№ 19 (225) Октябрь (16-31) 2013 года.

Армяно-турецкие отношения: ожидания, анализ, прогнозы

Просмотров: 4041

В середине сентября в Европарламенте состоялась очень интересная дискуссия, посвященная нормализации армяно-турецких отношений и открытию границ между двумя странами.

Политический аналитик из Армении, директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян и турецкий журналист Ченгиз Актар представили европейским депутатам свой взгляд на судьбу парафированных в Цюрихе в октябре 2009 года, но так и не ратифицированных армяно-турецких протоколов. Прозвучали осторожные предложения сделать определенные шаги по урегулированию отношений между Ереваном и Анкарой.

Актар в целом перенес ответственность за провал цюрихского процесса с Турции на Азербайджан. Турецкий журналист попытался убедить европарламентариев в том, что в политике Анкары в отношении Армении азербайджанский фактор играет едва ли не предопределяющую роль, а любая инициатива, имеющая отношение к Армении, сталкивается с жестким прессингом Азербайджана.

Позиция Баку в этом вопросе, по его словам, сводится к прессингу Анкары и требованиям отказа от урегулирования отношений с Арменией до тех пор, пока Армения не вернет Азербайджану Нагорный Карабах.

Ричард Киракосян с этим мнением не согласился, пояснив, что препятствием для разрешения конфликта является отнюдь не позиция Еревана, а позиция Баку. Армянский аналитик выразил убеждение в том, что армяно-турецкое сближение было единственным положительным процессом в регионе, на осуществление которого дали согласие все крупные международные игроки, даже Россия. По оценкам Киракосяна, максималистская дипломатическая стратегия Баку, требующего все и даже больше, не укладывается в рамки реальной политики.

Армяно-турецкие протоколы до сих пор находятся в повестке дня парламентов двух стран. Поэтому мы обратились к Ричарду Киракосяну с просьбой прокомментировать вероятность начала нового процесса между Анкарой и Ереваном.

По словам аналитика, в настоящий момент вопрос о нормализации отношений с Арменией адресован исключительно Анкаре – Ереван уже сделал все от него зависящее в этом вопросе. Все заинтересованные стороны ждут шагов навстречу от Турции, и весь груз ответственности лежит на Анкаре, а не на Ереване или даже Баку. Киракосян считает крайне важным, что мнения Вашингтона, Брюсселя и Москвы в этом вопросе полностью совпадают. Все крупные игроки согласны с тем, что одна только Турция приостановила успешно начавшийся процесс нормализации отношений с Арменией. Соответственно лишь Анкара самостоятельно должна решить, когда она пожелает вернуться к этому вопросу.

Касаясь возможности реанимации цюрихских протоколов, аналитик подчеркнул, что оба эти протокола уже мертвы и никогда больше не вернутся в повестку дня двусторонних отношений. «Поэтому крайне важно, что может быть запущен другой процесс, в рамках которого определенные силы попытаются оживить идеи, заложенные в протоколы, но уже в новом формате, а именно: открытие границ и установление дипломатических отношений без каких-либо предусловий. Это одна из редких линий властей Армении, которую я защищаю и приветствую на 100%, особенно учитывая, что именно благодаря вопросу армяно-турецких отношений Ереван смог усилить свою стратегическую значимость и углубить дипотношения с мировыми центрами силы», – убежден Киракосян.

Сегодня многие в армянском обществе и в диаспоре связывают определенные ожидания разморозки армяно-турецких отношений с приближением скорбной даты – 100-летия геноцида армян, учиненного младотурецким правительством на обломках Османской империи. На экспертном уровне бытует мнение, что Анкара может пойти на определенные шаги навстречу Еревану для создания очередной иллюзии улучшения отношений, как это произошло в 2009-2010 годах.

Киракосян считает, что ожидать возвращения Турции к процессу нормализации отношений следует уже в ближайшее время, до 2015 года, учитывая, что признание геноцида – проблема в первую очередь для Турции, а уже потом для Армении. На его взгляд, на Анкару периодически усиливается как моральное, так и политическое давление. Соответственно для фиксации хоть какого-то прогресса до 2015 года Анкаре следует задуматься о нормализации отношений в ближайшие два года.

Аналитик считает, что позиции Армении сегодня намного сильнее, чем в 2009 году. Любые обвинения Анкары в нежелании идти на контакт, адресованные Еревану, он отметает, возлагая ответственность за отсутствие дипотношений, блокаду Армении, нежелание признавать очевидные исторические события на Турцию.

Киракосян прокомментировал возможные ограничения, в том числе в вопросах нормализации отношений с Турцией, которые накладывает на внешнеполитические маневры Еревана вступление в Таможенный союз. Членство в ТС действительно их ограничит, признал он. Тем не менее дверь в Европу сегодня для Армении закрыта, но не заперта. Ограничивая возможности Армении, членство в ТС все же оставляет ей пути маневрирования. Однако аналитик крайне обеспокоен возможной потерей независимости, к которой может привести предстоящее вступление Армении в ТС: приобрести суверенитет и самостоятельность в ХХI веке намного сложнее, чем в конце ХХ века.

Тревогу у Киракосяна вызывает не столько само решение, сколько то, каким образом оно было принято. По словам эксперта, это было сделано Ереваном после очень неглубокого анализа возможных последствий. В будущем такое решение может негативно отразиться на нескольких поколениях. Есть и намного более серьезная проблема, чем проблема выбора внешнеполитического ориентира. Учитывая отсутствие перспектив в членстве Армении в ТС, Киракосян считает само согласие на вступление в эту организацию проявлением слабости страны.

«Отныне та же Турция, да что там – Азербайджан прекрасно смогут договариваться по вопросам, касающимся Армении и, главное, НКР, с Москвой. А это крайне опасно. ЕС, который до сего дня вел переговоры с Арменией напрямую, без посредников, завтра будет вести эти переговоры с Арменией, как с потенциальным членом ТС. Или же, что еще хуже, ЕС начнет вести переговоры с Таможенным союзом или даже с Москвой», – подчеркивает аналитик.

Киракосян обратил внимание на то, что до сего дня Москва не выступала против процесса нормализации армяно-турецких отношений. Эти шаги к примирению отнюдь не являлись инициативой Запада. Самой большой жертвой нормализации армяно-турецких отношений стал бы Азербайджан. Возникшие проблемы в азербайджано-турецких отношениях – лучшее тому подтверждение. Создавшимся в турецко-азербайджанских отношениях напряжением тут же воспользовалась Москва, укрепив российско-азербайджанские связи. Лучшее тому подтверждение – то, что Турция уже не является самым крупным военным партнером Азербайджана, ее место успешно заняла Россия.

Буквально на днях «Курганмашзавод» начал производить для Азербайджана 18 самоходных артиллерийских установок 2С31 «Вена», впервые представленных на выставке вооружений IDEX-97 еще в 90-е годы. До Азербайджана заказчика для этой передовой для своего времени разработки не находилось. Ранее Россия начала поставку в Азербайджан новой партии военной техники: 94 танков Т-90С, 100 боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок

«Мста-С», 18 пусковых установок реактивных систем залпового огня «Смерч», 8 самоходных артиллерийских орудий «Вена», 6 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек». Вместе с танками и артиллерией закупаются и машины, необходимые для их обслуживания. В целом за последние годы Баку закупил у России оружия на 4 млрд долларов. И, как заявил на встрече с российским коллегой в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев, Азербайджан намерен это сотрудничество и закупки лишь наращивать. Данное обстоятельство, по мнению аналитика, должно насторожить Ереван, дав очередной сигнал к бдительности. Анкара, считает Киракосян, также поначалу недооценила возможности и влияние Баку, что позволило последнему успешно противостоять региональным амбициям Турции.

Тем не менее, политика Запада по сдерживанию региональных аппетитов Турции продолжает реализовываться. И недавняя сделка между Москвой и Вашингтоном по Сирии, перечеркнувшая амбиции Анкары, стала тому очередным подтверждением. И Армения, и армянство с их наболевшим за 100 лет армянским вопросом, к сожалению, остаются одним из инструментов политики по сдерживанию Турции. И эту реальность неспособно изменить даже членство Армении в Таможенном союзе.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 28 человек

Оставьте свои комментарии

  1. А что сегодня решает Ричард Киракосян? Кто вообще слушает в Армении умных людей?
  2. Чего чего а программ у нас хватает - совести нет(
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты