Армению продолжают вписывать в ближневосточный и антииранский контекст
Антиамериканские протесты на Ближнем Востоке и по всему миру не стихают
Волна антиамериканских протестов на Ближнем Востоке и по всему миру не стихает, перекинувшись даже на те страны, где мусульманское население составляет меньшинство. Национальные флаги, коими так пестрела площадь Тахрир в разгар «жасминовой революции» в Египте, теперь как корова языком слизнула – зато черное знамя условной «Аль-Каиды» на крыше американского посольства в Каире, показанное ведущими мировыми СМИ, выглядит вполне угрожающе.
Особо ожесточенные столкновения охватили Пакистан, однако в стороне от происходящего не остался и такой проводник политики США на Ближнем Востоке, как Саудовская Аравия. Протесты переходят национальные границы, при этом в них, по оценкам многих специалистов, явственно усиливается так называемый «салафитский» компонент. Происходящим не замедлили воспользоваться кандидаты в американские президенты: если действующий хозяин Белого дома демонстрирует твердость, то его республиканский оппонент упрекает своего соперника в отсутствии таковой. Всем хорошо… На фоне нестихающих беспорядков к кампании провоцирования мусульман присоединилась Франция: сатирический журнал «Шарли Эбдо» выпустил массовым тиражом (который впоследствии был воспроизведен еще раз) карикатуры на пророка Мухаммеда. Почетную эстафету, похоже, готовы перехватить и германские СМИ.
Напомним, сообщения о ролике «Невинность мусульман» появились практически во всех ведущих СМИ Запада синхронно. Относительно его происхождения версии расходятся, однако все они, как мы увидим ниже, однозначно вписываются в логику разжигания конфессиональной розни и полного переформатирования культурно-цивилизационного пространства региона. Отметим, что по многим параметрам демонстрация фильма, оскорбляющего пророка Мухаммеда, напомнила появление известного ролика в храме Христа Спасителя, демонстрацией которого был дан старт мощной атаке на традиционные конфессии в России. Как известно, впоследствии к ней подключились многие культовые фигуры западного мейнстрима, и это вовсе не случайно. На смену «эстетическому врагу» в лице СССР, похоже, пришел «эстетический враг» в лице традиционных мировых религий, на дискредитацию которых бросаются все средства так называемого «современного искусства», опробованного еще в 1960 – 1970-х гг., а ныне подкрепленного технологиями, позволяющими мгновенно донести любую провокацию до нужной «целевой аудитории».
Вот и в случае «Невинности мусульман» широкомасштабная PR-кампания низкопробной поделки, уже несколько месяцев болтавшейся на видеосервисе YouTube и никого до сей поры не интересовавшей, практически во всех глобальных медиа вызывает серьезные сомнения в случайном характере подобного рода действа. Характеристика фильма в качестве «идиотского» не дает ответа на вопрос, с чем связана весьма профессиональная кампания по его раскрутке. Поверхностно-злорадные рассуждения в стиле «вот какие американцы дураки – сами не понимают, во что впутались» – вряд ли являются убедительными. Рассказы о кризисных явлениях в арабском мире, частично справедливые, тем не менее уводят от ответа на вопрос о побудительных мотивах мира западного, решившего нанести болезненный удар в наиболее уязвимую точку мусульманской идентичности именно сейчас, в и без того неспокойные времена. Вспомним хотя бы то, что в мусульманской религии вообще запрещено изображать пророка в каком бы то ни было (а тем более в таком) виде. Ссылки же на «свободу слова» и вовсе рассчитаны разве что на слабоумных, которые вряд ли могут объяснить, почему в таком случае французский суд запрещает публиковать снимки обнаженной Кэйт Мидлтон, а вышеупомянутый YouTube регулярно удаляет ролики, содержащие кадры со зверствами иностранных наемников и убийц в отношении мирного сирийского населения…
Сейчас официальные представители США заученно кивают на «Аль-Каиду» и даже пытаются воскресить призрак таинственного бен Ладена, вдохновляющего своих сторонников на все новые и новые теракты.
