«Эд Асин» – родом из тбилисского дворика
Президенту Международного клуба тбилисцев Эдуарду Христофоровичу Едикиселову –
кинорежиссеру, сценаристу, члену Общественного совета при президенте Армении и председателю Общества культурных связей «Армения – Грузия» – исполнилось 80 лет.
– Эдуард Христофорович, Вы, можно сказать, «физик» и «лирик» в одном лице.
– Выходит, что так. После окончания 14-й тбилисской школы и 2-го музыкального училища я уехал в Москву и поступил в финансовый институт, работал заместителем начальника на Норильском горно-металлургическом комбинате. Вот здесь-то и началось мое настоящее увлечение телевидением. Норильск в то время был закрытым городом, его даже не существовало на карте. В основном здесь проживали ссыльные, те, кому не разрешено было возвращаться на родину. Вот в такой «разношерстной» среде и зародилась мысль о создании местного телецентра. Получив добро от соответствующих структур, мы, молодые техники, полные энтузиазма, взялись за дело. Так в 1957 году в Норильске появилось «самое северное» на тот момент телевидение.
Когда же тяга к искусству стала явно преобладать над научно-техническим интересом, понял, что пришло время получать второе образование, и поступил на заочное отделение Ленинградского института театра, музыки и кинематографии по специальности «режиссура музыкальных фильмов». Первые фильмы – это те, которые были сняты еще в Норильске: «Белое безмолвие» – о работе станции «Северный полюс-12», «Неделя из 5 лет» – о кругосветном путешествии на машине «Татра» чешских автоинженеров Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, короткометражный фильм «Скрипка Страдивари»...
Особенно запомнилась работа над документальным циклом «Фильм о фильме». По сути, это была лента о том, как на съемочной площадке рождаются фильмы, об игре актеров, о взаимоотношениях режиссера и съемочной группы, обо всем том, что обычно остается за кадром. В качестве «наблюдаемых» были избраны две гениальные ленты. Это «Они сражались за Родину» С. Бондарчука и «Кавказская пленница» Л. Гайдая.
– Вот тут-то и получился казус: Вы снимали Гайдая, а он взял, да и снял Вас.
– Снял меня – это громко сказано. Это была даже не эпизодическая роль, а просто стечение обстоятельств. В тот момент, когда создавался эпизод усыпления бравой троицы под благовидным предлогом массовой вакцинации, оказалось, что напарник Демьяненко по какой-то причине был не в состоянии принимать участие в съемках. На меня нацепили маску, сунули в руку шприц и сказали: «Коли!». Уколол. В пенопласт. Так что тот огромный раскачивающийся шприц, который помнят зрители, на самом деле здорово застрял в пенопласте.
– Как получилось, что Вы, коренной тбилисец, свою дальнейшую карьеру и жизнь продолжили в Ереване?
– В 1975 году меня пригласили работать на Армянское телевидение режиссером и редактором музыкальных программ. Меня всегда тянуло в родной город, и, пользуясь каждым удобным случаем, я вновь и вновь оказывался здесь. Так, художественный музыкальный детский фильм «Именины» по одноименной кантате Зюсмайера мы совместно с киностудией «Грузия-фильм» снимали в Тбилисском дворце пионеров. Это были очень плодотворные годы, когда моя тяга к музыке была максимально удовлетворена. В это время был снят ряд документальных фильмов-портретов об армянских композиторах: А. Арутюняне, А.?Экимяне, А. Тертеряне и др., фильмы-оперы «Ануш», «Давид-Бек» А.?Тиграняна, «Брачный вексель» Ф.?Моцарта, фильм-балет «Юношеская симфония» по Ж. Бизе. Уже после развала Союза – двухсерийная лента «Пять встреч с Гегамом Григоряном», известным тенором, вошедшим в число лучших 40 теноров мира XX столетия, а также фильм о первом армянском мультипликаторе Валентине Подпомогове «Памяти друга», «Травиата» в постановке Армянского театра оперы и балета им. А. Спендиаряна.
Помимо этого, на протяжении многих лет возглавляю Общество культурных связей «Армения – Грузия». Моим коллегой с грузинской стороны была Софико Чиаурели. Она была председателем аналогичного общества «Грузия – Армения». Но после того, как грузинское общество сначала лишилось помещения, а потом и своего чудесного руководителя, его деятельность практически сошла на нет. Но мы продолжаем установившиеся традиции. Наши танцевальные, фольклорные коллективы, а также отдельные исполнители и артисты несколько раз в год приезжают в Грузию для того, чтобы принять участие в таких праздниках, как День независимости Грузии, праздник города Тбилисоба, Праздник роз, посвященный памяти ашуга Саят-Нова. Конечно, хотелось бы видеть и в Армении представителей прекрасного грузинского искусства.
Кроме того, 12 лет назад я был инициатором создания Международного клуба тбилисцев. Идея отлично прижилась. Армянский клуб сейчас насчитывает около 500 членов – людей, объединенных не просто местом рождения, но и образом мыслей, взаимоотношениями, толерантностью, говоря современным языком. Очень не хотелось бы растерять друг друга в современном жестоком мире. В нашем тбилисском дворе жили 64 семьи. И все дружили, доверяли друг другу, помогали, как одна большая семья. И даже мой творческий псевдоним, «Эд Асин» – родом из детства, того самого тбилисского дворика, где, кроме меня, жили еще несколько Эдиков моего возраста. И когда среди соседей заходила речь об одном из нас, сразу следовал вопрос, о каком же Эдике говорят. Маму мою звали Ася, и за мной вскоре прочно закрепилось имя Эдик Асин. У многих членов клуба в Тбилиси остались могилы родных и близких, и мы дважды в год при спонсорской поддержке ОАО «ЮКЖД» выезжаем в город нашей юности.
– Над чем Вы сейчас работаете и каковы планы?
– В этом году я закончил полнометражный документальный фильм «Тбилисский армянский театр вчера, сегодня... и всегда». Это рассказ о городе, его жителях, о меценатах и их вкладе в становление армянского профессионального театра, о руководителях и артистах, творческих успехах и проблемах. Уникальность этого театра в том, что это единственный в мире не титульный, но государственный театр Грузии. И этим фильмом, посвященным 155-летию театра, я выполнил свой долг перед родным городом Тбилиси.
Елена Ковшова
Оставьте свои комментарии