на 14 января в аэропорт и передал его советским солдатам, которые посадили его в самолет, вылетавший в Москву. И сделал он это бескорыстно, просто по зову совести!
Не забуду также безымянного азербайджанца, офицера КГБ, который в Гяндже спас моих двоюродных сестер от неминуемой гибели, предоставил им вооруженную охрану и помог выехать в Тбилиси. Я знаю немало примеров благородства и мужественного поведения азербайджанцев. Но все это было более двух десятков лет тому назад!
Сегодня же я задаюсь вопросом: неужели весь азербайджанский народ ослеплен ненавистью и жаждет крови армян? Неужели можно рукоплескать унизительному для нации решению превратить садиста и убийцу в национального героя? Неужели у всей нации исчез здравый смысл? Но это же трагедия!
Несмотря на массовое «помутнение рассудка» в стране, у части политического класса Азербайджана, похоже, все-таки стали проявляться некоторые признаки «прояснения разума».
В середине сентября три члена координационного совета оппозиционной алиевскому режиму Общественной палаты (два от партии «Мусават» и один от Народного фронта Азербайджана) подали в отставку в знак протеста против того, что оппозиционные партии подписали подготовленное правящей партией обращение в ПАСЕ, критикующее резолюцию парламента Совета Европы по «делу Сафарова». Европейские парламентарии осудили помилование и героизацию уголовного преступника и расценили это как серьезную угрозу переговорному процессу и политическому урегулированию карабахского конфликта.
Демонстративно выразив свое несогласие с героизацией убийцы-расиста, эти политические деятели – Панах Гусейн, Зафар Гулиев и Кочари Нагибейли – проявили не только элементарную порядочность, но и просто мужество, если учесть масштаб антиармянского психоза, разжигаемого в стране официальной властью.
Быть может, они и есть «первые ласточки» публичного самоанализа в той части азербайджанского общества, которой отнюдь не безразлично, как воспринимают в мире ее страну и действия руководства!
Артем Меликян, политолог
Оставьте свои комментарии