Армения между Москвой и Европой
Со времени последней поездки в Москву президента Армении Сержа Саргсяна миновало почти два месяца. Именно во время этого визита глава Армении сделал заявление, что Ереван принял решение о вступлении в Таможенный союз (ТС). Тем самым он сделал резкий шаг к изменению внешнеполитического курса.
Напомним, что в 2009 году власти страны объявили о «приоритетности» европейского направления во внешней политике. У наблюдателей до сих пор существуют большие сомнения, что накануне принятия этого решения были проведены всеобъемлющие консультации с Москвой – как этого требовали следующие основополагающие документы: «большой» армяно-российский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, декларация о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией и «Стратегия национальной безопасности» (была принята указом президента от 7 февраля 2007 года).
Если бы руководство Армении следовало духу этих документов, оно должно было бы провести системные и всеобъемлющие консультации со своим главным военно-политическим союзником – Россией прежде, чем принимать решение о выборе европейского пути.
По официальным сообщениям трудно судить, проводились ли эти консультации или нет. Безусловно, между внешнеполитическими ведомствами РФ и РА проходит регулярный обмен мнениями по важнейшим внешнеполитическим вопросам, но нет ясности, обсуждались ли конкретные вопросы смены внешнеполитических приоритетов Еревана. Известно другое: армянская сторона ставила в известность Москву о ходе своих переговоров с Брюсселем. Но ход дальнейших событий показал: этого оказалось недостаточно, чтобы унять беспокойство партнеров в Москве.
Примечательно, что Гарник Исагулян, бывший советник президента Р. Кочаряна по национальной безопасности, в одном из своих интервью утверждал, что проводимая администрацией С.?Саргсяна внешняя политика противоречит ряду положений упомянутой «Стратегии национальной безопасности». Это заявление не было опровергнуто официальными источниками и представляет интерес потому, что именно нынешний президент С. Саргсян был главой межведомственной комиссии по подготовке «Стратегии». Во время разработки документа и до его подписания вторым президентом С. Саргсян был министром обороны и секретарем Совета национальной безопасности.
Возможности проверить достоверность позиции Исагуляна нет, т.к. «Стратегия национальной безопасности» является закрытым для публикации документом. Однако со стороны официальных структур никакого опровержения по поводу заявления экс-советника не последовало, что дает право на жизнь версии о том, что слова Исагуляна соответствуют действительности.
После заявления, сделанного в Москве 3 сентября, администрация С. Саргсяна должна была как-то объяснить свои действия и решения партнерам в Европе. Решению этой задачи и были посвящены многочисленные челночные поездки по европейским столицам (в Брюссель, Варшаву, Вильнюс и Париж) главы внешнеполитического ведомства Армении Эдварда Налбандяна. Эту же цель преследовали визиты в Париж и Страсбург самого президента, а также спикера парламента Овика Абрамяна в Швейцарию и Брюссель.
Возникает естественный вопрос: чего хочет на европейском направлении официальный Ереван после заявления о намерении вступить в ТС? Таких целей может быть три. Во-первых, убедить европейских партнеров в том, что президент С.?Сарг-сян продолжает оставаться в Ереване единственным лидером, «с кем можно иметь дело». Во-вторых, добиться смягчения позиции Брюсселя по отношению к Еревану, убедив его, что решение от 3 сентября было «вынужденным». И наконец, добиться подписания какого-либо декларативного документа об ассоциированном сотрудничестве с ЕС во время саммита стран «Восточного партнерства» 29 ноября в Вильнюсе.
В значительной степени эти задачи были решены. В частности, можно упомянуть ратификацию в октябре со стороны Европарламента соглашения об облегченном визовом режиме с Арменией и реадмиссии. Это косвенно указывает на то, что ЕС будет продолжать политику сотрудничества с Арменией по тем направлениям, где это возможно.
Сохраняется вероятность подписания президентом Армении и руководством ЕС небольшого декларативного документа, который будет отличаться от соглашений по политической ассоциации и расширенной зоне свободной торговли (DCFTA). Напомним, что Армения вела с Брюсселем успешные переговоры по DCFTA три с половиной года и минувшим летом заявила об их успешном завершении.
Если в Вильнюсе будет подписан некий декларативный документ об ассоциированном сотрудничестве ЕС и Армении, то он, скорее всего, будет учитывать заявление Еревана о намерении вступить в ТС. Надо полагать, новый документ будет очень ограниченным по объему и, скорее всего, посвящен гуманитарным сторонам будущего сотрудничества: борьбе против коррупции, защите прав человека и гражданских свобод, дальнейшим демократическим реформам законодательства.
Таким образом, администрации президента С.Саргсяна удалось достичь определенного уровня взаимопонимания с Брюсселем после московской сдачи позиций. Отчасти это объясняется тем, что руководство ЕС не хотело бы оказаться перед фактом провала всего процесса сотрудничества с Арменией. До саммита в Вильнюсе остается менее месяца, и, скорее всего, в перспективе появится более детальная информация о том, что именно ждет армянскую делегацию на саммите «Восточного партнерства» в столице Литвы.
Давид Петросян, свободный журналист
Оставьте свои комментарии