ЛИЦА АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ: ВЫПУСК XIV. АВТОПОРТРЕТ
Армяне занимали и занимают видное место в мировой истории. Тому свидетельство – большое количество портретов (от фр. portrait – «воспроизводить что-либо черта в черту») как государственных и военных деятелей, представителей творческих профессий, священнослужителей, купцов, так и простого люда армянских кровей работы видных живописцев и скульпторов.
Редакция газеты надеется, что тематические выпуски «Лица армянской истории» будут представлять определенный интерес для читателей.
Родился в Тифлисе в армянской семье потомственных художников. Первыми учителями Агафона были его отец и старший брат. Профессиональное образование получил в Санкт-Петербурге в Академии художеств, где учился с 1836 по 1843 г. Главным образом исполнял литографии с портретов кисти своего брата Акопа Овнатаняна, а также с изображениями скаковых лошадей.
Овнатанян создал живописные портреты видных русских деятелей – Засса, Головина, Воронцова, Горчакова, написал портрет императора Александра II, ныне хранящийся в Национальной картинной галерее Армении. На протяжении шестнадцати лет он являлся управляющим армянскими церквями Санкт-Петербурга, и в 1887?г. за безупречную работу церковный совет назначил ему персональную пенсию.
Родился в венгерском городе Браши. В 1879 – 1882 гг. учился в Академии изящных искусств в Мюнхене. Оттуда он переехал в Париж, где продолжал свое образование до 1895 г. Начал свою карьеру с копирования работ Тициана и Боттичелли. Он также часто ездил в Лондон и Рим, где и были написаны его первые женские портреты. В 1895 г. переехал в Краков, где стал преподавателем в местной Академии художеств. В 1910 г. возглавил академию.
Особенное внимание в своих работах Аксентович уделял сценам этнографической жизни гуцулов и польских армян («Крещение Армении», «Армяне в Польше»). Автор витражей для армянского кафедрального собора в Львове.
Родился в г. Шуше. Окончил местное армянское епархиальное училище. В 1886 – 1890 гг. учился в художественной студии в Марселе, а с 1897 г. продолжал свою учебу в Академии Жюльена в Париже. В 1900 г. работал в Шуше, затем в Баку и Ростове-на-Дону, где преподавал в школе (1903 – 1922). В 1922 г. переехал в Ереван, где вел уроки в художественном училище. Среди лучших его работ – «Василь», «Сестра художника», «Карабахская женщина», «Бесприютный».
Родился в селе Хорком, близ города Ван. В 1915 г. во время геноцида армян бежал вместе с матерью и тремя сестрами в российское Закавказье. После того как мать в 1919 г. умерла от голода в Ереване, он эмигрировал в 1920 г. в США, к отцу. Посещал художественную школу штата Род-Айленд в Провиденсе. В 1926 – 1931 гг. преподавал в художественной школе и Центральном художественном училище в Нью-Йорке. В своем псевдониме соединил имя «Аршил» (армянское «Ахилл») с фамилией «Горки» (в честь М. Горького).
В 1946 г. многие из его картин погибли в результате пожара в студии. К пожару прибавились и другие несчастья, в том числе автокатастрофа (1948), искалечившая правую руку. В возрасте 44 лет Аршил Горки совершает самоубийство.
Родилась в селе Баш-Ширак Карсской области. Окончила Ереванский художественно-промышленный техникум и Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства. Своим истинным учителем она считала Мартироса Сарьяна, хотя непосредственно у него не училась. «В полотнах Сарьяна, – утверждала Асламазян, – было живое чувство красоты мира... Я объездила всю Армению и увидела, что Сарьян очень правдив, что он изображает нашу страну такой яркой, такой красивой. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна».
Автор натюрмортов: «Армянский натюрморт», 1955, «Цветущий красный кактус», 1957 (оба в Третьяковской галерее), тематических картин: «Возвращение героя», 1943, «Песнь героя», 1944, «Мать-героиня», 1949 (все в Национальной галерее Армении, Ереван), портретов.
Жил и работал в Симферополе (Крым). В 1924 г. поступает в Крымский техникум изобразительного искусства, где его педагогом по рисунку и живописи был известный русский художник-баталист Н.С. Самокиш. Но когда в 1928 г. он предпринимает неудачную попытку поступить в московские Высшие художественно-технические мастерские, возвращается к учителю, которого он боготворил и которому всецело доверял как художнику-педагогу, и продолжает заниматься, теперь уже частным образом, в его студии. В 1937 г. Анопьян был репрессирован.
Родилась в Тифлисе в семье известного армянского художника Александра Александровича Бажбеук-Меликяна. В 1944 г. окончила Художественное училище им. Ф.П. Терлемезяна в Ереване, а в 1951 г. Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Художница писала пейзажи Армении, картины из жизни армянских крестьян; в последние годы она работала главным образом в мастерской, создавая портреты друзей-художников, автопортреты, натюрморты, поистине ставшие вершиной ее творчества.
Родился в селе Джаджур (Ахурянский район) в крестьянской семье. В 1952 г. окончил Ереванское художественное училище им. Ф.П. Терлемезяна, в 1954 г. – Ленинградский институт живописи, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина. Между 1960 и 1975 гг. художником создано 500 холстов, больших и маленьких, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для около дюжины театральных представлений. Успешно выступал также как театральный художник и живописец-монументалист.
24 февраля 1975 г. Аветисян трагически погиб в автомобильной аварии в Ереване.
Марина и Гамлет Мирзояны
Оставьте свои комментарии