№4–5 (256–257) март 2015 г.

Россия станет верховным арбитром начавшейся в Армении внутриполитической схватки

Просмотров: 4753

Резкое обострение внутриполитической ситуации в Армении, вызванное открытым столкновением власти в лице президента Сержа Саргсяна и руководимой им правящей Республиканской партии Армении (РПА) со второй по значимости политической силой республики – партией «Процветающая Армения», лидером которой является ведущий олигарх Гагик Царукян, породило массу разноречивых мнений и комментариев.

Дело между президентом и Царукяном дошло не только до самой резкой взаимной критики, которую немедленно поддержали активисты и функционеры обеих партий, но и до выпадов личного характера, прозрачных издевательских намеков. Многие в Ереване опасаются, что обстановка может накалиться так, что станет практически неконтролируемой. А это, в свою очередь, способно стать причиной возникновения «армянского Майдана».

Так, например, советник первого президента Армении, один из руководителей борьбы Карабаха за самоопределение на первом этапе движения Ашот Манучарян размышляет над вопросом, «просматривается ли за всем этим попытка… внешних структур добиться в Армении хаоса». В интервью одному из местных интернет-изданий Манучарян напомнил об идущей между Россией и США глобальной борьбе и подчеркнул, что любой участник конфликта в Армении рассматривается внешними силами исключительно как «инструмент решения их задач».

Надо признать, что в стране мало кто всерьез сомневается, что за сторонами данного конфликта действительно стоят могущественные внешние игроки. Гагик Царукян, будучи олигархом, по определению является весьма уязвимой фигурой (кстати, власти уже объявили тотальную налоговую проверку его многочисленных бизнесов). Поэтому вряд ли инициатива обострения ситуации принадлежит ему лично.

Сомнительно и то, что инициатива родилась на властном поле. Армения готовится отмечать 100-летие геноцида 1915 года в Османской империи. Этому траурному юбилею придается очень большое идеологическое и политическое значение. Внутренняя напряженность, обмен тяжкими дискредитирующими обвинениями и уж тем более открытая силовая конфронтация никак не будут способствовать улучшению имиджа Армении в мире и в зарубежной армянской диаспоре. Напротив, международный авторитет страны будет подорван, чего не могут не понимать все армянские политики.

Тем не менее, «война объявлена». О серьезности происходящего свидетельствует тот факт, что о начале кампании против Царукяна президент заявил не только в ходе специального заседания политсовета РПА, он специально собрал по этому поводу Совет национальной безопасности.

Согласимся, трудно представить, чтобы нейтрализации одного отдельно взятого олигарха придавалось подобное значение. Это как если бы, например, президент Владимир Путин, решив в 2005 году арестовать Михаила Ходорковского, выносил бы обсуждение этого вопроса на заседание Совета нацбезопасности (хотя с ближайшими соратниками, несомненно, келейно советовался).

Поэтому встает вопрос, какие силы могли подвигнуть ведущие политсилы республики на подобные шаги в столь щепетильной ситуации. Мнения на сей счет разнятся. Так, например, аналитически сайт Verelg.am полагает, что следы ведут – как и во многих схожих событиях последнего времени на постсоветском пространстве – на Запад: «Примечательно, что на днях в Ереван прибыл новый посол США Ричард Миллз. Ряд экспертов не исключают, что конфликт между президентом Сержем Саргсяном и лидером ППА Царукяном может быть нацелен на то, чтобы создать внутриполитическую нестабильность в стране – члене Евразийского экономического союза. Такое предположение косвенно подтверждается тем, что вокруг Царукяна сконцентрировались политические силы, ранее выступавшие с откровенно прозападных позиций – экс-президент Левон Тер-Петросян и экс-глава МИД Раффи Ованнисян». В случае победы оппозиции «появятся основания для пересмотра внешнеполитического курса страны».

Подобная точка зрения может быть оспорена. Если упомянутый Раффи Ованнисян, руководитель партии «Наследие», и впрямь является деятелем прозападного толка, то в отношении первого президента Левона Тер-Петросяна этого нельзя сказать. Именно в период его руководства страной, в первой половине 90-х гг. прошлого века, Армения была единственным постсоветским государством, сохранившим на своей территории как российские войска, так и российских пограничников.

Любопытной кажется точка зрения известного активиста непримиримой оппозиции, кинорежиссера Тиграна Хзмаляна. По словам последнего, «за Гагиком Царукяном маячит тень Роберта Кочаряна, над которым нависает тень кремлевских хозяев». Напомним, что второй президент Армении Роберт Кочарян, ныне топ-менеджер российской АФК «Система», является создателем партии «Процветающая Армения» и, как считают многие, по сей день играет роль ее истинного лидера и ведущего идеолога. По мнению оппозиционера, которого цитирует агентство «Арминфо», Запад уже утвердил планы по наращиванию сотрудничества со странами постсоветского пространства, и в первую очередь – со странами, вовлеченными в программу ЕС «Восточное партнерство». «Армения как жертва кремлевского давления также является частью этих планов». Именно этим объясняются «усиленные приглашения Сержа Саргсяна западными деятелями на предстоящий в Риге саммит «Восточного партнерства». Поэтому президент Саргсян, «долгие годы пытающийся с переменным успехом одновременно усидеть на двух стульях, сегодня… пытается заручиться поддержкой Запада. Судя по последним заявлениям европейских чинов и послов, предпочтения Запада явно на стороне Саргсяна», убежден кинорежиссер.

Тут следует отметить важную деталь. После того, как Ереван отказался от подписания уже практически готового Соглашения об ассоциации с ЕС и объявил о своем намерении вступить в Таможенный союз (а в перспективе – и в ЕАЭС), армянская власть на всех уровнях неоднократно подчеркивала, что тем не менее склонна развивать отношения с Евросоюзом – вплоть до подписания «политической» части соглашения. То есть фактически сделать то же самое, что сделала Украина. В последнее время появилась информация, что подписание этого документа планируется на май нынешнего года.

Нельзя до конца исключать, что соответствующие обещания были даны армянскими властями Евросоюзу в связи с неожиданным отказом от Соглашения об ассоциации, которое планировалось подписать в октябре 2013 года на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Возможно, стремление каким-то способом сохранить связь с ЕС на фоне украинского кризиса вызвало настолько резко негативную (путь и не афишируемую) реакцию Кремля, что Роберт Кочарян (не исключено, что заручившийся обещаниями о поддержке со стороны отдельных российских деятелей) решил, что момент для триумфального возвращения во власть созрел, и попытка вполне может окончиться успешно. Соответственно были оперативно «мобилизованы» Царукян и «Процветающая Армения».

Это – одна сторона дела. Вторая состоит в том, что политическим силам республики очень не по нраву намерение президента Саргсяна внести изменения в Конституцию страны. Поправки превращают Армению из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. Сам Серж Саргсян, который в 2018 году должен будет покинуть пост главы государства в связи с истечением срока полномочий, оставаясь лидером правящей партии, фактически останется и во главе страны. Допускаю, что эти опасения также способствовали резкому обострению положения в Армении: все силы, не принадлежащие к власти, поняли, что теряют темп и могут пропустить момент, когда помешать внесению поправок в Конституцию, а следовательно, и «воспроизводству существующей власти» будет уже поздно.

В любом случае верховным арбитром в начавшейся схватке будет отнюдь на Запад, но Россия. Москва попытается извлечь из ситуации максимум возможного, открыто не занимая какой-либо определенной позиции. Однако при этом будет стремиться к формированию такой конфигурации, при которой возможности для проводимой нынешней властью комплементарной внешней политики Еревана заметно сузятся, либо к власти в стране придут новые (они же – старые) политические фигуры, лояльность которых России будет несомненна.

Армен Ханбабян

P.S.

В резиденции президента Армении состоялась встреча Сержа Саргсяна и лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна.

Встреча была в определенной мере продуктивной, и стороны пришли к компромиссу. Как изменится после этой встречи позиция ППА, которая после критики президента в адрес Гагика Царукяна резко радикализировалась, и продолжат ли власти карательные действия в отношении лидера ППА, неизвестно.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 12 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты