Первая в Грузии демократическая передача власти
Миллиардер сплотил волю растерянного народа и победил правящую верхушку
В Грузии говорят о наступлении новой политической эры. Президент, его опорное законодательное большинство в парламенте и правительство, как известно, безоговорочно и без затяжек во времени признали свое поражение в парламентских выборах, прошедших 1 октября. Коалиция «Грузинская мечта» получила около 56 процентов голосов по партийным спискам, а также выиграла выборы в большинстве мажоритарных округов и, по данным на 4 октября, заняла в высшем законодательном органе 95 депутатских мест из 150. Остальные мандаты получила партия «Единое национальное движение», а все другие политические силы, которые выглядели несерьезно все последние месяцы, а тем более на фоне отчаянного сражения двух политических «титанов», не смогли преодолеть даже 5-процентный барьер и в состав парламента не вошли.
В новейшей истории независимости Грузии это первый прецедент мирной демократической передачи власти, чему рады и в Тбилиси, и в Вашингтоне, и в Евросоюзе.
На этот раз к власти мирным путем пришла политическая коалиция «Грузинская мечта», созданная всего год назад миллиардером Бидзиной Иванишвили, который 7 октября 2011 года объявил о необходимости борьбы с «несправедливостью, ложью и насилием», после чего включился в процесс политического противостояния режиму Михаила Саакашвили. Случилось это после неафишируемой, но активной благотворительной деятельности бизнесмена в Грузии на протяжении последних десяти лет и более. Речь идет о содействии государственному бюджету инвестициями, о финансировании различных крупных государственных проектов, в том числе и требующих многомиллионных вложений. Строительство военных баз и автодорожной инфраструктуры, сооружение зданий для полиции и ее многообразное техническое оснащение, финансирование процесса архитектурного обновления городов, формирование налоговых и таможенных структур, реконструкция старых и возведение новых школ, больниц, религиозных храмов – все это и многое другое стало делом, которому обладатель огромного состояния в размере 6,5 миллиардов долларов, нажитых в Москве в 90-е годы, не задумываясь и не сомневаясь, посвятил свой капитал. (Тем временем власти многое из построенного и налаженного выдавали
за следствие экономического роста и успех реформ.) Научил он правительство и правильно собирать налоги. Жители Сачхерского района, откуда он родом, вскоре после возвращения земляка из Москвы сполна убедились в его благотворительной щедрости – миллиардер оплачивал им коммунальные услуги, прокладывал дороги, ремонтировал дома и крыши, приобретал для них бытовую и сельскохозяйственную технику. Впрочем, еще находясь в российской столице, Бидзина прислал стране около тысячи тракторов. Прежде всего Иванишвили помогал государству – причем оставался в тени, без рекламной шумихи, без нужды в самопрезентации. Помог он, кстати, и участникам демократической «розовой революции», хотя его вклад долгое время умалчивался и было принято считать, что революцию эту финансировал Джордж Сорос, хотя давно потерявший счет деньгам «американский дядюшка» оказался ни при чем.
Какие же обстоятельства подтолкнули Иванишвили к мысли о необходимости безотлагательно заняться политической деятельностью? Оппозиция не смогла добиться отклика в своих требованиях сделать режим более щадящим и принимать решения взвешенно, без авторитарных перегибов и ущербности для государства. Уверенность в ошибочности курса правящей партии возникла у Иванишвили после роковой и вовсе не обязательной для Грузии «пятидневной войны» в августе 2008 года с ее неизбежными жертвами со всех сторон. Решительно же противостоять режиму Саакашвили филантроп посчитал необходимым после трагических событий 26 мая 2011 года, когда спецназ, уже не первый раз, накануне празднования Дня независимости разогнал мирную демонстрацию явно бесчеловечными средствами. Двое демонстрантов погибли, сотни получили тяжелейшие увечья, задержанных подвергали издевательствам и избивали в отделениях полиции. Уровень социально-политического неприятия власти уже тогда достиг своей критической точки. Не только в Тбилиси и других регионах, но и за рубежом, включая администрации стран – стратегических партнеров Грузии, понимали, что рано или поздно то недовольство, которое обусловлено просчетами Саакашвили, приведет события к закономерному концу. Оставалось надеяться на мирный процесс без кровопролитий и жажды тотального мщения.
Одна из основных ошибок режима состояла, как считают в общественных кругах страны, в том, что власти в условиях безработицы и низких заработков, не считаясь с общими возможностями и условиями выживания, ввели систему беспрецедентно жесткого законодательного подчинения. Делалось это к тому же по западной кальке, прежде всего – по американской, и нередко давало противоположный эффект, поскольку не учитывало местных особенностей и традиций, связанных с понятиями о чести и достоинстве, когда, допустим, нельзя доносить на друзей и родственников, и лучше отказаться от обильного обеда, чем доносить на друзей и родственников, соседей и на кого угодно еще.
Бидзина Иванишвили в ходе последнего года, несмотря на антиконституционные, несправедливые и самовольные решения президента, который лишил его грузинского гражданства и подвергал штрафам (всего – на сумму около 200 миллионов долларов), доказал, что является превосходным менеджером. Он продемонстрировал, что зря денег и слов на ветер не бросает. Хотя оговорим, не торопя время, что только последующие события покажут, что именно даст эта победа стране в ближайшей и долгосрочной перспективе. Ибо слишком туго завязан узел многослойных противоречий. Пока можно сказать, что произошла очень важная фильтрация-селекция первого этапа, когда избиратели безошибочно определили состав и пропорции партий, необходимых парламенту. Не прошли в законодательный орган партии – сателлиты «националов»: христиане-демократы, лейбористы, «Новые правые» и тем более некоторые другие. До выборов и после них Бидзина Иванишвили произнес любопытную фразу, сказав, что «все конкуренты – братья, и надо уважать друг друга, но за преступления придется ответить тем, кто их совершал». Имеются в виду должностные лица, руководившие структурами в правоохранительных и других органах, включая прокуратуру и пенитенциарную систему с ее многочисленными тюремными палачами.
После оглашения результатов Бидзина Иванишвили заявил, что властям не удалось сохранить в себе любовь к народу, как и уважение народа к себе. «Я счастлив, что мы возвращаем себе нашу страну, и еще раз заявляю, что мы очень культурно, очень достойно будем относиться к нашим оппонентам. Очень скоро вернутся из-за рубежа наши эмигранты. Мы должны показать любовь нашим абхазским и осетинским братьям, и, я уверен, очень скоро мы восстановим взаимное доверие и со временем объединим Грузию.
Я призываю население Грузии сохранять спокойствие. Мы провели вместе один героический год и смогли в этой напряженной ситуации мирно довести начатое дело до конца», – заявил новый лидер. По словам лидера коалиции «Грузинская мечта», «будет создано такое подлинно народное правительство, что оно удивит и европейцев». Продолжая курс на евроинтеграцию и НАТО, коалиция намерена коренным образом повернуть отношения с Россией и выйти на принципиально разумный уровень сотрудничества с северным соседом. «Хотя я и понимаю, как непросто будет этого добиться после непродуманных действий побежденного правительства». Принимая поздравления от госсекретаря США Хиллари Клинтон, генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена, руководителей миссий наблюдателей Евросоюза и ОБСЕ, в Тбилиси читали строки признательности за то, что удалось провести мирные выборы и обеспечить демократическую передачу власти. «Это исторический для Грузии день, – пишет г-жа Клинтон. – Впервые в истории страны удалось провести по-настоящему честные и прозрачные выборы». Выражалась надежда на продолжение сотрудничества независимо от смены реалий. Комплименты относятся, прежде всего, к президенту и его правительству, которые уступили победителям и не стали прибегать к фальсификации результатов. Но это было крайне трудно сделать при столь массовой готовности избирателей выразить волю однозначным образом. Иванишвили, в свою очередь, считает, что демократическая передача власти была вынужденной мерой для Саакашвили, которому в сложившихся условиях ничего иного не оставалось. И здесь надо подчеркнуть, что именно послужило сильнейшим толчком для окончательного решения народа. О последней капле, переполнившей чашу всеобщего терпения. А дело в том, что две независимые телекомпании, «Маэстро» и «9-й канал», 18 сентября показали видеозаписи, свидетельствующие о пытках и избиениях заключенных в одной из тюрем в Глдани. Вакханалия дикого насилия в исполнении начальника тюрьмы, надзирателей, в том числе чуть ли не специально принятых в штат для этих целей гомосексуалистов и прочих извращенцев, оказалась детонатором мощного протеста. Показали, в частности, кадры, как насилуют заключенных вениками и резиновыми дубинками, избивают несовершеннолетних, издеваются над душевнобольными. Это вызвало самое предельное возмущение, комментарии и выступления были полны негодования и самой резкой и острой, какая возможна, критики. Оценки сводились к тому, что страной управляет банда преступников, маньяков и садистов и что рухнули последние иллюзии, связанные с реальными демократическими преобразованиями, и т.д. То есть сложилось вполне устойчивое впечатление, что у президента и его окружения эффективных ходов не осталось.
Все их действия оказались бесполезными, поскольку противоречили демократическим задачам, здравому смыслу, политической логике и общему социальному фону. Их действия в оставшиеся до выборов две недели только ухудшали их положение, противореча контексту основных событий и доминирующим в обществе настроениям. Никто им не верил. Общество сетовало на суррогатную и мимикрирующую демократию с ущербными последствиями, на то, что, цитирую, «не удалось вовремя раскрыть истинную суть этого лживого процесса, основанного на воле одного человека, процесса, призванного обеспечить окружению президента долговечность власти, международный почет и безнаказанное удовлетворение политической похоти на многие годы». В свою очередь, кинорежиссер и общественный деятель Георгий Хаиндрава, который в оппозиционных партиях не состоит, в последние месяцы снял полнометражный документальный фильм «Маяк демократии», который еще в июле показали в пресс-центре Евросоюза в Брюсселе, причем по просьбе зрителей, среди которых в основном были чиновники структур ЕС, ленту прокрутили повторно. Картина вызвала там шок. За неделю до парламентских выборов кинорежиссера вызвали в прокуратуру на допрос. Обвинили в связях с грузинскими криминальными авторитетами, которые находятся во Франции. Якобы вместе с ними Хаиндрава готовил госпереворот. На самом деле он был в Париже, где показывал фильм участникам конференции на тему «Конфликты Кавказа: 20 лет спустя». Его картина рассказывает о жестоких разгонах, убийствах, положении в тюрьмах. Хаиндрава сообщил, что его лента станет документальным свидетельством на будущем процессе в Международном суде по правам человека в Гааге, и он убежден, что ему мстят именно за этот фильм. Там сказано, в частности, что после «революции роз» через аресты и наказания прошли 274.567 граждан, в местах заключения скончались 615 человек (сколько из них от пыток и болезней, вызванных условиями содержания, – это определит независимая следственная комиссия, создаваемая в эти дни властями в спешке, в виде – подумать только! – «своевременной реакции на вызов демократии»); доля оправдательных приговоров составляет всего 0,01% (при Сталине – до 8%); число заключенных – 32 тыс. человек (в Белоруссии – около 20 тыс. (при существенной разнице в населении); до 115 млн лари ежегодно поступает в бюджет в результате судебно-процессуальных соглашений; 108 человек погибли в результате спецопераций (топорных спецназовских вылазок подражательского типа по «западному образцу»); 1 млн 633 тыс человек живут за чертой бедности; уровень безработицы – 63%; средний заработок большинства населения не превышает 2 евро в день, а по уровню детской смертности (до 5-летнего возраста) Грузия занимает первое место среди 47 стран Европы.
Конечно, такой фильм не мог понравиться властям, которые знали обо всем этом и тем не менее утверждали, что успешно строят процветающую страну «назло надменному соседу». Нельзя не вспомнить, что Белый дом неоднократно просил Тбилиси, еще задолго до войны августа 2008 года, соблюдать демократические нормы и развивать реформы для приближения к стандартам стран НАТО. Ладно, не получается с экономикой, не все сразу, но можно было хотя бы создать независимое правосудие, свободные СМИ, вести приемлемую для добрососедства дипломатическую политику (пусть и в виде игры, но сдержанную и разумную). Вашингтон советовал вести себя разумно и прилично, не становиться в позу агрессивной непогрешимости, поскольку иная модель поведения угрожала стабильности Грузии и заодно идее реализации американского проекта. Последний, как всем известно, на пространстве Евразии не ограничивается Грузией и Кавказом в целом, это лишь этап.
Вкладываются десятки (в мирное добровольное развитие) и сотни миллиардов (в военно-принудительное перевоспитание на примере Ирака, Афганистана и пр.) на цели экспансии и доминантного подчинения, а тут связанные геополитическими обязательствами молодые демократы, примеривающие ковбойские шляпы и презирающие всех, кто не владеет английским и отстает от эпохи Интернета, подают ужасный пример дискредитации западных ценностей, причем в самых кощунственных формах. Выдавая желаемое за действительное, Госдеп постоянно предупреждал и направлял Тбилиси, опасаясь подобного развития событий, но сломить психологию авторитарной власти ему так и не удалось. Потому что в грузинском руководстве понимали, что сохранение репутации Вашингтона может вылиться в нечто рискованное для их политического самосохранения. И с самого начала, а тем более после хвалебных отзывов Буша и других стимулирующих «песнопений» и уж тем паче после совершенных просчетов и преступлений, посчитали, что независимое правосудие тотчас обнажит их подлинную суть, а СМИ, ставшие свободными, немедленно разнесут по всей стране и миру правду о навязанном единоличном правлении. Зато за счет бюджета ездили в Милан, Париж или Лондон на шопинги, имея годовую зарплату с премиями в размере до 130 тыс. лари (около 80 тыс. долл.). И это помимо фактов элитарной коррупции, когда брать на лапу запрещено всем остальным, пока деньги, как свидетельствуют посвященные, по надежно выстроенной вертикали не дойдут до верхушки – только для избранных.
Экономика? Экономический рост за тот или иной квартал (или год), который громко и настоятельно декларировался, как выяснилось, означал лишь то, что на подмогу приходили спонсоры госбюджета – тот же Бидзина Иванишвили (до него или одновременно – другой миллиардер Бадри Патаркацишвили). И все это выдавалось за достижения правительства. Сам же Иванишвили молчал, свой щедрый пай не рекламировал, тихо и спокойно помогал государству, наивно полагая до поры до времени, что деньги эти, до последнего цента, служат высокой идее демократического обновления. Однако ведь все тайное становится явным. Так и случилось. Все знали обо всем, нужен был лишь громогласный повод, который окончательно переполнит чашу терпения и преобразует кипение души народной в реальное сопротивление. Кто забудет избиения дубинками людей, лежащих под дождем на мостовой и связанных наручниками?! Сколько убито молодых парней по «разумному подозрению» в их так называемых «преступных намерениях»?! Кто не вспомнит о странной гибели Зураба Жвания и не возмутится невнятными объяснениями главы МВД на следующее утро?! Наконец, важная деталь: нетерпение Запада, обусловленное его амбициями и глобально-стратегическими целями, можно умножить на нетерпение тщеславия, характерного для «Единого национального движения». И получается то, что получилось. Запад спешит, ибо ресурсов у него для глобального доминирования (включая энергоносители и главный идейный «энергоноситель» в виде демократических ценностей, в которых мир явно разочарован) остается все меньше. Здешние исполнители партитуры, написанной в Белом доме, оказались явно не в ладах с техникой исполнения и трактовкой «произведения».
Выборы оцениваются как демократические и соответствующие высоким европейским стандартам, но тем не менее третий по счету руководитель Грузии смещен по причине народного недовольства деятельностью очередного режима. Народ не поспевал за «громадьем планов» и размахом нововведений. Он просил дать работу, а ему предлагали выкрашенные фасады и удобное обслуживание по высоким ценам. Предлагали по слишком завышенным ценам регулярное газоснабжение и электричество (а это – счастье после долгих, буквально мрачных лет), за которое нечем было платить очень многим.
Банки лишали людей квартир, когда дома продавались, чтобы хватило денег на операции в клиниках. Люди чувствовали себя униженными и обделенными, унося ноги в десятки стран, чтобы добыть средства на пропитание для родных и близких. И населению при этом внушали, что процветание для всех – не за горами.
Но сегодня люди рады, что странные разговоры о «сингапурском чуде» они больше не услышат. Они хотят вернуться к нормальной жизни без причудливых явлений, похожих на сновидения с метафизическими сюжетами. Вообще-то, «розовый режим», как считают его оппоненты, пришедшие во власть, по сути своей был репрессивным – вопреки демократическим замыслам. «Железной рукой загоним человечество к счастью!» – гласил плакат на воротах лагеря в Соловках. Очень похоже... В Грузии сейчас хотят, чтобы никто более не рисковал новыми территориальными потерями, не оскорблял граждан непристойными выражениями, окриками и подзатыльниками. «Не надо нас пугать Россией, присмотрите лучше за собой и подумайте о нанесенном государству ущербе, и довольно спекулировать на эту тему, используемую в качестве уже негодного щита», – требует публика. Здесь издавна жили не только эпикурейцы и гедонисты, которые в пирах и счастливы и печальны, но и трудолюбивые люди с четкими понятиями, имеющие представление о чести, совести и достоинстве, как и о солидарности с соседями по дому и региону.
Работа нового парламента, скажем напоследок, предрекает новые коллизии. Но о том, как будет происходить процедура смены власти, насколько этот процесс окажется конструктивным и успешным, разговор впереди.
Адам Баратов, Тбилиси
Оставьте свои комментарии