Моей прекрасной Армении
В начале сентября в ереванском Доме-музее Егише Чаренца состоялась выставка «Ес им ануш Айастани», где были представлены работы Иды Кар и Марины Мхитарян – фотомастеров разных времен, которых объединило желание показать нашу страну глазами армянской женщины.
Иду Кар (Карамян) называли фотографом русского зарубежья, модернистским ремесленником Парижа, одной из самых знаменитых представительниц британской фотографии и богемным мастером фотопортрета. «Я становлюсь легендой», – писала своему мужу Виктору Масгрейву Ида Кар, увидев однажды, каким успехом пользуется у публики ее первая персональная выставка. Впрочем, спустя много лет временное возвращение экспозиции Иды Кар на историческую родину вызвало у восторженных почитателей ее таланта не менее лестные отзывы.
Как рассказывает вторая участница выставки, Марина Мхитарян, идея совместного показа родилась года два назад в лондонской Национальной портретной галерее. Именно там, с согласия покровительницы и знатока искусства армянского зарубежья, доктора искусствоведения Верджинии Девис, было решено представить в Армении эту экспозицию из ее личной коллекции.
«Когда мы узнали, что в Ереване планируется провести фотовыставку всемирно знаменитой Иды Кар под девизом «Моей прекрасной Армении», то сомнений о выборе места ни у кого из устроителей не было, поскольку строки известного стихотворения Егише Чаренца «Ес им ануш Айастани» гармонично вплетаются в тематику представленных фоторабот, где с любовью рассказывается о жизни армян середины прошлого века, – рассказывает Лилит Акопян, директор Дома-музея поэта. И тут же признается, что ей, коренной ереванке, эти черно-белые снимки ностальгически напоминают о бесхитростной жизни людей того времени, о теплом уюте старого Еревана: – Того, который во многом сегодня уже не сохранился. Например, Центральный крытый рынок, вокруг которого в настоящее время идут баталии. Или наша улица с музеем, где раньше было столько интересных по архитектуре старинных домов… Конечно, время не стоит на месте, меняются скорости, технологии, мышление… Но как важно при этом помнить слова Егише Чаренца, заметившего когда-то, что новое – это прекрасно, однако строить его надо на хорошем старом замесе».
Впрочем, контрасты двух эпох, профессионально выхваченные объективом фотохудожниц, лишь дополняли друг друга, поскольку совершенно не искажали национального колорита ни в ХХ, ни тем более в ХХI веке. И хотя нынешнему поколению, наверное, гораздо легче судить о сегодняшнем дне по фотографиям своей современницы Марины Мхитарян, тем не менее, работы Иды Кар вызывали у них неподдельный интерес. Ведь многие даже не догадывались, что всемирно известный фотограф Ида Кар – их соотечественница, которая родилась в русском городе Тамбове. Так сложилось, что она впервые посетила Армению в качестве почетной гостьи по приглашению Католикоса всех армян Вазгена Первого лишь в 1957 году. По мнению посетителей выставки, тем приятнее, что сделанные ею в тот период работы после столь долгого перерыва вновь вернулись на родину. «Мне бы очень хотелось, чтобы с творчеством нашей знаменитой соотечественницы познакомилось как можно больше армян. Нынешняя выставка тем ценнее, что на ней представлен хоть и короткий, но армянский период творчества Иды Кар-Карамян», – говорит Марина Мхитарян и признается, что хотя никогда не была знакома с ней лично, тем не менее, считает великого фотомастера своим учителем.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии