№ 20 (226) Ноябрь (1-15) 2013 года.

Нераскаявшийся убийца и попытка героизации преступников

Просмотров: 2725

«Бирюлевский убийца» задержан, и, поскольку были задействованы очень большие силы и спущен заказ, надо полагать, с верхов, появилась проблема: а того ли задержали? С азербайджанской диаспорой можно было бы договориться, и она бы выдала кого-нибудь, кто более других схож с преступником. За большие, естественно, деньги или как-либо иначе заинтересовав «виновного». Однако практически все опрошенные журналом «Эксперт» ветераны сыска утверждают, что вероятность подлога ничтожно мала.

Генерал милиции в отставке Александр Гуров уверен, что поиску очень помогли антропологические данные Зейналова, полученные с помощью камеры наблюдения: «Вот если бы не было фотографии, найти его было бы очень сложно».  А Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы, считает, что публикация видеозаписи может быть связана не с открытием источников информации, а, наоборот, с сокрытием:

– Такие дела, как правило, раскрываются через агентуру в диаспоре. Подтягиваются знакомые азербайджанцы, агенты-азербайджанцы – «чудилы», которые состоят на связи с операми. Опера им задают вопрос – они отвечают: да, это, допустим, Орхан, но я не могу сказать, что это от меня информация, я вам ничего не говорил. Вот и всё. И появляется запись, по которой кто-то подозреваемого узнает.

Грубо говоря, видеозапись – это фальсификат для сокрытия агента. Оперативные методы весьма своеобразны, и остается надеяться, что полиция и ФСБ сработали профессионально. Люди осведомленные считают, что версия с «назначенным» убийцей практически невероятна, даже несмотря на то, что сыск наверняка лихорадило – от требований скорых результатов и угроз. Но тут дело вышло на фактически международный уровень, разыскивался гражданин другой страны, и здесь требования к качеству сыска были высокими.

Резонансным же дело сделал народный сход, плавно переросший в погромы. Вообще, когда у народа нет привычки к организованному выражению возмущения или предъявлению требований, вероятность перерастания собраний даже с самыми благими намерениями в погромы весьма высока. И хорошо, что власть повела себя вполне адекватно, не дав разгуляться погромной стихии, не побоявшись задержать почти 400 человек. Правда, потом, когда Зейналов был уже арестован, сложилось впечатление, что СОБР определенным образом отчитывался перед толпой, жестко прессуя уже не представлявшего опасности Зейналова.

Проверено 90 подозреваемых, что можно сравнить по масштабам с войсковой операцией, но, скорее всего, раскрытию способствовала именно информация из диаспоры. Итак, Зейналов арестован, он по горячим следам сразу признается в содеянном на чудовищном русском языке, несмотря на 10 лет проживания в России. Потом забывает и этот и требует себе переводчика. С этого момента им или начинают грамотно управлять, либо он сам, оправившись от первых впечатлений, начинает защищаться всеми возможными способами.

Первые порывы, о которых предупреждают, что они самые лучшие, ушли. «Это он в нас всех нож всадил» – говорил, судя по акценту, азербайджанец с овощебазы в выпуске «Вестей». Но скоро, практически мгновенно, все это забылось. Да и что же такого Зейналов сделал? Зарезал безоружного? Его соотечественника Рамиля Сафарова за то, что убил человека топором во сне, сделали героем Азербайджана. Правда, тот убил армянина, Зейналов – русского, но ведь он, скорее всего, и не претендует на героическое звание. Пока. Просто на поддержку и понимание. И поддержка началась. Заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов назвал «неадекватными» меры, предпринятые правоохранительными органами РФ, а российские СМИ обвинил в «разжигании страстей». «Все это может стать бумерангом и создать условия для нежелательных для российского общества процессов», – пригрозил высокопоставленный азербайджанский чиновник. Пресс-секретарь МИД Эльман Абдуллаев на брифинге 17 октября заявил, что его министерство ведет переговоры с российской стороной для встречи с Орханом Зейналовым и что тому будет оказана необходимая консульская поддержка.

И даже интеллигентный Полад Бюльбюль-оглы отметил в интервью телеканалу «Дождь», что «у нас тоже есть возможности поднять народный сход, сказать: русский убил азербайджанца, надо выселить всех русских». И напомнил, что в России живут 25 миллионов мусульман.

Мать Орхана Зейналова Ясаман Зейналова, справившись с шоком, тоже угрожает: «Я приеду, там все взорву, кровь свою на них пролью. Пусть отпустят домой моего сына».

