Азат Асатуров: строитель будущего из Адлера
В армянской апостольской церкви Сурб Саргис в Адлере установлен новый орган – по инициативе и при содействии Союза армян России города Сочи, а также стараниями и при финансовой поддержке председателя местного отделения САР Грача Макеяна и почетного члена организации Азата Асатурова. По воскресеньям и праздникам звуки инструмента теперь сопровождают богослужение, голоса хора звучат возвышенно. И прихожане охотнее ходят в церковь.
Азат Казарович Асатуров получил разрешение на строительство храма Сурб Саргис в самом центре курортного поселка, будучи председателем райисполкома Адлерского района. Сам ездил к Католикосу всех армян за благословением на строительство. В начале «лихих» девяностых начатые было работы остановились. Причина известна – нехватка денег. Асатуров собрал предпринимателей и предложил «скинуться» на продолжение строительства. Не все были до конца уверены в успехе, но знали, что Асатуров не отступится от начатого общиной первостепенного, как он считал, дела. И строительство завершилось в 1998 году.
Сейчас Асатуров говорит: «Мы не должны кичиться тем, что смогли построить церковь». По его мнению, даже в полной неразберихе девяностых у общины были неотложные задачи, которые надо было решать. В конце сентября в Абхазии прошли торжества, посвященные 20-летию окончания войны. Из Сочи на празднования выехала большая делегация, в том числе представители казачьих обществ Лазаревского и Адлерского районов. С самых первых дней начала военных действий адлерская казачья дружина установила круглосуточное дежурство на реке Псоу, отделяющей Адлерский район от Абхазии. Время было опасное, надо было охранять покой мирных граждан. Азат Казарович в этих дежурствах принимал самое деятельное участие, помогал как заместитель районного руководителя всем, чем мог. Казаки станичного общества «Заречье» на всех своих сходах обязательно об этом вспоминают.
«А как могло быть иначе?» – говорит Асатуров. Опасность военных действий вблизи дороги, ведущей в Сочи через Адлер, здесь все себе прекрасно представляли. Еще труднее стало, когда через границу хлынул поток беженцев. Несчастные, растерянные люди, все имущество, включая документы, оставившие в спешно покинутых домах, они надеялись найти пристанище, утешение и покой в России.
Среди беженцев было немало армян.
Азат Асатуров был тогда главой Адлерского района. Он прекрасно сознавал: не все были рады беженцам, кое-кого злило большое количество вновь прибывших в Адлер. Асатурову намекали, что он будто бы создает «режим наибольшего благоприятствования» армянам в получении прописки и приобретении земельных участков, домов.
В 1992 году в Адлере, по данным переписи, жили 52,6 тысячи армян, 14% населения района.
«До войны было даже больше, – говорит Асатуров. – Волна беженцев постепенно улеглась. Я давал разрешение на прописку гражданам России, невзирая на национальность. Но и в те, и в нынешние времена находились такие, кому было выгодно педалировать национальный вопрос».
Для главы Адлерского района это время оказалось поворотным. Он не смог выдержать постоянного напряжения и оставил пост. Вернулся к своей любимой работе – строительству дорог. В Дирекции по строительству федеральных дорог Черноморского побережья Асатуров работал до 2005 года. За это время он оказался причастен к множеству важных для города дел – и как активный хозяйственник, и как гражданин, и как член армянской общины.
Стараниями Асатурова была открыта памятная доска знаменитому инженеру, строителю Краснополянского шоссе Константину Константинову. Средним школам в селах Молдовка и Веселое помогал на протяжении десятка лет оборудованием, инвентарем для спортзалов, с ремонтом.
Говорить, что все это сейчас дает основания для спокойного созерцания результатов прошлых достижений, нельзя. Асатуров по-прежнему переживает, приходит в волнение и даже порой в настоящее негодование, наблюдая за происходящим в городе и стране. Он уже несколько лет возглавляет ООО «Хоста», которое занимается генерацией электроэнергии. Азат Казарович рассказывает, как побывал в одной из зарубежных стран по обмену опытом. И посмотрел, как работают котельные по снабжению энергией теплиц для выращивания овощей. Сразу созрел план – устроить дома то же самое, чтобы обеспечить значительную часть сочинского рынка и вытеснить местными овощами турецкие. Воодушевленный, пошел в кабинеты чиновников, но везде – либо стена непонимания, либо откровенное желание «не связываться» с трудной и хлопотной задачей. Не встревать в «эти их инновации».
Азата Казаровича возмущает многое в современном устройстве городского хозяйства, распределении средств, принципах строительства на курорте, в котором он хорошо разбирается как заслуженный строитель России. Национальные проблемы волнуют Асатурова постоянно. Недавно было подготовлено и отправлено в Общественную палату и правительство России письмо с оценкой инцидента на телеканале «Культура», когда в ходе передачи «Турецкий марш» профессор Мейер заявил, что «никакого геноцида армян со стороны турок никогда не было». Письмо подписано президиумом Совета армян Краснодарского края.
Свою позицию по всем национальным проблемам Азат Казарович основательно проясняет в своих книгах. Одна из последних вышла в 2010 году: «Нас называют «карсеци». Это повествование о путешествии Асатурова на родину предков в турецкий Карс – бывшую благодатную область Армении, где находилось поместье его прабабушки, как характеризует ее автор: «крутой» владелицы земли, скота, недвижимости». Описание той жизни воспринимается как восточная сказка. Армяне, жившие в Карсе, Ване, Муше, Бенгюле, преобразили этот край. Асатуров, к примеру, пишет: «Удивительное зрелище, эти древние армянские поселения. Старинные, возводимые великими тружениками – армянскими крестьянами – постройки, дома, церкви, радуют взор до сих пор». Теперь «святые земли» для Асатурова и его спутников по путешествию пусты: «Кладбища заброшены, намогильные камни валяются на земле. Скотоводство и земледелие ничтожных масштабов, села и поселки неухоженные, заброшенные».
Пусть Азат Асатуров и не переступил, как мечтал, порог прадедова дома, но он нашел деревню и кладбище предков. Взял с собой воду из вечного озера Ван, землю, чтобы положить на могилы отца и матери. Видел, как живут армяне в городе Муш, недалеко от селения его прабабушки. Он пишет обо всем эмоционально и подробно.
Так же эмоционально откликается на все, что теперь происходит в крае, в городе Сочи в преддверии зимней Олимпиады. Его беспокойство относительно проблем родного города не ослабевает. Он подробно анализирует и состояние берегов Черного моря в районе Большого Сочи – то, чем занимается профессионально, и положение с мигрантами, исходя из вполне понятной обеспокоенности этим вопросом армянской общины.
Его главная выношенная идея – «Мы должны любыми способами выработать общую линию и придерживаться ее ради России». Это не громкие слова. Это призыв и готовность самому участвовать в важнейшем деле, используя опыт ошибок и побед.
Натэлла Саакова
Оставьте свои комментарии