Фридон Асланян. Портреты в пятом измерении
6 сентября в Москве, в галерее «Ар Деко» открылась выставка Фридона Асланяна «Портреты в пятом измерении»
Впервые за долгое время в одном пространстве удалось представить широкую панораму портретной графики художника, начиная от серии работ «Основатели Лазаревского института» в технике тиснения золотом и заканчивая работами последних лет, выполненными английским карандашом.
Творчество Фридона Асланяна стоит особняком и выходит далеко за рамки привычных направлений и понятий. В экспозицию выставки вошел всего один автопортрет, но можно сказать, что вся выставка – это и есть автопортрет художника Фридона Асланяна, так как через портреты он воплощает собственное мироощущение.
Фридон любит говорить: «Я не терзаю предмет творчества, не провоцирую его раскрыться, не беру приступом, как крепость. Диалог всегда важнее и интереснее для меня, чем поединок...»
Дискуссию среди посетителей выставки вызвала тема пятого измерения. Еще в далеком 1994 году, когда Фридон представил свой «спонтанно-штампованный» портрет актера Соса Саркисяна, один его знакомый математик отметил, что, работая в подобной технике, художник раскрывает тему диссертации выдающегося ученого Сергея Мергеляна – за счет кривых линий создает пятое измерение. С комментариями по этому вопросу на открытии выступили как математики, представители точных наук, так и философы, но наиболее емко и точно идею пятого измерения выразил сам художник. Простой кусок обычной бумаги, некая плоскость, на которой постепенно появляется множество, казалось бы, хаотичных линий, и вдруг возникает объем, мы уже видим некий образ, взгляд, во взгляде – душу, а там, где душа – там и есть пятое измерение. Именно поэтому художник особенно подчеркивает, что он рисует не портрет, а душу, которая кроется в глазах.
Со многими из присутствовавших на открытии художника связывают годы дружбы, совместных размышлений, путешествий по священным местам. Среди них – черногорский поэт Йоле Станишич, подаривший Фридону свой сборник «Голый Остров – дно ада». Узник режима Броз Тито, он в полной мере испытал на себе чудовищный террор антигуманной системы, о которой повествует книга. Тут взгляды Фридона и Йоле Станишича очень близки – оба уверены, что нельзя умалчивать о трагедиях прошлого, надо рассказывать о погибших, жертвах геноцида, войн, концлагерей, бесчеловечной системы. Именно этому посвящено центральное полотно в экспозиции выставки – «Призраки озера Ван».
Это внимание к человеку, сопереживание ему, желание подарить надежду и радость отмечали многие посетители выставки, вспоминая разные эпизоды своих встреч с Фридоном. Неудивительно, что жанр портрета – один из наиболее любимых для него, и художник постоянно к нему возвращается.
В целом творчеству Фридона свойственно позитивное мироощущение. Художник глубоко чувствует и переживает трагедию происходящего, однако для него крайне важно дать зрителю надежду.
Варвара Ганичева
Оставьте свои комментарии