№ 20 (226) Ноябрь (1-15) 2013 года.

Виген Аветис: Желание помочь соотечественникам должно, как кровь по венам, течь к сердцу – нашей Армении

Просмотров: 6035

Виген Аветис – известный флорентийский скульптор армянского происхождения, почетный гражданин Флоренции. Родился в Ереване, в 1968-м окончил Ереванскую художественную академию, а в 97-м – Познаньскую академию изящных искусств в Польше. В 2011 году в Шуши Виген организовал I Международный симпозиум скульптуры, ставший ежегодным. Скульптор хотел, чтобы об Арцахе и его проблемах стало больше известно в мире. Так оно и вышло.

Виген Аветис является также в Италии представителем сформированного в диаспоре движения «Армянское возрождение». Сегодня во Флоренции есть Art Hotel nel Palazzo Borghese di Firenze – отель, полностью украшенный его работами. Скульптора считают настоящим послом армянского искусства в Италии.

– Виген, Вы живете в Италии и даже не так давно стали членом общества «Сорок флорентийцев», которому более 1000 лет. Расскажите, что это за общество и за какие заслуги в него принимают?

– Попасть в это общество могут только мужчины из итальянских аристократических семей католического вероисповедания. Представители его почитают Деву Марию и раз в месяц совершают паломничество в Черчину – небольшую деревню под Флоренцией, где находится церковь Пресвятой Богородицы. Там совершается торжественная и красочная литургия. И, несмотря на то, что я не флорентиец и тем более не итальянский аристократ, а армянин, некогда проживавший в одном из старейших районов Еревана – Конде, и принадлежу к Армянской Апостольской Церкви, меня выбрали...

– Несмотря на то, что живете во Флоренции уже давно, Вы сохранили армянский паспорт. Это для Вас принципиально?

– Да, для меня это важно – сохранить прежнее гражданство. Как бы там ни было, я считаю себя представителем своей страны... Когда я оказался во Флоренции, у меня не было в городе ни знакомых, ни родственников. Однако, несмотря на трудности и сложности в незнакомой мне стране, несмотря на отсутствие денег, я сразу же почувствовал, что буду жить именно здесь: Флоренция сразу приняла меня, мы стали с ней единым целым.

Нынче почти все мои друзья – итальянцы, занятые искусством. Среди них те, кого я знаю по Академии художеств Флоренции, где учился, а потом и работал. Общения с местными армянами практически нет – армянская община в Италии очень мала, а во Флоренции она и вовсе отсутствует. И, тем не менее, на мозаике флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте написано об армянском происхождении этого святого, армянское имя которого было Минас…

Мое окружение хорошо знает об Армении – я постоянно рассказываю о ней. И, представьте себе, мои коллеги так ее полюбили, что почти все успели побывать и в Армении, и в Карабахе. Так, когда был организован I Международный симпозиум скульптуры в Нагорном Карабахе, в нем участвовали 20 профессоров из Академии художеств Флоренции. Ими были созданы более десятка скульптур, украсивших Шуши.

– В своих работах Вы последовательно реалистичны. Насколько Вам «уютно» в современном искусстве?

– Есть вечные ценности, которые не могут быть подвержены ни времени, ни веяниям моды. Человечество всегда стремилось к прекрасному, гармоничному, изящному. Сегодня искусство должно подчиняться реально существующему миру эмоций, чувств, без которых человечеству не выжить. Люди должны научиться доверять друг другу, уметь ценить красоту, быть правдивыми. Все это в состоянии дать именно классическое искусство.

Что касается моей работы, то, конечно же, мне удобнее жить и работать в Италии – здесь есть все необходимое для творчества. Однако это не мешает мне принимать участие в общественной жизни своей страны.

– В основном Вы создаете монументальные скульптуры. Первая Ваша работа для Еревана – фонтан «Цовинар с Санасаром и Багдасаром», установленный в районе Арабкир, вторая – бронзовая статуя «1915 год», которую Вы начали во Флоренции... Знаю, что Вы давали ереванским властям и дельные советы по градостроительству.

– Мне приходилось говорить с руководством Ереванской мэрии о том, как можно оживить Северный проспект, о котором ныне так много рассуждают. Я предложил построить фонтан «Звартноц» наподобие храма, высеченного из воды. Храм этот будет то появляться, то исчезать вместе со струями воды. Подобное сооружение, на мой взгляд, поможет выровнять определенную дисгармонию проспекта. В архитектуре города очень важно, чтобы тот или иной архитектурный памятник органично вписывался в городской пейзаж. В этом смысле хороша скульптура Арно Бабаджаняна, лиричный памятник Комитасу, необыкновенные по своему размаху памятники Сасунци Давиду, Вардану Мамиконяну... У Еревана есть свое лицо, и надо бы, чтобы и граждане его были влюблены в свой город, осознавали свою самодостаточность. На сегодняшний день, к сожалению, этого нет.

– Тогда попробуйте ответить, что же нам, армянам, мешает добиться ощутимых изменений в стране?

– Чем дальше, тем больше мы подчиняемся общей глобализации: все, включая образование и науку, заранее запрограммировано и утверждено извне. Со стороны кажется, что мы вроде бы свободны, как будто можем говорить и делать все, что хотим, вроде бы получили свою независимость. Вроде бы и нет конкретного врага. Но враг, который подстерегает нас – это «финансовая лихорадка». Кому сегодня принадлежат финансы, тому и принадлежит мир.

Сегодня мы наглядно видим, как из-за эмиграции в Армении происходит не только потеря численности населения, но и утечка мозгов. Однако это не просто эмиграция – Армения платит дань человеческим ресурсом. Бизнесмены правят обществом. Экономика и партии слились в одно общее. И политика полностью соответствует законам бизнеса – здесь наличествуют инвестиции и выгоды... Время партий прошло, и теперь общественность должна взять в свои руки процесс принятия решений.

– Вам принадлежит мысль, что «армяне должны захватить мир, так как Армения слишком мала для Армении»…

– Армянин не должен стесняться своей национальности, если он живет вне Армении. Сегодня важно сердцем и духом работать для своего отечества. Заложенное в нас «донорство» армян для Армении крайне необходимо в наше время.

Основная проблема страны все та же: люди работают, чтобы содержать семью. И делают все возможное и невозможное для этого. А ведь работу надо любить. Взять, к примеру, Италию. Здесь есть очень богатые семьи, где все домочадцы от мала до велика работают. Сын миллионеров, к примеру, может работать, как простой чернорабочий, а родители – обслуживать посетителей (если это ресторан), и делают они это с любовью и самоотдачей. Я знаю богатейших людей, которые, несмотря на огромные проценты с банковских вкладов, работают по 20 часов в день. Такова их культура. Советский Союз, который довел отношение к работе до абсурда, уничтожил в человеке любовь к ней. Должно пройти немало времени, смениться 2-3 поколения, чтобы новая генерация создала и новое отношение к труду.

И еще: мы должны начать уважать самих себя. Для этого надо поднять собственный уровень сознания, нужна образованность. Ставка должна делаться и на 10 млн армян по всему миру. И если что-то происходит в Армении, весь спюрк должен об этом знать…

Я подготовил одну программу, согласно которой, если художник, или композитор, или еще кто-то из творческой интеллигенции захочет о себе заявить, все посольства, представленные в Армении, должны оказать ему содействие в распространении его творчества. И все это для того, чтобы нас знали лучше и чтобы мы могли демонстрировать свое творчество в мировом культурном пространстве. И еще: я бы посоветовал тем, кто хочет связать свою жизнь с искусством, чтобы они свое начальное образование получали в Армении, где, в отличие от других стран, все же сохранены классические традиции искусства. А затем уже при необходимости выезжали из страны не только для углубления знаний, но и чтобы открыть себя миру. И никогда не забывали о своей Родине – желание помочь соотечественникам должно, как кровь по венам, течь к сердцу – нашей маленькой Армении, которую мы не должны потерять.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 41 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты