Открытое письмо
Эта справка призвана осветить реальные истоки и суть карабахской проблемы, которые были фальсифицированы в советское время и продолжают оставаться фальсифицированными и поныне, что стало одним из главных препятствий на пути решения застарелого конфликта.
Карабах (горный и равнинный) – чужеродное название армянской области Арцах (один из 15 ашхаров Великой Армении), находившейся в составе Персии с 1555 до 1813 года в качестве Карабахского ханства, где армяне сохраняли полунезависимый статус в качестве Пяти Меликств, а с 1813 до 1918 года – в составе России (Елизаветпольская губерния).
1. Карабахская проблема как часть нерешенного армянского вопроса
Армянский вопрос, в решение которого с Сан-Стефанского 1878 года до Севрского 1920 года договоров были вовлечены Россия, Англия, Франция и США, был прерван в результате геноцида армян 1915 г. в Османской империи, советско-турецкой агрессии против Армении в 1920 г., насильственной советизации и ее расчленения при молчаливом согласии, а значит, попустительстве великих держав и их предательстве в отношении обязательств, данных армянам до, во время и после Первой мировой войны.
Карабахская проблема возникла не в 1988 г., а в начале прошлого века, в период разрушения большевиками российской государственности, сколачивания ими на месте России совершенно другого, антинационального государства – СССР; подписания ими сепаратного Брестского договора в 1918 году и установления союзнических отношений с геноцидной Турцией ценой принесения в жертву интересов армянского народа, который пользовался покровительством России в течение многих веков.
К концу 1920 г. Республика Армения (1918-1920) контролировала области Еревана, Карса, Ардагана, Карабаха, Зангезура и Нахиджевана. Национальные съезды Карабаха (1918-1920 гг.) принимали решения о присоединении области к Республике Армения.
Севрским мирным договором от 10 августа 1920 года Турция и союзные державы признали независимость Армении, включающей вилайеты Эрзерума, Трапизона, Вана и Битлиса. На третейское решение президента США представлялось определение границ между Арменией и Турцией и принятие всяких мер относительно выхода Армении к морю и демилитаризации оттоманской территории, прилегающей к названной границе. Границы Армении в Закавказье должны были устанавливаться на Парижской мирной конференции.
В результате кемалистско-большевистского сговора 1920 г. и последующей совместной агрессии против Армении не только была сорвана возможность претворения в жизнь решений Севрского договора в отношении Западной Армении, но и Республика Армения на территории Восточной Армении была расчленена: Карс, Ардаган, Сурмалу были переданы Турции, Карабах и Нахиджеван – Азербайджанской ССР, Джавахк – Грузинской ССР. Оставшаяся незначительная часть Восточной Армении была насильственно советизирована и просуществовала в качестве Армянской ССР до распада СССР.
Расчленение Армении было оформлено Московским договором от 16 марта 1921 г. между непризнанными в то время мировым сообществом режимами Советской России и кемалистской Турции, а также нелегитимными решениями Кавбюро РКП (б) от 5 июля 1921 г.
Таким образом, речь идет о незаконном, насильственном нарушении территориальной целостности Армении, а карабахская проблема – только одно из его трагических последствий. Таким образом, карабахская проблема началась с войны и оккупации армянских территорий Красной (Советской) Армией в 1920 году и окончилась также войной в 1994 году и частичным их освобождением.
2. Арцах и Нахиджеван в советский период
Народ Армении никогда не признавал законными насильственную советизацию и ее последствия. Первое восстание армян 18 февраля 1921 г. – еще в самом начале советского режима – было жестоко подавлено большевиками.
Трагически для армян развивались за годы советской азербайджанской власти события в Нахиджеване. В этой армянской области до передачи Аз. ССР в качестве «протектората» около половины населения были армяне. Совокупностью административных мер, прямым и многообразным давлением еще до прихода к власти Горбачева доля армян была доведена до 1%, т.е. азербайджанскими властями была проведена в Нахиджеване практически полная этническая чистка армян. Этот факт оказал большое психологическое воздействие на армян Арцаха. Они воочию увидели, какая участь их ждет, тем более что процесс вытеснения армян из Арцаха был основой политики Баку и все время шел полным ходом.
Получив Арцах в административное управление, азербайджанские власти, прежде всего, провели его территориальное расчленение. Часть Арцаха была оформлена как Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО), другие части включены в различные районы Азербайджана. Но народ Арцаха даже в свирепое время тоталитарных репрессий неоднократно и открыто выступал против подчинения Аз. ССР, против членения своего края. Ответом Баку было насилие с ловким использованием советской карательной системы.
При первых же признаках начавшейся свободы мнений в период перестройки в 1988 г. народ Арцаха в очередной раз на правовой основе решений девяти предыдущих своих съездов выступил за воссоединение Арцаха с Арменией, т.е. по существу за восстановление территориальной целостности Армении. Ответом были кровавые погромы армян практически по всей территории Аз. ССР, жестокие обстрелы армянского населения Арцаха. Ни в одной республике СССР не было таких масштабных, тотальных, жесточайших и кровавых погромов. Азербайджан развязал настоящую войну против армян Арцаха, но в конце концов потерпел в ней поражение.
Как только Баку лишился советской поддержки, Армяне освободили от азербайджанских поработителей не только урезанную территорию Арцаха (т.е. НКАО), но и некоторые другие армянские земли, входившие в состав Арцаха, но оккупированные Красной Армией в августе 1920 года и переданные в 1921 году Аз. ССР незаконным решением советских партийных органов.
3. Нецивилизованный, неправовой раздел СССР по границам союзных республик и попытка повторного насильственного включения Арцаха в состав новообра-зованного азербайджанского государства
При распаде СССР Арцах вышел из состава распадающегося государства, как и другие республики, но мировое сообщество в лице прежде всего России и ведущих западных держав приняло решение о признании новых государств в формальных рамках административных границ союзных советских республик, хотя хорошо было известно, что многие границы были прочерчены по произволу сталинских картографов, кромсавших исторические этнические территории в духе известного принципа «разделяй и властвуй».
По существу новой Россией, Западом были невольно узаконены результаты преступлений коммунистического тоталитарного режима.
Вопрос стоял и стоит так: может ли быть жизнеспособной, безопасной и стабильной ситуация в регионах, когда постсоветским мини-империям (в данном случае Азербайджану) дана индульгенция восстановить свою «территориальную целостность» в условиях, когда:
- Азербайджан с «нарисованной» советской целостностью на момент его признания де-факто, абсолютно не контролировал территорию НКАО;
- Арцах (Карабах) никогда законно не принадлежал государству Азербайджан; более того, такого государства с претендуемой территорией никогда ранее не существовало, кроме как при советском режиме в виде советской республики в составе унитарного СССР, где внутренние границы были условны и имели какой-то смысл только при этом режиме;
- незадолго до своего признания власти Азербайджана провели поражающие мир своей кровавой жестокостью и цинизмом погромы армян;
- территория, на которую претендует постсоветская миниимперия Азербайджан, вышла из распадающегося советского государства согласно его законам.
История наших дней дала ответ на этот вопрос: беспринципность властей новой России и Запада, заключающаяся в признании мини-империй в советских границах – без предварительного переговорного процесса по определению новых границ, с учетом де-факто отколовшихся и независимых от мини-империй территорий, – оказалась ударом не только по армянскому, но и по азербайджанскому народу, повлекла ужесточение азербайджано-армянского конфликта и
в итоге многочисленные жертвы с обеих сторон, нестабильность в регионе.
Новая Россия и Запад несут, безусловно, главную ответственность за весь период азербайджано-армянского конфликта, а также и за другие постсоветские конфликты.
Порочная позиция новой России и Запада объясняется желанием поспешно зафиксировать конец «империи зла», узаконить якобы мирный раздел СССР. Однако мира не получилось. Непрекращающиеся конфликты на постсоветском пространстве являются результатом нецивилизованного, нелегитимного раздела СССР. Определенные круги в России и за ее пределами шантажировали политиков и общественность ложной угрозой гражданской войны, «югославизацией» постсоветского пространства в том случае, если политики проявят принципиальность в защите национальных интересов с позиций исторической и политической реальности и будут настаивать на переговорном процессе по определению новых границ. Как сильно было внушение этих заблуждений и шантажа, свидетельствует утверждение Владимира Путина о том, что «Россия при развале СССР, чтобы избежать югославского сценария, пошла на беспрецедентные жертвы, отдав десятки тысяч квадратных километров своих исконных земель».
4. Конфликты, возникшие вследствие поспешного признания некоторых новообразованных постсоветских государств (в частности, Азербайджана)
Поспешное признание Азербайджана в советских границах обусловило целый ряд противоречий и опасных тенденций, кратко излагаемых ниже.
1. Власти Азербайджана посчитали, что имеют законное право на вторую вооруженную агрессию против армян, теперь уже под флагом восстановления «территориальной целостности», «международно признанных границ». Советскими картографами нарисованная виртуальная «целостность» стала работать против мира в регионе. Непрерывным потоком из Баку раздаются агрессивные угрозы решить проблему с помощью новой войны.
2. При рассмотрении карабахской проблемы совершенно не учитывается факт нарушения территориальной целостности Армении, а, наоборот, на передний план выдвигается необходимость восстановления виртуальной, никогда ранее не существовавшей территориальной целостности Азербайджана.
3. В составе Советского Азербайджана были две армянские автономии – Карабах и Нахиджеван. Сегодня в Карабахе нет азербайджанцев, а в Нахиджеване – армян. Но почему-то ставится лишь вопрос о возвращении азербайджанцев в Карабах, но совершенно игнорируется полная этническая чистка армян, проведенная в Нахиджеване и во всем Азербайджане. О возвращении армян в их родные места и речи нет. Совсем недавно азербайджанскими властями полностью уничтожены средневековые армянские памятники – тысячи хачкаров в Нахиджеване, Джуге (Джульфе).
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Для устранения указанных препятствий и для долговременного решения азербайджано-армянского конфликта необходимо:
1. Признать де-юре факт частичного восстановления территориальной целостности Армении, воссоединения Арцаха с Республикой Армения.
2. Признать факт нарушения территориальной целостности Армении в результате турецко-советской агрессии в отношении Республики Армения и ее расчленения в 1921 г.
3. Дать политическую оценку процедуре поспешного и неправомерного признания Азербайджана в формальных границах бывшей Аз. ССР, в состав которой были насильственно включены две армянские автономные республики с армянским населением, вопрос принадлежности которых к Республике Армения рассматривался на Парижской мирной конференции (1919 – 1920 гг.).
4. Признать, что факт признания бывших советских республик никоим образом не означает автоматического приобретения ими «права завершить этнические чистки» под предлогом «восстановления территориальной целостности». Дать политическую оценку непрекращающимся агрессивным военным угрозам Баку в адрес армян.
5. Исключить вопрос об одностороннем возвращении беженцев лишь в одну из двух бывших армянских автономий, входивших в состав Аз. ССР, а именно только в Арцах. Вопрос может стоять лишь об одновременном возвращении азербайджанцев и армян соответственно в Арцах и Нахиджеван с решением также вопроса об армянских землях, все еще контролируемых сегодня Азербайджаном. Армянский народ никогда не согласится с каким-либо вариантом одностороннего азербайджанского возвращения, что безответственно выдвигается некоторыми международными организациями.
6. Разработать подлинно демократическую, легитимную и реальную международную концепцию оценки и решения постсоветских конфликтов, учитывая волю народов, исторические реалии, а не только факт непродуманного, опасного своими последствиями, поспешного признания советских республик, имеющих нерешенные территориальные проблемы.
7. Признать бесперспективным, бессмысленным и безнравственным навязывание армянам вести переговоры с Азербайджаном по данному конфликту. Не Азербайджан захватил армянские земли. Арцах, Нахиджеван были оккупированы Красной Армией в 1920 г., незаконно и преступно переданы советской властью Аз. ССР. В то время как в соответствии с соглашением между РСФСР и Республикой Армения от 10 августа 1920 года эти области были временно оккупированы, а их принадлежность должна была быть решена исключительно между Россией и Арменией путем переговоров и заключения договора, проект которого был подготовлен сторонами 28 октября 1920 года. Переговоры были прерваны в результате агрессии и оккупации Республики Армения, а договор не был подписан. Поэтому переговоры должны быть возобновлены между Россией и Арменией, а именно в первую очередь о признании Россией, правопреемницей РСФСР, СССР, преступности оккупации советским тоталитарным режимом армянских территорий, незаконной передачи их Аз. ССР, об осуждении этого преступления и содействии исправлению его последствий.
8. В процессе стабилизации в регионе и урегулирования отношений с соседями ожидания от армянской стороны каких-либо новых уступок и компромиссов являются неправомерными, нереальными, безнравственными и опасными.
Армения и армяне в целом являются жертвами цепи бесконечных агрессий, потерь и уступок.
То, что власти Республики Армения готовы установить нормальные отношения без предварительных условий с Турцией – правопреемницей государства, виновного в геноциде армян, оккупации большей части их земель, пока не готовой осудить преступления прежнего режима и возместить нанесенный ущерб, – является величайшей уступкой со стороны властей Республики Армения. Однако чтобы эта позиция была понятна и принята мировым армянством, необходимо, чтобы власти Республики Армения заявили вслед за этим, что то, что касается признания факта геноцида армян, осуждения его, предъявления претензий по возмещению всего нанесенного морального, материального и территориального ущерба к нынешним властям Турции, является прерогативой западных армян, потомков армян – бывших граждан Османской империи, которых насчитывается сегодня свыше семи миллионов и представители которых со всего мира на своем Третьем съезде 10-11 декабря 2011 года в Париже (Севре) учредили свой полномочный представительный орган – Национальный конгресс западных армян.
То, что власти РА установили нормальные отношения с теперешней Грузией, не требуя возвращения Джавахка, на что имеют все права и основания, ограничиваясь ожиданием со стороны властей Грузии уважения законных прав армянского коренного населения во всей Грузии, является величайшей уступкой со стороны армян.
То, что власти Республики Армения не требуют возвращения Нахиджевана и все еще остающихся оккупированными областей Арцаха, не требуют осуждения геноцида армян в Азербайджане, возвращения армянских беженцев к своим местам в Азербайджане, где они проживали тысячелетиями до появления в крае кавказских татар, теперешних азербайджанцев, и возмещения многомиллиардного ущерба, является величайшей уступкой со стороны властей Республики Армения.
9. Обязанностью и долгом России, в первую очередь, и других великих держав является осуждение преступлений прежних властей и исправление последствий этих преступлений, без которого невозможно установление стабильности и создание условий для мирного и перспективного развития во взрывоопасном, чреватом конфликтами постсоветском пространстве.
10. За остающийся все еще нерешенным армянский вопрос (в частности карабахскую проблему), представляющий угрозу самому существованию армянской нации, две трети которой оказались вне Родины, в первую очередь должны нести ответственность и прилагать усилия по его решению власти Республики Армения и Спюрк (армянская диаспора) в лице полномочного представительного органа западных армян (потомков армян – бывших граждан Османской империи) Национального конгресса западных армян. Должны нести ответственность и прилагать усилия по решению карабахской проблемы, части нерешенного армянского вопроса, власти новой России и современной Турции, а также власти западных стран, в первую очередь США, Франции, Англии и Германии.
Международный Центр
изучения армянского
вопроса, Москва
Руководители центра
Карен Микаелян,
Норат Тер-Григорьянц,
Эдуард Гейвандов
Москва, 109388, п/я 14
Тел. 495-222-32-97,
е-mail: [email protected]
Оставьте свои комментарии