Почему Ближний Восток избавляется от христиан
Второй год длятся кровавые события на Ближнем Востоке. Мировые СМИ почему-то продолжают называть эти гражданские войны «арабской весной», пытаясь объединить этим общим понятием ряд весьма разнородных явлений.
Конечно, эти события, начавшиеся в Тунисе и продолжившиеся в других арабских странах, имели множество схожих причин – тяжелое экономическое положение, демографический дисбаланс (в разных арабских странах от 50% до 75% населения составляет молодежь до 20 лет), вследствие чего – катастрофическое отсутствие рабочих мест и безработица без всяких перспектив, дряхлые коррумпированные режимы и многое другое.
Однако после того, как была стерта с политической карты мира такая страна, как Ливия, все больше приходится говорить о воздействии на события в этом регионе внешнего фактора.
Аналитики и исследователи дают различные объяснения роли внешних сил в событиях в арабском мире – это и стремление установить контроль над нефтегазовыми ресурсами региона, и борьба против Ирана, и реализация программы «Большой Ближний Восток», и желание усложнить Китаю возможность обеспечивать свою стремительно возрастающую потребность в углеводородах, и желание новых региональных лидеров укрепить свое положение в мире.
Все эти причины, конечно же, присутствуют в ближневосточной политике великих держав, создателей новой реальности на Ближнем Востоке, но они имеют лишь опосредованное влияния на то, что сегодня творится в этом регионе и что привело к массовому исходу христиан из стран, в которых они проживали испокон веков.
А происходит там война мусульман-суннитов против всех не мусульман и не суннитов и даже против тех суннитов, которых хранители суннитской истины – т.е. салафиты, «Братья-мусульмане» и иже с ними – не считают «настоящими». Сформулированные такими идеологами суннитского фундаментализма, как ал-Банна, Кутб, Маудуди и др., принципы были направлены против арабских интеллектуалов-националистов, которые ставили принадлежность к одному этносу выше принадлежности к конфессии. Эти идеи создавали основу для объединения христиан и мусульман в одном государстве, снижая значение мусульманской уммы, объединяющей людей по религиозному признаку.
Например, Саид Кутб обращался «к новому кораническому поколению», которое должно создать в современном мире новую – исламскую – общность на руинах национализма, подобно тому, как пророк Мухаммед и его поколение построили общину правоверных на обломках разрушенного ими арабского язычества.
Наследники С. Кутба на базе данного принципа в тех странах, где они пришли или приходят к власти, реализуют политику низведения граждан этих стран, не являющихся мусульманами-суннитами, до уровня «покровительствуемых» («зимми»).
Только избравшись в парламент Египта, депутаты-салафиты потребовали принятия закона, по которому «люди Книги», т.е. христиане и иудеи, должны будут платить джизью (подушную подать), мотивируя свое требование ссылкой на айят Корана «Сражайтесь с теми, которые не уверовали в Аллаха и в последний день, и не считают запретным то, что запрещает Аллах и его посланник, и не исповедуют религии истины, – с теми, кому было дано Писание, до тех пор, пока они не отдадут своими руками джизью, будучи униженными… Они сделали своих книжников и монахов своими божествами кроме Аллаха, и Мессию, сына Марии, хотя им было велено поклоняться только богу единому, кроме которого нет божества».
Законопроект не был вынесен на обсуждение, но травля христиан, в частности коптов, древнейших жителей Египта, сопровождавшаяся убийствами, сожжением и разграблением церквей, надругательством над христианскими святынями и киднеппингом, разгорается все больше и больше, вследствие чего многие христиане, в том числе принадлежащие к Армянской Апостольской Церкви, вынуждены были покинуть страну.
Несмотря на лицемерные заявления радикальных лидеров сирийских мятежников относительно гарантии безопасности сирийским христианам, реальность и в этой стране совершенно иная – христиан, принадлежащих к различным церквям, убивают, берут в заложники, грабят и сжигают церкви.
В Алеппо, где история армянской общины насчитывает более двух тысяч лет, сожжена армянская церковь, убито более 40 армян. В Дер Зоре уничтожен Мемориал памяти жертвам геноцида армян в Османской империи. Армяне, до последнего времени чувствовавшие себя в Сирии в безопасности и искренне считавшие эту страну своей родиной, сегодня вынуждены покидать ее, оставляя все свое имущество и родные очаги. В последние месяцы в Алеппо среди наемников различных национальностей, воюющих на стороне мятежников, отмечено присутствие азербайджанских боевиков, некоторые из которых были уничтожены, а их документы попали в руки правительственных войск.
Обычно комментаторы, освещающие эти события, пытаются объяснить действия суннитских радикалов тем, что основная масса христиан продолжает поддерживать правительство президента Башара Асада, однако в действительности все их действия направлены на выдавливание христиан из Сирии, и это им удается.
Считается, что антихристианские настроения в арабских странах являются одним из следствий антиамериканизма, который стал общим явлением в мусульманских странах. Христиан считают естественными союзниками Запада, их агентами влияния и т.д.
Однако следует отметить, что наибольшую активность в сирийских событиях проявляют именно ближайшие союзники США – Саудовская Аравия, Катар, Турция. Если относительно мотивов Турции все достаточно ясно ( марионеточное суннитское правительство в Сирии позволит Турции значительно повысить свое региональное значение), то идеологические мотивы саудовского теократического режима являются, с моей точки зрения, второстепенными, – основной задачей монархии является сохранение власти, а для этого создается некая отдушина, через которую выбрасывается накопившаяся и неподконтрольная энергия довольно обеспеченного и не очень грамотного молодого поколения.
Как бы то ни было, массовый исход христиан из колыбели своей религии принял за последние годы поистине библейские масштабы. Афганские грабли готовы вторично стукнуть по лбу всех тех, кто достаточно активно поддерживает «суннитских демократов», а также тех, кто благодушно наблюдает за тем, как целый регион скатывается в трясину кровавых религиозных войн. Вряд ли все это можно назвать «суннитским возрождением». Скорее – кризисом разума …
Давид Оганесян, Ереван
Оставьте свои комментарии