С другой стороны, не приходится сомневаться в том, что ангажированные представители экспертного сообщества не только в Америке, но и по всему миру постараются сделать все для того, чтобы игнорировать или высмеять тех, кто рискнет задавать по поводу случившегося неудобные вопросы.
Между тем, обращают на себя внимание также некоторые хронологические совпадения и «боковые» сюжеты, заставляющие задуматься о, как минимум, неслучайном характере нападений «возмущенных мусульман» на объекты американской инфраструктуры по всему миру. Так, наиболее драматичный размах, как известно, события приняли в «освобожденной» западной коалицией Ливии, где был убит американский посол, игравший ключевую роль в вооружении и координации действий «антикаддафиевских» вооруженных групп. Между тем, британская газета The Independent со ссылкой на серьезные дипломатические источники сообщила о том, что власти США были заранее проинформированы о готовящихся атаках на свои представительства в мусульманских странах, однако не приняли никаких дополнительных мер безопасности. А после нападения, участие в котором принимали, видимо, отнюдь не уличные хулиганы, из консульства исчезли некоторые документы – в частности, содержащие информацию о ливийцах, сотрудничающих с США, и о нефтяных контрактах. Интересно, что в пользу версии о заранее спланированной и подготовленной провокации высказывался по американскому телевидению временный глава Ливии Мухаммед Юсеф аль-Магреф; это же, по уверению сенатора-демократа Карла Левина, утверждали в ходе одного из закрытых брифингов руководители Пентагона.
Следующим на очереди стал Египет, глава которого Мохаммед Мурси, как известно, пришел к власти при прямой поддержке США. Ситуация в этой стране весьма сложная. Бюджетный дефицит составляет одну десятую от ВВП, объем золотовалютных резервов к июлю 2012 года снизился с «дореволюционных» 43 млрд долларов до 15. Словом, экономика Египта понесла в ходе перманентной «жасминовой революции» огромные потери, и не исключено, что некоторые группы «Братьев-мусульман» и других влиятельных организаций стали постепенно осознавать острейшую необходимость выработки курса, ориентированного на развитие, а не на дальнейшую архаизацию страны. Однако проект «Большого Ближнего Востока» жестко ориентирован именно на дальнейшую архаизацию, и, возможно, элиты ключевого и крупнейшего государства региона получают сейчас недвусмысленный сигнал, какие их действия будут приветствоваться, а какие – жестко блокироваться. В этой связи вовсе не случаен не только израильский, но и коптский след, сознательно акцентировавшийся в ходе информационной раскрутки «Невинности мусульман». Египетское общество обретает дополнительный фактор конфессиональной дезинтеграции, а радикальные исламские группировки получают прекрасный повод для дальнейших атак и дискредитации (с последующим выдавливанием) христианской общины.
Беспорядки в мусульманских странах, как и ожидалось, ни в коей мере не повлияли на антисирийский курс руководства США, Турции и других западных стран. Агрессия против Сирии приобретает все новые формы. Недавние зачистки пригородов Алеппо и Дамаска имели только частичный успех – командные пункты сирийских боевиков находятся за пределами страны, и на месте очередной отрубленной головы террористической «гидры» немедленно вырастает одна, а то и две свежие. Сегодня уже можно говорить о непосредственном вовлечении в сирийские события Исламской Республики Иран, которое, вне всякого сомнения, имеет вынужденный характер. Присутствие на территории Сирии групп Корпуса стражей исламской революции, оказывающих поддержку законным властям страны в борьбе с силами международного терроризма, используется в стройном хоре антииранских обвинений и враждебных действий.
В середине сентября у берегов Ормузского пролива собралась армада военных флотов почти трех десятков стран, включая США, Великобританию, Францию, Саудовскую Аравию. Только со стороны США в беспрецедентных по размаху военных учениях участвовало три авианосца класса «Nimitz», каждый из которых имеет на борту около ста самолетов и вертолетов, в сопровождении дюжины ракетных крейсеров, фрегатов, эсминцев и десантных кораблей. Рассказывающая об учениях корреспонденция «The Sunday Telegraph» была озаглавлена весьма красноречиво: «Армада британского флота в Персидском заливе ожидает удар Израиля по Ирану».
Бывший посол США в Израиле, весьма информированный Мартин Индик (и не только он один), попытался подвести соответствующую идеологическую базу, патетически вопрошая: «Если уж в освобожденных нами странах люди так поносят Америку, можно представить себе, какую ненависть к нам испытывают в Иране и насколько серьезную опасность представляет для нас ядерная программа ИРИ…» Господин Индик, являющийся важным барометром настроений американского правящего класса, также выразил уверенность в том, что «конфронтация Соединенных Штатов и Ирана может перерасти в войну уже в начале следующего года». Предстоящая акция против Ирана нуждается в тщательном пропагандистском обосновании, обыватель должен ясно видеть перед собой зловещий образ «логова мирового исламского терроризма». Около года назад американцы умудрились обвинить Иран в подготовке покушения на посла Саудовской Аравии… на собственной территории. И чем больше американских посольств будет разгромлено по всему Востоку, тем легче в происходящем можно будет найти «длинную руку аятолл» и тем легче будет искомый образ создать.
Отвлечение внимания избирателей от внутренних проблем господ Обамы и Олланда также присутствует в списке побудительных причин, почему «дровишки» в костер мусульманского недовольства Западом потребовалось подбросить именно сейчас. Показательны и некоторые тенденции в глобальной экономике, во многом производной от «финансовых пузырей» экономики западной. 13 сентября, в самый разгар протестов, глава Федеральной резервной системы Бен Бернанке заявил об увеличении запасов американских долгосрочных ценных бумаг путем открытой покупки в течение следующего месяца ипотечных долгов на сумму в 40 миллиардов долларов. В общей сложности в месяц ФРС будет направлять на рынки необеспеченную активами сумму в размере 85 млрд долларов. Де-факто это может означать очередную масштабную эмиссию не подкрепленных реальным товаром денежных знаков, что приведет к дополнительным негативным последствиям для экономики Европейского Союза (который втянут в очередную гонку по печатанию «фантиков»), а также к росту военной напряженности в различных регионах мира. Ибо история не знает других путей разрешения финансово-экономических кризисов, органично присущих мировой капиталистической системе, помимо развязывания если не мировых войн, то, по крайней мере, крупномасштабных военных конфликтов.
И мы видим, как эта напряженность последовательно подогревается, что отражается и на Южном Кавказе, находящемся в непосредственной близости от бурлящего Ближнего Востока. Ставка на поддержку исламистов, включая самые радикально настроенные организации, которая, как мы видим, ни в коей мере не претерпела изменений, может самым негативным образом сказаться на внутриполитической стабильности в Азербайджане, а следовательно – и на границах этой страны с Арменией и Карабахом. Впрочем, Государственный департамент США почему-то включил в список стран, на территории которых американским гражданам может угрожать опасность… Армению (наряду с Тунисом, Египтом, Бурунди, Замбией, Суданом), что вызвало предсказуемый всплеск недовольства со стороны общественных организаций республики. Даже интернет-ресурсы, отличающиеся повышенной лояльностью к различного рода американским внешнеполитическим ходам, робко попросили объяснить, отчего это Армения попала в список мусульманских стран с высокой террористической угрозой. В это же время неожиданно «воскресшая» полумифическая АСАЛА «объявила» в своих адресованных Азербайджану подметных письмах (на чистом турецком языке!) о намерении создать свою структуру в Ливане – разумеется, при поддержке Тегерана. Ошибка исключается, так что очередные напоминания Еревану о недопустимости близких отношений с Тегераном, включая высокую интенсивность межличностных связей, являются весьма правдоподобным объяснением. В ином случае остается только предположить, что США действительно ждут терактов именно в Армении…
Словом, англосаксонские стратеги остаются верны себе, и, откровенно говоря, в какой-то мере их поведение не может не восхищать. Восхищение это носит, правда, весьма специфический характер и сродни, скорее, благоговейному трепету и панике в ожидании того, какое очередное острое блюдо приготовят всему остальному миру мастера англосаксонской внешнеполитической кухни. Если отсечь пропагандистскую шумиху и взглянуть повнимательнее, то никакого стратегического ущерба интересам США беспорядки по всему миру не нанесли (а гибель посла в Ливии может быть, с учетом некоторых вышеизложенных обстоятельств, даже полезной). Некоторыми имиджевыми издержками (как и временно утраченной, если верить New York Times, резидентурой ЦРУ в Бенгази) можно пренебречь, подобно тому, как в шахматах жертвуют качеством – ведь отношение мусульманской уммы к далекой сверхдержаве было хуже некуда и до последних событий и вряд ли для кого-то это являлось секретом. Согласно данным социологических опросов, положительно относились к Америке в Иордании 13 процентов населения, в Турции – 10, в Пакистане – 15, а в Египте 20 процентов населения. Общества и элиты арабских стран изначально не испытывали особых иллюзий относительно подлинных целей США, заявляющих о своей поддержке так называемой «арабской весны». И даже в этих условиях находятся наиболее эффективные пути для того, чтобы, оседлав изначально антиамериканские народные движения путем поддержки самых радикальных сил, направить недовольство мусульманской улицы в «правильное» русло, в частности – на борьбу с геополитическими конкурентами. Ведь мусульманские общины с серьезным потенциалом радикализации есть и в Китае, и в Индии, и в Европе, и в России…
Впрочем, у этого «геополитического айкидо» есть один существенный изъян – оно эксплуатирует самые низменные инстинкты, заложенные в человеческой природе. Эта игра изначально ориентирована на эскалацию религиозных войн, на перманентное обострение напряженности, включая бесконечные перекройки границ и хаотизацию огромных пространств с образованием на территориях городов, деревень, в зонах расселения отдельных племен так называемых «эмиратов». За примерами далеко ходить не надо. По оценке известного исламоведа Александра Игнатенко, только на территории нынешней Ливии имеется уже пять таких «эмиратов», наблюдаются попытки их создания в «светском» Тунисе, Йемене, а также, возможно, в Египте (в частности, на Синае, где на стороне «Аль-Каиды» сражаются в том числе выходцы из европейских государств).
Ясно обозначаются контуры «Нового Ближнего Востока», не представляющего особой угрозы для США, но «свободного» от христианских меньшинств (включая армян, являющихся неотъемлемой частью древнего культурного ландшафта региона) и при этом стремительно радикализирующегося. Смысл его существования – пресечь на корню любые перспективы самостоятельного социально-экономического и культурного развития местных народов, содействовать сохранению существующей порочной системы постоянного перераспределения средств с «мировой периферии» в пользу даже не «золотого миллиарда» (перспективы среднего класса на Западе отнюдь не блестящи), а некой новой «расы господ». Многие страны региона обречены на вялотекущую дезинтеграцию по ливийскому сценарию. Государственные границы в регионе окончательно станут фикцией, этноцид и иные трансграничные угрозы получат новый мощный импульс, а тезис о радикальных исламистах как «цепных псах» глобализации по-американски – очередные наглядные подтверждения.
Распад Советского Союза во многом подстегнул деструктивные процессы на Ближнем Востоке, конца которым пока не видно. События развиваются стремительно, и есть основания предполагать, что позиции Запада, несмотря на наличие наиболее эффективно действующего на сегодняшний день организационно-аналитического аппарата, его возможности по манипуляции процессами будут постепенно слабеть. Россия и ее партнеры, заинтересованные в мирном будущем Евразийского континента, должны предложить контуры модели международных отношений, альтернативной концепту «столкновения цивилизаций», отвечающей вызовам глобализации, основанной на принципах справедливости и ориентированной на добрососедство и совместное развитие. В этом случае алармистские разговоры относительно обвального роста американского влияния в той же Армении (и где бы то ни было еще) если не исчезли бы, то, во всяком случае, сделались бы безнадежно маргинальными.
А пока всполохи очередного глобального конфликта, способного непосредственно затронуть Россию и ее южных соседей, к сожалению, обещают быть все более частыми и тревожащими.
Андрей Арешев
Оставьте свои комментарии