Однако выше всех подняла планку поддержки соотечественника весьма популярная в Азербайджане «Организация освобождения Карабаха» (ООК), возглавляемая Акифом Наги. Организация пришла к выводу, что в России проводится «антиазербайджанская кампания», и потребовала, чтобы правительство РФ ее немедленно прекратило. В противном случае могут быть приняты «адекватные меры» в отношении русских, проживающих в Азербайджане, которые пока не подвергаются давлению, однако испытывать и дальше «терпение азербайджанского народа» ООК не советует. Российские власти должны компенсировать ущерб, «нанесенный азербайджанцам в результате беспорядков», и наказать сотрудников правоохранительных органов, «которые применили насилие в отношении Орхана Зейналова». А в заключение – экстрадировать Зейналова на родину и судить его там. Заявление было направлено в посольство РФ в Азербайджане. В доказательство серьезности намерений один из активистов движения в поддержку Зейналова даже метнул на территорию российского посольства свой ботинок. Говорят, с ноги, так что уходил он уже босым. Чем хороша ООК Акифа Наги – своей народностью. Они пригрозили геноцидом, и это, говорят, возымело действие – среди русского населения Азербайджана началась паника. Весь прежний опыт Азербайджана говорит о том, что это серьезно, ибо и Сумгаит, и Баку остались без наказания, а погромщики с почестями упокоились на Аллее шахидов. И это позволяет азербайджанским политикам считать геноцид инструментом воздействия на умы и жизни неазербайджанского населения своей республики. Русские в Азербайджане – это не сограждане, а всего лишь заложники. Наверное, угрозы напугали и редакцию «Вестей», и ими был спешно изготовлен ролик о том, как хорошо живется русским в Азербайджане. И землю у них не отобрали, потому что Алиев-старший их защитил. И как азербайджанцы умеют красиво торговать, а церкви не рушат, а даже молятся в них. Им все едино, что церковь, что мечеть. Видимо, российская власть дрогнула, поверив азербайджанским угрозам, и теперь спешно латает отношения.

Впечатляет и требование экстрадиции Зейналова на родину. Тут не надо обладать развитым воображением, чтобы представить себе триумфальную встречу Зейналова в родных пенатах – помпезная встреча другого убийцы – Сафарова – перед глазами. Да, конечно же, весовые категории разные, там топор, здесь нож. Роднит оба убийства то, что жертвы их были безоружны, армянский офицер Маргарян к тому же спал. А образ убийцы Егора Щербакова можно обставить еще и дополнительными героическими нотками. Типа Щербаков сказал Зейналову, что тот грязный азер, и вот тут его героическая натура не выдержала. Понятно, что особого суда не будет, какие-то действия азербайджанская Фемида, может, и изобразит, пока Россия не потеряет интерес к процессу. А потом пойдет уже неприкрытая героизация преступника.

И тут вспоминается наш соотечественник Грачья Арутюнян, въехавший на неисправной машине в автобус в Подмосковье. Его привезли в суд в женском халате, он имел такой подавленный вид, что было ясно – ему совсем не до того, как он выглядит, он был раздавлен тем, что стал причиной гибели людей. Знающие люди утверждают, что женский халат на него надели обдуманно, чтобы он выглядел настолько нелепо, чтобы вызывать жалость, а не мстительные чувства. Зейналова тоже прессовали на потребу обществу, не самой его культурной части, естественно. Но есть тут один нюанс. Девушка Егора Щербакова после очной ставки с Зейналовым сказала, что, убив ножом человека, он не испытывал раскаяния. Грачья Арутюнян хотел умереть до аварии, чтобы не видеть того, виновником чего он стал.

Говорят, нет плохих народов. Типа все хороши. Но народы разные, и отличаются они друг от друга более всего не внешностью, а иерархией ценностей, и понятно, что народ с больной иерархией плох. Немцев времен Третьего рейха Гитлер освободил от химеры совести,

Ильхам Алиев сделал героем подлого убийцу. Понятно, что у народа с героем-убийцей смещенное сознание, и потому, независимо от степени образования и культурности, азербайджанцы угрожают. Для них с их теперешней шкалой нравственных ценностей это естественно, от них может исходить только угроза. Не сострадание, не раскаяние, а угроза. Эта тема очень важна, но в России она закрыта по соображениям политкорректности. Когда же станет не до политкорректности – будет поздно. А это уже исторический опыт.

Арен Вардапетян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты