Таможенный союз откроет дополнительные возможности для экономики Армении
После первой волны негодования, охватившего часть армянского общества после заявления президента Армении Сержа Саргсяна о намерении вступить в Таможенный союз, армянские эксперты задумались об экономической целесообразности такого шага.
До этого с 2010 года Ереван активно вел переговоры об Ассоциативном соглашении и переговоры по заключению соглашения по созданию глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли. Их предполагалось завершить в 2013 году на ноябрьском саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Несмотря на звучащие из Еревана, Брюсселя и Москвы противоречивые заявления, и соглашение о зоне свободной торговли с ЕС, и Таможенный союз – в первую очередь проекты политические. Оба этих проекта направлены на приобретение и удержание новых зон влияния. Однако, учитывая решимость президента Саргсяна приобщить Армению к евразийским проектам, рассмотрим, опираясь на мнения и оценки экспертов, их экономическую составляющую.
В целом европейские проекты АА и DCFTA действительно могли принести Армении определенные экономические блага. По оценкам комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле, страны, подписавшие соглашение, получили бы огромные преимущества в преобразовании экономики, гармонизации законодательства и либерализации рынка. Проект зоны свободной торговли – DCFTA – позволил бы с течением времени удвоить объемы экспорта стран – участниц программы в страны ЕС, принеся до 12% роста ВВП. Однако, по убеждению Фюле, для реализации этих планов партнеры Евросоюза должны быть полностью независимы в своей торговой политике, что невозможно в случае членства в Таможенном союзе. Более полные выкладки относительно экономических перспектив АА и DCFTA широким слоям населения неизвестны.
Таможенный союз создан в рамках Евразийского экономического сообщества как форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России. Страны – участницы Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие общие меры регулирования в торговле с третьими странами.
Отвечая в первый же день осенней сессии парламента Армении на требования депутатов разъяснить ситуацию, спикер НС Овик Абрамян, выразив уверенность в правильности решений президента, подчеркнул, что через Таможенный союз руководство Армении пытается обеспечить развитие экономики.
Обратимся к экономической стороне дела, к вопросу о цене, которую пришлось бы заплатить местным производителям в случае продолжения европейского крена во внешнеполитической линии Еревана. Учитывая горький опыт наших грузинских, молдавских, украинских и даже белорусских соседей по СНГ, нетрудно догадаться, что еще до парафирования вильнюсских документов «главсанврач» России, широко известный Геннадий Онищенко неожиданно обнаружил бы в армянском коньяке, минеральных водах, варенье и соках «опасные для здоровья россиян вещества», нанеся удар по армянским экспортерам.
ФМС так же неожиданно выявила бы подложные документы у работающих в России десятков тысяч армянских трудовых мигрантов. Учитывая, что лишь в январе – июле 2013 года объем только официальных денежных переводов физических лиц из-за рубежа в Армению достиг 942 млн долларов, из которых 800 млн пришлось на долю России. Нанеся удар по «незаконной» миграции, Москва бы нанесла мощный удар по всей армянской экономике.
Исходя именно из такого понимания ситуации, Ассоциация производителей армянского коньяка поддержала решение о вхождении Армении в Таможенный союз. Председатель ассоциации, объединяющей всех крупных производителей коньяка в республике, директор Ереванского коньячного завода Ара Григорян заявил, что производителей коньяка полностью устраивает перспектива облегчения таможенного оформления, свободного перемещения товаров, импорта бутылок, свободной рекламной деятельности. Учитывая, что 70% продаж армянского коньяка приходится на страны, входящие в Таможенный союз, вступление в эту организацию будет способствовать росту прибыльности бизнеса. По словам Григоряна, «вход в свободную таможенную зону, на которой продается 70% армянского коньяка, является для производителей Армении пределом мечтаний».
Григоряну вторит профессор Ашот Тавадян, предрекающий в краткосрочной перспективе увеличение темпов экономического роста Армении после вступления в Таможенный союз. По мнению профессора, оно принесет Армении 4% дополнительного роста ВВП. В частности, речь идет о развитии железнодорожной сферы, модернизации действующей АЭС, развитии транспортных и энергетических инфраструктур благодаря российским инвестициям объемом 470 млн долларов.
Профессор Тавадян считает вступление в ТС более выгодным для Армении, чем Ассоциацию с Европой, которая хоть и обещала дополнительный экономический рост в размере 2,5%, но модернизации инфраструктуры Армении не предлагала.
Экономист подчеркнул, что за счет снятия таможенных пошлин станет возможным 30% снижение тарифов на поставляемый из России газ. Впрочем, министр энергетики и природных ресурсов Армен Мовсисян поспешил заверить журналистов, что снижения цен на газ для населения не будет. По его словам, средства будут направлены на субсидирование импорта российского газа в Армению. Иначе говоря, Россия попросту заменит снятием таможенных пошлин $140-миллионный грант, который она планировала предоставить Армении для субсидирования цен на газ до 189 долларов за тысячу куб. м. Цены на газ и электроэнергию для населения Армении выросли на 18,2% и на 26,7% соответственно.
В свою очередь зам. директора аналитического центра «Нораванк» Севак Саруханян подсчитал, что если цена на газ для Армении будет установлена на уровне белорусской, то даже с учетом грузинского транзита она составит не более 210 долларов за 1000 кубометров. Эксперт по энергетике считает, что вступление в ТС позволит Армении сохранить действующую АЭС. Строительство новой АЭС, по его мнению, не обеспечило бы энергобезопасность Армении: в этом случае встал бы вопрос возвращения инвестиций, что в свою очередь привело бы к повышению тарифов на электроэнергию.
И наконец, главный вопрос – вопрос инвестиций. Участие Армении в АА и DCFTA предполагало финансовую помощь Европы в 2-3 млрд евро. Однако эти суммы были обещаны не в виде прямых инвестиций в реальный сектор экономики, а в виде грантов на «развитие демократических институтов» и т.д.
Меж тем, по словам директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгения Винокурова, присоединение к ТС поможет Армении привлечь крупные целевые инвестиции в сферу транспорта и энергетики. По его словам, товарооборот между Арменией и Россией по итогам 2012 года вырос на 23% – до 1,2 млрд долларов, а объем российских инвестиций достиг 3 млрд долларов на фоне ВВП Армении в 2012-м в 9,9 млрд долларов.
Благодаря инвестициям, которые позволили развить энергетический сектор, лишь в первом полугодии 2013-го Армения экспортировала электричества в 10 раз больше, чем импортировала. Договоренность с Росатомом о продлении срока эксплуатации действующего энергоблока АЭС до 2026 года и обещанные Россией около 15 млрд рублей инвестиций РЖД в развитие железнодорожной сети в Армении выглядят на этом фоне многообещающе.
Ложкой дегтя для Армении в бочке меда под названием Таможенный союз остается отсутствие границ с остальными членами ТС. Однако премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о том, что проблема может быть решена «посредством реализации специального комплекса мер». Посчитав отрадным намерение Армении вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и впоследствии принять участие в формировании Евразийского экономического союза, российский премьер пообещал «всеми силами поддержать решение армянских коллег», напомнив, что присоединение к Таможенному союзу «откроет для Армении дополнительные возможности».
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии