№1 (288) январь 2017 г.

Сергей Аракелов: Главное достижение – мои дети

Просмотров: 10178

О реструктуризации в российской системе здравоохранения, новых трендах в медицинском обслуживании москвичей, работе клинической многопрофильной московской больницы № 40 «НК» рассказывает ее главный врач, к.м.н. Сергей Аракелов.

– Сергей Эрнестович, каковы, на Ваш взгляд, результаты реформы российского здравоохранения? Сокращение числа медицинских учреждений, в частности в Москве, не повлияло на уровень и качество медицинского обслуживания?

– Реформа и реорганизация – две совершенно разные вещи. Реформа российского здравоохранения была проведена в 90-е годы, когда мы в 1993 году с бюджетной модели организации медицины перешли на страховую. В последние годы идет реорганизация, оптимизация здравоохранения с целью повысить качество медицинского обслуживания. И это приносит свои плоды.

Если раньше, например, в акушерском стационаре случалась какая-либо внештатная хирургическая ситуация, приходилось в срочном порядке решать вопрос о перевозке пациентки в другое медицинское учреждение для оказания необходимой медицинской помощи. Сегодня все роддома находятся в составе многопрофильных медицинских объединений, и у руководителя данного подразделения вопрос о том, как обеспечить доступность оказания медицинской помощи той или иной пациентке в экстренных ситуациях не стоит. И это очень важно.

Если говорить об амбулаторном звене, то создание амбулаторных центров привело к тому, что каждый житель Москвы может пройти любое обследование в пределах этого центра. Если раньше было пять поликлиник и невозможно было записать пациента на какое-либо амбулаторное исследование, то сегодня эти пять поликлиник объединены в амбулаторный центр, в рамках которого имеется весь спектр медицинского обеспечения. А введение электронной записи пациентов исключило очереди.

Более того, на сегодняшний день любой москвич может получить в своей поликлинике по месту жительства консультацию у терапевта либо в день обращения, либо на следующий день. Терапевт направляет пациента уже на обследование или консультацию к определенному специалисту.

– За счет чего пропали очереди в медицинских учреждениях, если их число сократилось?

– За счет правильной организации логистики «пациент – доктор». В амбулаторной сети ни одна поликлиника закрыта не была, более того, были открыты новые.

Произошло сокращение стационарной сети. Почему? Раньше бытовала практика «пойду в больницу, полежу, заодно и обследуюсь», и вся та медицинская помощь, которая могла бы быть оказана в амбулаторном звене, предоставлялась пациенту на больничной койке. Коек было неоправданно много, и чтобы их заполнить, пациенты лежали в больнице неделями. Между тем в больнице надо лечить либо острое состояние, либо обострение хронического заболевания. Если пациент попадает в больницу, то его надо в определенном смысле спасать, и в этом случае его пребывание в больнице в течение нескольких дней оправданно. Все остальные случаи можно лечить на амбулаторном этапе.

Когда стали анализировать, какие пациенты лежат в больнице, кому и какая помощь оказывается, выявили, что большое число больничных коек было не задействовано так, как необходимо, и городу они не нужны.

Сегодня путем правильной логистики в амбулаторном звене отсутствуют очереди и больницы заполнены.

– Коллектив возглавляемой Вами больницы видит свою миссию в том, чтобы «стать безоговорочным лидером в лечении больных со злокачественными новообразованиями», как Вы достигаете этого?

– Самое главное в оказании медицинских услуг – высокий профессионализм и пациентоориентированность. Последнее сегодня даже превалирует. Коллектив нашей больницы очень опытный, с многолетними традициями, в 2018 году больнице исполнится 120 лет.

С 1988 года профиль больницы – онкологический, сегодня больница – многопрофильное медицинское учреждение. Это означает, что наряду с онкологическим подразделением у нас есть отделения кардиологии, неврологии, терапии, гинекологии, хирургии и другие. На стыке двух направлений – онкология и не онкология – мы можем провести полное обследование и лечение.

Выполнение миссии достигается ежедневным трудом, участием наших докторов в международных симпозиумах, конгрессах. Недавно в Москве прошла ассамблея «Здоровье столицы», в которой участвовали и специалисты нашей больницы.

– На определенной стадии онкологические заболевания не лечатся, выявлять болезнь необходимо как можно раньше, и в больницу, как правило, попадают люди не в самом начале заболевания. Или таблетка от онкологии уже существует?

– Таблетки от рака, конечно, нет. Успех лечения онкологического заболевания – в профилактике и ранней диагностике. С целью выявления заболеваний на ранней стадии в нашем консультативно-диагностическом отделении проводится так называемый «чек-ап»-контроль. Любой человек может прийти и пройти его. «Чек-апы» разработаны по всем медицинским специальностям. Многое зависит и от самих пациентов; для того чтобы раз в полгода пройти «чек-ап», необходима определенная медицинская культура. К сожалению, к нам в основном попадают пациенты со 2-й или 3-й стадией заболевания и редко в самом начале болезни.

Начальная стадия заболевания должна выявляться в амбулаторном звене. Но сегодня технологии достигли качественно нового уровня. Онкологическая болезнь не лечится только одним методом – хирургическим вмешательством, это комплексное лечение, и в нашем арсенале – лекарственное обеспечение (химио- или гормонотерапия), лучевая терапия. И больные со второй или третьей стадией болезни могут существенно продлить себе жизнь. У нас есть такое понятие – пятилетняя выживаемость, и сегодня технологии таковы, что она высокая. Поэтому бояться рака не надо. Эффективность лечения зависит от раннего выявления заболевания и своевременности его начала.

– Почему Вы решили сделать акцент на онкологии? В Москве есть крупные профильные онкологические центры…

– Профиль учреждения был выбран еще в 1988 году. Российский онкологический центр на Каширке, как его называют, – это федеральное учреждение и оказывает онкологическую помощь во всероссийском масштабе. Мы – московская городская больница и участвуем в городской программе по обеспечению онкологической помощи.

– Насколько ваша больница оснащена новейшей медицинской аппаратурой, как, например, аппарат ПЭТ КТ?

– Диагностического аппарата ПЭТ КТ в нашей больнице нет, это очень дорогостоящее оборудование, и нет необходимости иметь его в каждой больнице. Согласно программе модернизации, все московские медицинские учреждения оснащены не хуже, чем в Европе, а во многих случаях и лучше. Благодаря программе мы получили уникальное оборудование, в том числе современные аппараты КТ, МРТ. Что касается ПЭТ КТ, мы без проблем можем направить пациента на это обследование в другое медицинское учреждение городского подчинения.

– Сегодня на базе больницы работают кафедры ведущих медицинских учреждений страны, как отражается это на лечебном процессе?

– Альянс науки и практики очень эффективен, он полезен как для одних, так и для других. Не секрет, что у человека, который целый день стоит у операционного стола или у постели пациента, не остается времени для занятий наукой. А наука без практики развиваться не может.

Молодые сотрудники кафедр обучаются на нашей базе, могут на практике, а не на тренажере изучить тот или иной случай. Они получают ценные практические навыки, которые могут приобрести только в больнице. Поэтому Москва взяла тренд на открытие университетских клиник. Мы уже подписали договор на открытие такой клиники с МГМСУ им. А.И.Евдокимова (3-м медицинским институтом).

– Все ваши пациенты отзываются о больнице исключительно в превосходной степени, в чем секрет?

– Наверное, в отношении к больным, в пациентоориентированности, о чем я уже упоминал. Именно последнее отличает нас от других учреждений.

Недавно вышло распоряжение министра правительства Москвы, руководителя департамента здравоохранения Москвы Алексея Ивановича Хрипуна о реализации пилотного проекта по пациентоориентированности. Программа одобрена мэром столицы. Из всех медицинских учреждений Москвы было отобрано 6, в том числе 2 взрослых стационара, в которых будет реализовываться пилотный проект. И я с гордостью могу сообщить, что наша больница вошла в их число.

– В Российском университете дружбы народов Вы руководите кафедрой семейной медицины, за ней будущее?

– Полное ее название – кафедра семейной медицины с курсом паллиативной медицинской помощи. Под паллиативом мы подразумеваем не только онкологию, но и тяжелые соматические заболевания – терапевтические, неврологические. Больных, которым требуется паллиативная помощь, достаточно. Это и так называемый «уход», и преодоление болевых синдромов, не связанных с онкологией.

На кафедре работают люди, которые давно занимаются семейной медициной. Будущее за ней, за врачами общей практики, которые должны ориентироваться во всех направлениях, и этому мы должны их научить. К сожалению, мы столкнулись с тем, что наши семейные доктора (врачи общей практики) и медицинские сестры еще не готовы к масштабной паллиативной медицинской помощи.

– Есть ли у Вас контакты с коллегами из Армении, каковы главные проблемы и задачи армянской медицины сегодня, по Вашему мнению?

– Контакты, конечно, есть, я окончил Ереванский медицинский институт и поддерживаю связь с однокурсниками. Многие не ушли из медицины и достигли высот и в самой Армении, и за ее пределами. На ассамблее «Здоровье столицы» я встретил Вартана Азнауряна, известного в Армении хирурга (ринопластика).

Что касается армянского здравоохранения, знаю, что все медицинские учреждения находятся в частных руках. И мне, как человеку, работающему в государственной системе здравоохранения, не совсем понятно, как происходят логистика и распределение государственного задания между учреждениями, как осуществляется медицинское обеспечение в Министерстве обороны, например.

Врачебная армянская диаспора в Москве достаточно большая. Многие мои соотечественники возглавляют стационары и поликлиники, и взрослые, и детские. Конечно, если коллегам в Армении понадобятся консультации, обмен опытом, помощь в вопросах организации здравоохранения, мы всегда готовы их оказать.

– В этом году на мировом чемпионате Всемирной медицинской федерации футбола в Барселоне в составе российской сборной «Ассоциация врачей – любителей футбола» Вы выиграли золото, расскажите об этом.

– Я родился в Ереване, вырос в Тбилиси. В футбол научился играть в тбилисском дворе. Но занимался баскетболом, играл в сборной Грузии по баскетболу, в тбилисском «Динамо», в составе которого на всесоюзном турнире в городе Николаеве в 1984 году занял первое место. В Ереванском медицинском институте играл за баскетбольную команду вуза. В 1993 году приехал в Москву, поступил в ординатуру, затем в аспирантуру и продолжил заниматься и футболом, и баскетболом.

В прошлом году меня пригласили в сборную команду по футболу среди врачей. В ее составе, а мы выступали смешанной командой со сборной Венгрии, отправились на чемпионат мира в Америку. Несмотря на то, что видели друг друга в первый раз, несмотря на определенный языковой барьер, мы быстро стали единой командой. Наша объединенная сборная вышла на чемпионате, проходившем в Лос-Анджелесе, в финал. Мы играли со сборной Украины. На последней минуте при счете 3:3 в наши ворота был назначен пенальти, и мы проиграли. Это был несправедливый ход со стороны арбитров, все понимали, что повода для пенальти не было.

В этом году в Барселоне мы снова вышли в финал, и снова нашим соперником стала сборная Украины. В этот раз в упорной борьбе мы выиграли у очень сильной украинской команды. Кстати, в нашей команде играет Хачатур Бадалян, профессор, доктор медицинских наук, главный врач хосписа №2.

– Футбол – это Ваше хобби?

– Конечно, это здоровье, моральный дух.

– Вы азартный человек?

– Да, пожалуй.

– Что Вы считаете главным достижением в своей жизни?

– Главное достижение – мои дети, у меня их трое, два сына и дочь.

– А Ваша главная цель?

– Главная цель – всегда быть востребованным для семьи и друзей, а на каком поприще и в какой должности я буду, вопрос для меня второстепенный.

– Что бы Вы пожелали читателям «Ноева Ковчега» в преддверии Нового года?

– Желаю всем читателям газеты благополучия, праздничного настроения, крепкого здоровья. Следите за собой и приходите к нам на «чек-ап»!

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 28 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Хорошее интервью.Спасибо.Познакомились с главным врачом.Сергей Аракелов милый человек,может быть и хороший врач,но хотелось бы верить врачам и надеяться,что они помогут.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты