№ 19 (225) Октябрь (16-31) 2013 года.

Движение армянских азатамартиков призвало политиков обсудить кризисную ситуацию в стране

Просмотров: 3299

В сентябре в Армении оживилось и напомнило о себе движение азатамартиков («воинов-освободителей»), или, если говорить западным политическим языком, экс-комбатантов, людей, которые принимали участие в боевых действиях в Нагорном Карабахе и при защите границ

Армении с Азербайджаном.

В течение двух недель представители Совета командиров провели несколько встреч с руководителями ряда парламентских и непарламентских сил – председателем правления партии «Республика», экс-премьер-министром (1999–2000 гг.) Арамом З. Саргсяном, лидером партии «Наследие» Раффи Ованнисяном, лидером партии «Процветающая Армения» Гагиком Царукяном.

В ближайшем будущем представители экс-комбатантов рассчитывают встретиться с президентом Сержем Саргсяном, представителем Бюро АРФ-Дашнакцутюн Грантом Маргаряном, председателем Армянского национального конгресса, экс-президентом Левоном Тер-Петросяном и другими политическими лидерами.

Из открытой печати стало известно, что экс-комбатанты как надпартийная сила добиваются проведения круглого стола с участием ведущих политических партий страны. Темой обсуждений, по мнению экс-комбатантов, должна стать кризисная ситуация в политической, социально-экономической, морально-психологической и иных жизненно важных сферах. Совместно, по мнению экс-комбатантов, должен быть найден и путь вывода страны из кризисной ситуации.

Пока неясно, чем закончится этот процесс, он не находится в центре внимания местных СМИ, но его политическая составляющая очевидна. Напомним, что организации экс-комбатантов в Армении существуют давно. Самая крупная и авторитетная из них – «Еркрапа» («Защитник страны») – была сформирована в середине 1990-х годов тогдашним министром обороны страны Вазгеном Саркисяном. Предполагалось, что эта неправительственная организация будет заниматься социальной защитой участников боевых действий и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

В действительности во второй половине 1990-х годов организация стала одним из самых мощных игроков на внутриполитической площадке. Она способствовала не только смещению с поста президента Левона Тер-Петросяна, но и избранию на пост главы правительства Вазгена Саркисяна в 1999 году.

После убийства последнего во время террористического акта в парламенте Армении 27 октября 1999 года влияние организации стало ослабевать. «Еркрапа» потеряла сильного лидера, а вместе с ним и объединяющий стимул.

«Еркрапа» возглавил заместитель министра обороны (в 2008 году был отстранен с поста указом тогдашнего президента Р. Кочаряна), генерал-лейтенант Манвел Григорян. Длительное время организация выполняла часть функций, возложенных на мобилизационный резерв Министерства обороны, но ее политическое влияние стремительно снижалось. Часть руководства организации была приближена Р. Кочаряном и С. Саргсяном к власти и одарена различными благами и должностями. Во время всех общенациональных предвыборных кампаний вплоть до 2012 года руководство «Еркрапа» публично не поддерживало ни одну из политических сил и никого из кандидатов, мотивируя это тем, что в рядах организации есть люди различных взглядов и сама она не вмешивается в политику.

Однако во время кампании по выборам президента 2008 года абсолютное большинство рядовых членов «Еркрапа» и часть руководства поддержали Левона Тер-Петросяна, а другая часть руководства колебалась между первым президентом и действующим премьер-министром Сержем Саргсяном. В итоге, потеряв свои посты в Министерстве обороны, руководство «Еркрапа» окончательно переметнулось на сторону властей и в дальнейшем в 2012 году открыто поддержало С.?Саргсяна и Республиканскую партию Армении (РПА) на парламентских выборах.

Тем самым организация нарушила свой устав, зато теперь председатель правления «Еркрапа» Манвел Григорян заседает в парламенте в составе фракции РПА, а объединение воинов-добровольцев постепенно превратилось в филиал правящей партии. Среди руководства организации стали доминировать лица, теснее связанные с госаппаратом, чем с теми, кто реально принимал участие в боевых действиях.

В сложившейся ситуации все большее число экс-комбатантов стали вслух высказывать тревогу за состояние дел в стране: их беспокоят миграция, рост цен и инфляция, безработица, невнятный внешнеполитический курс. Движение началось с требований улучшения социального положения экс-комбатантов и семей погибших в войне. Реакция правительства Тиграна Саркисяна на эти требования была достаточно вялой. Постепенно это привело к стихийным митингам и акциям протестов, которые проходили в течение июля и августа.

Приказом министра обороны Сейрана Оганяна была сформирована ведомственная рабочая группа по делам воинов-освободителей во главе с первым заместителем министра Давидом Тонояном. Особое внимание было обращено на то обстоятельство, что используемые в стране термины «азатамартик» («воин-освободитель») и «еркрапа» («защитник страны») не всегда адекватны описанным в правовых документах социальным и иным гарантиям. Руководство Министерства обороны выступит с предложениями по внесению изменений в принятый закон.

Однако постепенно социальные требования экс-комбатантов трансформировались в политические. Был сформирован Совет командиров, началась работа на местах не только с участниками боевых действий, но и с обществом.

Шансов на успех у экс-комбатантов не очень много, т.к. власть не признает, что в стране сложилась кризисная ситуация. Кроме того, армянское общество пока помнит, как именно проходил диалог между партией власти и АНК летом 2011 года и кем именно он был сорван.

Тем не менее, необходимо приветствовать политический процесс, зародившийся внутри страны, а не навязанный внешними силами. В том числе попытку создания экс-комбатантами площадки для внутринационального политического диалога.

Давид Петросян, свободный журналист

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 19 человек