Жаркая осень Армении
В этом году сентябрь в Армении объективно выдался жарким даже по сравнению с предыдущими годами. Учитывая, что с приходом осени в Армении фактически стартовала предвыборная президентская кампания, атмосфера накалилась и на политической арене республики. И чем меньше времени остается до выборов, тем больше видимых сложностей возникает в отношениях между политическими силами республики и в первую очередь в отношениях недавних союзников по правящей коалиции – Республиканской партией Армении и партией «Процветающая Армения»…
Конечно, помимо действующего президента Армении, лидера правящей РПА Сержа Саргсяна, чье намерение баллотироваться на второй срок сомнений не вызывает, и возможного кандидата от ППА, чье имя пока неизвестно, конкуренцию им составят еще как минимум несколько политиков. Заявления о намерении баллотироваться в президенты сделали лидеры объединения «Национальное самоопределение» Паруйр Айрикян и партии «Новые времена» Арам Карапетян. На сегодня также известно, что решением совета «Народной партии» ее председатель Тигран Карапетян также выдвинет свою кандидатуру для участия в предстоящих выборах.
Из более значимых политиков о намерении баллотироваться уже заявил председатель оппозиционной партии «Наследие» Раффи Ованнисян. После июльского съезда руководители АРФ «Дашнакцутюн» также не исключили, что АРФД может выдвинуть на президентские выборы своего кандидата, однако имя его пока не называется. Примечательно в этом плане заявление лидера партии «Республика» Арама Саркисяна, не исключившего своего выдвижения на пост президента. Сразу же после парламентских выборов Саркисян вывел «Республику» из состава Армянского национального конгресса, отказавшись от депутатского мандата. После чего 22 сентября отправился в США, где провел ряд встреч с представителями общественного сектора и должностными лицами Госдепа. Важность его участия в выборах в том, что Саркисян вполне может стать на предстоящих выборах одним из значительных представителей сил, консолидирующих, а точнее, раздробляющих так называемую западную платформу, в центре которой, по некоторым оценкам, будет находиться Раффи Ованнисян. Тем не менее, уже сегодня можно сказать, что на предстоящих выборах всем этим политикам будет отведена роль статистов, единственной целью которых станет очередная попытка легитимации действующей власти, явно готовящейся к очередному воспроизводству.
Таким образом, вопрос, выдвинет ли оппозиция единого кандидата, в повестке дня даже не стоит. Учитывая, что в Армении никогда не было единого кандидата от оппозиции в классическом понимании этого термина, шансов на то, что оппозиция на сей раз одумается, немного. Этого не произошло ни в 1996-м, ни в 2003-м, ни в 2008 году. И именно благодаря этому такие люди, как Арташес Гегамян и Артур Багдасарян, оказали существенную поддержку власти, отколов соответственно от Степана Демирчяна и Левона Тер-Петросяна энную часть голосов электората. Отметим, что оба эти достойных мужа теперь уже являются сателлитами власти. Первый – в рядах РПА, второй – посредством марионеточной партии «Оринац еркир».
Именно продажность армянских политиков, как провластных, так и псевдооппозиционных, положила начало возникновению в Армении уникальной ситуации, когда политические силы отошли от общества и живут своей жизнью, а общественность – своей. Это все в совокупности привело к апатии и безразличию общества к политическим процессам.
И на фоне этого безразличия, на фоне расплывчатости либерально-демократической оппозиции находятся люди, называющие оппозицией «Процветающую Армению», что вообще является для Армении катастрофой. Впрочем, по словам директора неоднократно купленного и проданного социологического центра «Социометр» Агарона Адибекяна, это отнюдь не мешает гражданам республики считать наиболее вероятным единым кандидатом от оппозиции… лидера партии «Процветающая Армения» олигарха Гагика Царукяна! Социолог заявил, что, по результатам опроса 1650 семей из разных областей Армении и Еревана, Гагик Царукян набрал 32,4% голосов. При этом на втором месте расположился второй президент Армении Роберт Кочарян (11%), на третьем – лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян (8,7%) и лишь на четвертом – первый президент Армении, лидер АНК Левон Тер-Петросян (4%). Конечно, на деле конкуренцию Сержу Саргсяну на первый взгляд могли бы составить лишь его предшественники Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян, однако наблюдатели отрицают возможность их участия в выборах, мотивируя это низкими шансами Кочаряна и отсутствием у Левона Тер-Петросяна шансов на то, чтобы стать единым кандидатом от оппозиции. Действительно, в складывающихся условиях Тер-Петросян по праву является активным игроком, непосредственно вовлеченным в армянскую политику, однако для него было бы разумнее не баллотироваться вновь в президенты, учитывая, что АНК растерял существенную часть своих сторонников. Однако у Роберта Кочаряна шансы на принятие косвенного участия в судьбе Армянского государства все же есть, правда, теневые, как, впрочем, и вся его деятельность в последние годы. И шансы эти воплощаются в скромной персоне олигарха и председателя партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, также являющегося одним из основных игроков на внутриполитическом поле.
Впрочем, Гагик Николаевич традиционно хранит молчание и пока что не спешит выражать какое-либо отношение к выборам. Следует подчеркнуть, что подобная линия поведения для него не является чем-то особенным, что позволяет с большой долей уверенности предполагать, что он явно ожидает чьего-то другого решения. Однако в любом случае столь влиятельная политическая сила, обладающая большими ресурсами, как ППА, вряд ли останется безучастной к предстоящему важнейшему политическому событию. Похоже, что это прекрасно понимают и в стане республиканцев, которые заблаговременно начали бить из всех орудий по позициям ППА. И давление на эту партию возрастает день ото дня. На днях генпрокурор Агван Овсепян представил парламенту ходатайство о привлечении в качестве обвиняемого одного из ведущих руководителей ППА, экс-министра иностранных дел, депутата Вардана Осканяна. Многие аналитики склонны считать главным претендентом в президенты от ППА именно Осканяна. Очевидно, что так же считают и в окружении действующего президента. Еще за несколько месяцев до этого Осканяна неоднократно вызывали в Службу национальной безопасности по делу о якобы вскрытых в руководимом им фонде «Сивилитас» финансовых нарушениях и махинациях. Учитывая, что Осканян является одним из самых близких людей Кочаряна, с чьей подачи он в считаные часы был принят в ППА, стал депутатом и одним из рулевых партии, и то, что фактор Осканяна тесно соседствует с угрозой второго пришествия столь нелюбимого многими второго президента, его нейтрализация явно станет для республиканцев лакомым кусочком. Осканян уже охарактеризовал ходатайство генпрокурора о своем лишении депутатской неприкосновенности как однозначный политический заказ, не имеющий под собой никакого правового основания.
Еще одной несомненной частью политической игры вокруг борьбы за власть стал разнос правительства, учиненный президентом вечером 16 сентября. На совещании в правительстве Саргсян подверг резкой критике его деятельность, в частности, работу структур, регулирующих сферу государственных закупок, в силу выявленных злоупотреблений. В армянском обществе, во всяком случае, в его активной части, совещание, созванное президентом, было расценено либо скептически, дескать, слышали, знаем, либо иронично, как очередной пиар-шаг в контексте предстоящих президентских выборов и отставки правительства. Однако и тут разнос Саргсяном Саркисяна благодаря эффекту домино заставил ответственные органы внимательнее приглядеться к работе министров кабинета премьера Саркисяна от ППА в период пребывания партии в коалиции. Как это ни странно, но после этого в градостроительном ведомстве, ранее руководимом Варданом Варданяном, тут же всплыли крупные недостатки, связанные с расхищением средств в ходе ремонта, к примеру, здания Национальной библиотеки. Варданян, один из подчиненных которого уже подвергнут приводу, со дня на день тоже станет объектом внимания прокуратуры. Аналогичная участь может ожидать и бывшего министра здравоохранения Арутюна Кушкяна. Следует отметить, что ведется данная кампания очень грамотно и аккуратно, якобы в рамках системной борьбы с коррупцией. Подтверждением чего стал арест экс-депутата, республиканца, экс-главы Государственной службы социального обеспечения Вазгена Хачикяна и его бывших сотрудников. Вопиющие злоупотребления и манипуляции госсредствами были обнаружены Контрольной палатой еще два года назад, но арест Хачикяна последовал почему-то именно сейчас. Подобная подрывная деятельность, осуществляемая республиканцами в стане ППА, может означать, что некогда коалиционные партнеры по власти находятся на пороге прямой конфронтации. И очень трудно представить, что олигарх Царукян мог бы решиться на подобный шаг самостоятельно. Впрочем, подобные действия в исполнении Царукяна трудно представить даже под нажимом Роберта Кочаряна, несмотря на то, что во власти по-прежнему очень велико число кочаряновских кадров. Поэтому скорее всего мосты между ППА и РПА сожжены все же не будут, а заветные точки соприкосновения между нынешним президентом и его предшественником в очередной раз будут найдены.
Пока же в Армении идет подковерная борьба за получение дивидендов, позволяющих отхватить наиболее жирные куски в будущем правительстве и многострадальной армянской экономике. То есть протекают процессы внутренних договоренностей и интриг, общественности же остается лишь догадываться, что происходит в реальности. Соответственно, развитие всех дальнейших процессов будет зависеть от того, как договорятся между собой власть в лице РПА и ППА. К величайшему сожалению, и на этот раз в данных процессах чрезвычайно велика роль внешних игроков, которая последовательно и неумолимо увеличивается от выборов к выборам. Дело доходит до того, что ответ на вопрос, кого выдвинет «Процветающая Армения» в феврале 2013-го и выдвинет ли вообще, следует искать не в этой партии и даже не в Армении. А это о многом говорит даже людям крайне далеким от политики, к каковым, к сожалению, следует причислять подавляющее большинство представителей армянского общества.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии