№6 (293) июнь 2017 г.

Комиксы – это серьезно: Первая выставка армянских рисованных историй в Москве

Просмотров: 7901

Комиксы – это серьезно. Рисованные картинки отражают сложные темы и драматичные сюжеты так же полно и ярко, как литература или кинематограф, считает Тигран Мангасарян, известный армянский художник-комиксист, работы которого впервые увидели российские любители девятого искусства.

Выставка под названием «Московские гости: комиксы из Бельгии, Армении и США» состоялась в Музее Москвы на Зубовском бульваре в рамках XVI Московского международного фестиваля комиксов «КомМиссия 2017», прошедшего в столице 16-21 мая с.г. Участие в выставке армянского художника поддержало посольство Республики Армения в Москве.

Экспозиция объединила три самостоятельных раздела – бельгийский комикс-проект KRONIKAS, рисованные картины американского сценариста и художника Алекса Симмонса и работы Тиграна Мангасаряна. Посетители смогли оценить новые тренды искусства рисованных историй, национальный колорит, художественный язык и самобытный стиль каждого автора.

Тигран Мангасарян окончил факультет живописи Академии художеств в Ереване. Несколько лет занимался книжной иллюстрацией. С 1991 года работает в жанре комиксов.

– Тигран, какие рисованные истории Вы привезли в Москву?

– На выставке представлено 6 проектов – «Аукцион Душ» и «Молчание», посвященные теме геноцида армян, «Несозревший плод» о моем отце, «Четыре» о падении на Землю четырех метеоритов, «Семирамида» об истории любви царицы Ассирии к армянскому царю Аре Прекрасному и «Раху» на сюжеты индийского эпоса.

– Тема геноцида армян главная в Вашем творчестве?

– Она занимает в нем важнейшее место. Геноцид – жестокая страница армянской истории, но люди должны о ней знать. «Аукцион Душ» рассказывает историю девушки Авроры, которая в 15 лет во время геноцида армян в Османской империи потеряла всю свою семью, на ее глазах плетками убили родных, ей чудом удалось спастись. В 1918 году по рассказу Авроры в США был снят фильм «Аукцион Душ», в котором она, найдя в себе силы пережить трагедию снова, сыграла саму себя. Фильм получил широкое признание и стал бестселлером, собрав в прокате рекордную на то время сумму – 33 млн долларов. На эти деньги в 1919 году в сирийской пустыне Дер-Зор были спасены 147 тысяч армян, погибавших от голода и жажды.

«Молчание» – другая история пережившего геноцид армянского юноши Айка и его возлюбленной. Уцелев в годы геноцида, они смогли построить свою семью и продолжить род. В 2005 году в издательстве «ПринтИнфо» вышла книга с одноименным названием, которая стала дебютным армянским графическим произведением о геноциде.

– Расскажите о Вашем последнем проекте «Несозревший плод».

– Это история жизни моего отца, который оказался в фашистском плену, прошел 11 концлагерей, но благодаря своему таланту художника остался в живых. Отец окончил техникум в Краснодаре, пошел в армию, в самом начале войны попал в плен. В концлагерях он рисовал маленькие портреты немецких солдат и офицеров, которые отправляли их в письмах домой. За работу ему платили табаком, он менял его на хлеб и этим хлебом спас от голодной смерти 30 узников. Я шел к этой работе долго. Два года писал сценарий, потом искал соответствующий графический стиль.

– Вы работаете в разных стилях, как Вам это удается?

– Обычно художники работают в одном стиле, и именно по нему их узнают. Но я рисую на самые разные темы, например сейчас работаю над серией «Формула-1» и не могу рисовать картинки в том же стиле, в каком создаю историю геноцида. «Формула-1» должна стать динамичным, веселым проектом. Тема геноцида глубоко трагична, драматична и требует иных средств художественного выражения. Даже цветовая гамма этих проектов должна быть разной. Думаю, разнообразие стилей в моем творчестве оправданно.

– Комиксы – это серьезно?

– Серьезно. Я считаю, что настало время придумать для этого вида искусства новое название. Комикс означает веселую детскую историю, но этот художественный жанр давно вышел за первоначально заданные рамки. Когда-то детские комиксы занимали в индустрии в целом 70-80 процентов, сегодня во Франции, например, эта цифра составляет не более 5-7 процентов.

Комиксы – это фильм, только на бумаге, где присутствуют все элементы, присущие кино: сценарий, раскадровка, режиссура, кастинг, то есть выбор образов. Для меня комикс – большой холст, на котором я рисую истории для взрослых.

– Вы верите в популярность рисованных картинок?

– Индустрия комиксов в мире быстро развивается, особенно во Франции, Японии, Южной Корее, конечно, в США. Мне бы хотелось, чтобы на постсоветском пространстве публика стала больше интересоваться этим жанром, чтобы издавались и раскупались книги с комиксами. Во Франции ежегодно продается 50 млн экземпляров таких изданий, и издатели могут себе позволить заказывать книги художникам-комиксистам. У нас это пока еще только зарождается.

В рамках фестиваля «КомМиссия 2017» Тигран Мангасарян провел в Российской государственной библиотеке (РГБМ) мастер-класс, также состоялась его творческая встреча с любителями девятого искусства.

Организаторы фестиваля «КомМиссия 2017» выразили надежду, что выставка работ Тиграна Мангасаряна откроет дорогу для армянского комикса в России. «Армянский комикс в целом кажется нам удивительным и многогранным явлением, которое определенно заслуживает внимания и зрительской любви», – говорится в сообщении его оргкомитета.

Крупнейший фестиваль комиксов прошел в России в шестнадцатый раз. В нем приняли участие художники из более 20 стран. Программа «КомМиссии 2017» отличалась разнообразием и широтой формата, было задействовано десять площадок. Участники марафона рисованных историй смогли посетить выставки комиксов из разных уголков мира, лично пообщаться с художниками, принять участие в мастер-классах. Важной частью фестиваля стал конкурс, на котором каждый желающий смог попробовать силы и представить на суд зрителей свою рисованную историю.

Беседу вела Мария Григорьянц

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты