Депутат Верховной Рады Украины Арсен Аваков: Вопрос о признании геноцида армян объединяет представителей разных политических сил
6 июня 2013 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект о признании геноцида армянского народа. Его инициаторами выступили народные депутаты Арсен Аваков и Вилен Шатворян. Соавтор документа, украинский парламентарий Арсен Аваков сказал по этому поводу: «Я предложил своей стране признать историческую правду». И рассказал газете «Ноев Ковчег» о том, как в стране, пережившей Голодомор, относятся к признанию геноцида армян.
– Господин Аваков, насколько тема геноцида близка украинскому народу, который тоже пережил не менее трагическую страницу истории – Голодомор?
– Геноцид армянского народа — это вопиющий пример преступления против человечности, глобальная катастрофа, отразившаяся на судьбах многих народов. Исторический прецедент, у которого позже появились продолжатели. С этой точки зрения геноцид армянского народа — чувствительная тема для каждой нации и в каждой стране. И пока мы все (страны, народы, каждый человек) не признаем факт и колоссальный масштаб последствий этой трагедии, мы не сможем быть спокойными и уверенными в будущем своих детей. Несомненно, есть страны и народы, которым довелось пережить страдания. Одни, как холокост, широко известны.
Иные, как Голодомор в Украине, долгие годы пытались скрыть, спрятать, вычеркнуть из официальной истории. И лишь через 75 лет после трагедии Украина по крупицам восстанавливает свою подлинную историю, открывает факты и, наконец, открыто скорбит о погибших. Поэтому мы понимаем боль и горечь армянского народа. А еще осознаем высокую историческую цель признания геноцида армян: важно больше нигде и никогда не допустить повторения подобной трагедии.
– Реально ли сегодня говорить о сроках прохождения законопроекта в парламенте Украины? Вероятно, не все коллеги-парламентарии поддерживают Вас в этом вопросе? В частности, нам известна позиция председателя Меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева, заявившего буквально следующее: «Если фракция поддержит это решение, то я не смогу в ней остаться. В то же время мы переговорим с другими депутатами о том, что этот шаг ударит по внешней политике Украины».
– Когда речь идет о столь серьезных и деликатных темах, говорить о конкретных сроках трудно. Но думаю, что факт геноцида армян в Османской империи не вызывает сомнений ни у одного здравомыслящего человека. Впрочем, это на уровне идеи. Когда же мы переходим к практике, особенно к реальной политике, то всегда возникают многочисленные нюансы, корпоративные и партийные интересы, а также различные личные обстоятельства. Я начал работу по подготовке этого проекта, как только стал народным депутатом и получил право законодательной инициативы. Очень рад, что нашел единомышленников в парламенте, и удовлетворен тем фактом, что мы сумели провести конструктивную работу по подготовке документа командой, состоящей из членов различных фракций и представителей совершенно разных политических сил. Как вы знаете, проект уже зарегистрирован. Теперь наступил следующий этап: вынесение вопроса в сессионный зал и подготовка голосования по проекту. Считаю, что те дискуссии, которые вызвала эта тема и в обществе, и в парламенте, и во фракции, – совершенно нормальное явление.
Публичная реакция моего коллеги по фракции Мустафы Джемилева в общем-то была предсказуема и понятна, учитывая его положение председателя Меджлиса крымско-татарского народа, а также вековые связи крымско-татарского народа с единоверной Турцией. С другой стороны, Мустафа Джемилев известен в нашей стране, прежде всего, как взвешенный политик и противник силовых методов. Надеюсь, что опыт и мудрость позволят ему занять адекватную позицию. Что касается фракции партии «Батькiвщина» в украинском парламенте, то ее позиция, полагаю, будет в поддержку проекта.
– Как оппозиционному депутату, представителю оппозиционной партии «Батькiвщина», Вам, наверное, сложнее, чем провластным парламентариям, проводить свои проекты в украинском парламенте?
– Скажу коротко: раз народ Украины избрал нас, проголосовал за наши политические силы, значит, нам предстоит работать друг с другом. Иного пути нет. Парламент – законодательный орган, он обязан разрабатывать законы, обсуждать их, принимать и, таким образом, давать возможность людям жить, а стране развиваться. К сожалению, не всегда удается достичь понимания или добиться исполнения, например, регламента путем переговоров. Тогда приходится прибегать к иным средствам. Для того и оппозиция, чтобы власть всегда чувствовала контроль и не могла себе позволить превышать свои полномочия. Но с другой стороны, я считаю, что не должно быть войны ради войны. Нельзя игнорировать здравый смысл и не идти на конструктивный диалог только по причине принадлежности к разным партиям. Вот на стыке этих двух позиций мы, оппозиция, и строим свою работу. Не могу сказать, что это легко.
– Арсен Борисович, несколько лет назад в интервью нашей газете Вы сказали: «По паспорту я – гражданин Украины, всеми своими корнями – армянин. А отвечаю всегда на русском языке: я украинский националист армянского происхождения». Что послужило побудительной причиной вынести «армянский вопрос» на рассмотрение в Украине?
– Я и сегодня готов слово в слово подтвердить свою позицию. Представляя наш проект постановления на своей странице в Facebook, я так сформулировал свою позицию. Я украинец. И я армянин. В Украине живет около 500 тысяч армян. Чьи-то семьи живут на этой земле столетиями, кто-то приехал недавно. Армянским церквям во Львове и в Крыму более 650 лет. Мы вместе – века! Всем украинцам-армянам крайне важна позиция их государства по поводу трагедии армянского народа 1915-1922 годов. Ведь тогда беда не обошла ни одну армянскую семью.
Кроме того, факт признания геноцида армян является важным евроинтеграционным шагом для Украины, учитывая, что геноцид признан Европарламентом еще в 1987 году и является важнейшим предусловием вступления Турции в ЕС. Поэтому, наверное, речь не идет о мужестве. Я предложил своей стране признать историческую правду. Кстати, и как бывший харьковский губернатор, и как гражданин я всегда много внимания уделял проблеме признания Голодомора. Особенность ситуации в том, что украинцам приходится доказывать факт Голодомора не только в мире, но и в своей стране. Так что опыт подобной работы у меня есть.
– На Ваш взгляд, почему геноцид признают страны, которые в своей истории не соприкасались с подобной трагедией? А Израиль, например, относится к этой теме настороженно? Хотя не раз звучала мысль о том, что если бы последовало наказание за геноцид, то не было бы и холокоста.
– Признание или непризнание какой-либо страной геноцида армян не отменяет исторического факта этой трагедии. Более того, именно еврейское государство больше других может оценить масштаб катастрофы и ее последствия. Ведь прямым следствием международной политики замалчивания резни армян стали Голодомор в Украине, а потом холокост. Но видимо, вступают в силу политические резоны. Я уверен, что для Израиля вопрос не в том, был геноцид армян или нет, а в том, каковы могут оказаться последствия решения кнессета, когда этот факт станет официальной политикой Израиля. Я не скажу, что такая позиция руководства Израиля достойна его древнего народа, но тем не менее это их выбор. Впрочем, насколько я знаю, в израильском парламенте есть депутаты, которые ведут системную работу по принятию соответствующего документа. Причем, как и в Украине, этот вопрос объединяет представителей разных политических сил. Мне кажется, что признание Израилем геноцида армян – это вопрос времени. Как, надеюсь, и признание Турцией. Конечно, это сложнейшая задача – найти выход из векового конфликта. Но с другой стороны, это экзамен на зрелость, мудрость и готовность к будущему.
– Рассчитываете ли Вы на поддержку армянской общины Украины? Ведь только в Харьковской области проживает около 50 тысяч армян.
– Несомненно. Я не только рассчитываю, но и в полной мере получаю поддержку соотечественников. Слава Богу, наши страны связаны общей историей с XI века. Да и женитьба киевского князя Владимира на армянке в 988 году определила родственный характер общения наших народов. Армянские общины на территории Украины появились задолго до трагедии геноцида, у нас многовековая прекрасная совместная история, особенно во Львове и в Крыму. Если говорить о численности, то самая большая община в Донецке, вторая по масштабу – в Харькове. В Украине издаются газеты на армянском языке, действуют храмы Армянской Апостольской Церкви во Львове, Киеве, Одессе, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Крыму. Работают воскресные школы. Сохранилось огромное количество артефактов армянской культуры.
Армяне Украины активно включаются в общемировое армянское движение. В феврале нынешнего года у нас побывала официальная делегация Всеармянского благотворительного союза (AGBU) во главе с его вице-президентом Вазгеном Якубяном. Во время встречи со спикером украинского парламента обсуждались вопросы культурно-гуманитарного и торгово-экономического сотрудничества между Украиной и Арменией. Глава Верховной Рады высоко оценил вклад армянской диаспоры Украины в экономическую, культурную и политическую жизнь страны, отметив, что она является неотъемлемой частью нашего общества. Тогда же состоялась встреча с членами Благотворительного фонда «Ренессанс», президентом которого я являюсь. Мы обсудили результаты взаимодействия AGBU с БФ «Ренессанс», пути дальнейшего сотрудничества в области культуры и образовательных проектов.
Почти за год наш фонд в сотрудничестве с AGBU реализовал несколько совместных проектов. Одним из них стал документальный фильм режиссера Валерия Балаяна «Армянское наследие Европы», который раскрывает огромный потенциал европейской армянской культуры, охватывая исторический период более чем в тысячу лет. Презентации фильма с успехом прошли в Ереване, Киеве, Харькове, Каменец-Подольском, Минске, Львове, Одессе, лента дважды побывала Брюсселе, а также в Гааге, Венеции, Париже, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Подводя итог, хочу сказать, что связи Армении, армянской диаспоры в Украине и Украины настолько давние и прочные, что постановление о признании геноцида армян и установление 24 апреля Днем памяти жертв геноцида, я уверен, будет принято украинским обществом с полным пониманием.
Беседу вел Сергей Тигранян
Послесловие
Как стало известно редакции, в адрес президента Украины пришло более 40 писем от различных международных организаций с призывом поддержать признание геноцида армянского народа Османской империей в 1915 году на национальном уровне. Их авторы подчеркивают, что проект постановления, который подан на рассмотрение в украинский парламент, является актом осуждения преступлений против человечности. Украина пережила схожий трагический опыт в своей истории, напоминается в письмах. Кроме того, учреждение 24 апреля как ежегодного Дня памяти жертв геноцида армян на государственном уровне имело бы большое символическое и воспитательное значение. Признание геноцида армян станет для Украины одним из важных евроинтеграционных процессов, поскольку подобные постановления приняты большинством стран Европы. Геноцид армян признан и осужден Советом Европы (1998, 2001), Европарламентом (1987, 2000, 2002, 2005), Комиссией ООН по военным преступлениям (1948).
Письма с призывом о поддержке в адрес президента Украины направили: Анита Ансерян, директор Всеармянского благотворительного союза (AGBU), София Авакян-Бедросян, председатель представительства AGBU в Болгарии, Патрик Донабедян, советник по вопросам культуры посольства Франции в Украине, Беньямин Абтян, президент EGAM (Европейское общественное антирасистское движение), Алексис Гавкиян, советник председателя регионального представительства AGBU в Европе, Крикор Истанбоулли, представитель AGBU в Италии, Милош Иштван-Адам, президент Всемирной федерации венгров, и другие.
Оставьте свои комментарии