№ 19 (225) Октябрь (16-31) 2013 года.

Кому выгодна межрелигиозная вражда в Самцхе-Джавахети?

Просмотров: 5743

Армения и Грузия на протяжении веков были близки друг другу по духу и вере. До сих пор в соседней стране живут несколько сот тысяч наших соотечественников. Грузия чрезвычайно важна для Армении и как практически безальтернативный транзитный путь.

К сожалению, 2013-й запомнился другим – нагнетанием межрелигиозной вражды и напряженности в многонациональной и многоконфессиональной Грузии. Журналистская организация Go Group Media при поддержке финского фонда VIKES даже организовала для 8 журналистов из Армении, Азербайджана и Грузии экспедицию по основным очагам межрелигиозной напряженности. Журналисты побывали в Тбилиси, а также в двух регионах, где сложились напряженные отношения между мусульманской и христианской общинами: Аджарии и Самцхе-Джавахети. В обоих регионах они активно общались с местными жителями, экспертами, представителями власти.

Поскольку в Самцхе-Джавахети компактно живет большая армянская община, рассмотрим подробнее ситуацию именно в этом регионе. Согласно переписи населения 2002 года, из 207598 жителей региона 54,6% составляли армяне, 43,4% – грузины, 1,1% – русские, 0,4% – осетины, 0,4% – греки. Армяне в основном проживают в Ниноцминдском – 95,8% и Ахалкалакском муниципалитетах – 94,3%.

Данные о количестве армян, проживающих в административном центре региона Ахалцихе, разнятся. Сами местные армяне утверждают, что их большинство – не менее 52% от местного населения. Грузины считают, что армян в Ахалцихе не более одной трети. Учитывая усилившийся в последние годы отток армян из города и региона в целом, более вероятным выглядит второе утверждение.

По словам местных жителей, причем как грузин, так и армян, наши соотечественники покидают родину в первую очередь из-за нежелания интегрироваться в современный грузинский уклад жизни. Нежелание армян учить грузинский язык, являющийся единственным государственным, делает невозможным получение ими высшего образования в вузах Тбилиси и других городов Грузии.

Армяне учатся в армянских школах, а для поступления в вуз нужно обязательно сдавать экзамены на грузинском языке. Следует отметить, что для армяноязычных учащихся грузинское законодательство предусматривает определенные льготы при поступлении в вуз. Однако проблему в целом эти льготы не решают. Плюс довольно сложная социально-экономическая ситуация в регионе, где за последние годы почти не появилось новых рабочих мест.

Большинство армян региона являются адептами Армянской Апостольской Церкви. В Самцхе-Джавахети находятся 45 из 47 армянских церквей Грузии. Поэтому разразившийся здесь конфликт между мусульманами и христианами, несомненно, затронул и армянскую общину.

Конфликт начался после того, как к мечети горного села Чела Адигенского района (здесь живут в основном семьи аджарцев-мусульман) был пристроен высокий минарет. Минарет простоял более месяца, пока не был снесен в результате полицейской операции. По словам местных жителей, снос производился после оцепления мечети спецназом, а вокруг села кружили вертолеты. Все попытки верующих предот-

вратить снос были подавлены, 9 жителей села арестованы, однако после заведения уголовных дел о «противодействии власти», отпущены.

Позднее власти заявили, что минарет был снесен, так как мусульмане села не имели разрешения муниципалитета на его установку. Они призвали мусульманское население Челы обратиться в соответствующие госструктуры для получения разрешения на установку минарета. Однако это до сих пор не сделано – жители села уверены, что разрешение власти все равно не дадут.

После того как операция по сносу минарета вызвала акции протеста мусульман, минарет решено было вернуть обратно, однако в Ахалцихе он был встречен толпой разъяренных христиан, блокировавших дорогу. После многочасовых переговоров был достигнут компромисс, и минарет раздора был складирован в 2 км от мечети под охраной полиции.

Практически все православные, с которыми мы встречались в Тбилиси, Аджарии и самой Челе, уверены: уступчивость властей в вопросе установки минарета в Челе лишь подогреет аппетит исламистов, спонсируемых из Турции. И за первым новым минаретом последуют другие, что «для православной Грузии недопустимо».

Грузинские мусульмане громко заявляют о дискриминации, аргументируя свои действия отсутствием в грузинском законодательстве законов, запрещающих строить новые мечети и минареты. Напомним: в Грузии есть 204 мечети.

«Пусть бы себе тихо-мирно молились и дальше, никто бы им не мешал, зачем было ставить минарет, который теперь мешал нам всем? Никто из нас не хотел бы просыпаться по громкому зову муэдзина, созывающего на утренний намаз мусульман», – говорит 43-летний православный житель Челы Дато.

Теперь односельчане разных конфессий, завидя друг друга на улице, не здороваются, а по словам члена Сакребуло от мусульманской общины Челы Адигени, «ситуация недалека от взрыва».

На расспросы, почему вчерашние друзья-односельчане готовы прибегнуть к насилию для «защиты веры», ни те, ни другие дать точного ответа не могли. Назывались лишь бывшая власть в лице националов, которые, кстати, продолжают составлять большинство и управлять Самцхе-Джавахети, нынешняя власть и даже Грузинская Православная Церковь. Звучал и тезис «во всем виноват Саакашвили».

Теперь мусульманское меньшинство убеждено, что государство посягнуло на религиозные чувства граждан, применив против них физическую силу. До этого чиновники разрешили импортировать из Турции минарет, никак в течение месяца не реагировали на его установку, но «вспомнили» о нем в преддверии выборов президента. Косвенным образом об этом говорит и официальное заявление, которым ограничилась по поводу инцидента в Челе Грузинская патриархия, заявившая «об определенных силах, желающих представить демонтаж минарета в Челе как оскорбление религиозных чувств мусульман Грузии».

По итогам нашего вояжа по Грузии следует признать, что опасность проявления ультранациональных и тем более ультрарелигиозных настроений среди полумиллиона мусульман страны действительно существует. В сегодняшней Грузии есть даже крайне радикальные ваххабиты. Одного из бородатых представителей этого течения мы встретили в поезде Тбилиси – Батуми. Заслышав слова «Южный Кавказ» и без приглашения заглянув в наше интернациональное купе, молодой человек агрессивно поинтересовался: «Кто тут говорит о Кавказе?». После примирительных разъяснений азербайджанского коллеги ваххабит стал интересоваться, сколько раз на дню тот совершает намаз, потребовав точно следовать законам Пророка. Воинственность ваххабита удалось подавить лишь нашей коллективной толерантностью, то бишь покладистостью в его отношении. Проявят ли подобную толерантность православные жители Самцхе-Джавахети, сказать сегодня трудно. Однако на заре 1990-х Грузия уже потеряла в результате разжигания межнациональной розни Абхазию и Южную Осетию. Меньше всего соседям Грузии хотелось бы стать свидетелями новой, на сей раз межрелигиозной вражды в стране. Есть надежда, что это понимают и представители политической элиты Грузии, в том числе люди, которым предстоит получить власть в стране после выборов 27 октября.

Давид Степанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 29 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Я бывал в тех краях - все обстоит именно так, к сожалению.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты