Поставки российского оружия Баку спровоцировали в Армении антироссийские настроения
Поставки оружия Россией Азербайджану почти на 1 млрд долларов США вызвали неоднозначную реакцию в армянской прессе, среди экспертов и в политической среде. Напомним, что, согласно открытым источникам, в перечень поставок входят наступательные вооружения, среди которых 94 танка Т-90С, около 100 боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок (САУ) «Мста-С», 18 пусковых установок реактивных систем залпового огня «Смерч», 18 САУ «Вена», шесть тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек», различные машины для обслуживания, запасные части и пр.
Поставки осуществлены Россией в счет соглашений, подписанных в 2010- 2011 годах при правлении президента Дмитрия Медведева и в бытность министром обороны Анатолия Сердюкова, как известно, ставшего впоследствии фигурантом череды коррупционных скандалов.
В те же годы РФ поставила Азербайджану два дивизиона зенитно-ракетных систем (ЗРК) С-300П МУ-2, ЗРК типа «Тор-2 МЭ», 60 транспортных вертолетов Ми-17 и 24 ударных вертолета Ми-35М на общую сумму 3 млрд долларов. Кроме того, Азербайджан за последние годы закупил крупные партии оружия у Израиля, Украины и Белоруссии.
Большая часть экспертов и политиков в Армении полагают, что эти поставки оружия формируют дисбаланс в вооружениях между Арменией и Нагорным Карабахом, с одной стороны, и Азербайджаном – с другой, в пользу последнего. Они могут спровоцировать Азербайджан, и тот начнет боевые действия в зоне нагорно-карабахского конфликта и в приграничной полосе с Арменией в надежде добиться военной победы.
При этом не учитываются многие обстоятельства. Во-первых, Россия продолжает поставлять Армении как члену ОДКБ, боевую технику по своим внутренним ценам, т.е. на 20-25% дешевле, чем Азербайджану. Кроме того, Москва поставляет Армении оружие в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества, которое зачастую не включается в соответствующие реестры ООН.
Во-вторых, Россия имеет на территории Армении 102-ю базу, которая сдерживает возможное военное вмешательство Турции в случае эскалации конфликта в Нагорном Карабахе и начала боевых действий на армяно-азербайджанской границе. Это обстоятельство дает возможность Армении концентрировать свои основные силы и средства на одном – восточном направлении, т.е. против Азербайджана. При этом сам Азербайджан не может концентрировать все свои силы и средства против Армении и Нагорного Карабаха, т.к. имеет источник угрозы и на других направлениях, в том числе со стороны Ирана.
Стоит учесть также, что в систему военного баланса входит хорошо оборудованная в военно-инженерном отношении линия обороны в зоне нагорно-карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе.
И наконец, поставляя оружие в Баку и Ереван, Москва в своей региональной военно-технической политике придерживается курса на сохранение баланса между всеми тремя сторонами нагорно-карабахского конфликта. Этот баланс все больше принимает асимметричный характер. Схожую военно-техническую политику долгие годы проводили США в отношении Израиля, Египта, Турции и Греции. Тем не менее последние поставки российского оружия, как обычно, были использованы различными группами влияния как в Армении, так и в Азербайджане, в том числе и на самом высшем уровне, для продвижения своих интересов.
В Армении прозападные группы влияния использовали факт поставок российского оружия Баку для провоцирования антироссийских настроений.
В Баку это обстоятельство было использовано президентом Ильхамом Алиевым для организации очередного витка антиармянской истерии в преддверии выборов главы государства, которые состоятся нынешней осенью. Из заявлений, которые были сделаны президентом Алиевым после военного парада 26 июня в Баку, жители Армении узнали, что армия Азербайджана по своей военной мощи в 10 раз превосходит армянскую армию. Кроме того, по словам Алиева, армяне Армении и Нагорного Карабаха живут на исторических азербайджанских землях.
В целом к этой риторике народы региона, да и весь мир, привыкли. Эксперты понимают, что азербайджанская армия не имеет каких-либо преимуществ перед вооруженными силами Армении, тем более для реализации планов блицкрига (молниеносной войны), которые заложены в военную доктрину Азербайджана.
Тем не менее международным организациям, прежде всего ОБСЕ, стоило бы обратить внимание на то, что Азербайджан нарушает квоты на тяжелое и наступательное вооружение, установленные Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Он также отказывается выполнять условия «Соглашения по укреплению прекращения огня» в нагорно-карабахском конфликте, которое вступило в силу 6 февраля 1995 года. Напомним, что де-юре это было единственным такого рода соглашением по конфликту, которое было заключено под эгидой ОБСЕ, а затем соответствующим образом зарегистрировано в организации.
Однако пока международные организации не склонны обращать внимание на невыполнение Баку обязательств по двум упомянутым документам. В этом есть вина и внешнеполитического ведомства Армении, которое не напоминает своим партнерам по ОБСЕ о необходимости контроля за выполнением имеющихся соглашений и договоров.
Давид Петросян
Оставьте свои комментарии