№7 (294) июль 2017 г.

Миру нужна чистота

Просмотров: 6378

46 лет назад в июне трагически погиб Паруйр Севак

Он весь дитя добра и света,

Он весь свободы торжество!

Эти слова Александра Блока, так определившего призвание художника, можно по праву отнести к Паруйру Севаку.

Внимание и сочувствие к человеку, гуманизм и внутренняя свобода, бесконечная любовь к Армении и верность национальным культурным традициям – фундамент поэтического творчества поэта, философа, литературоведа. Символично, что последняя его книга «Да будет свет» посвящена размышлениям о философском феномене света, антипода тьмы.

Друзья и коллеги Паруйра Севака сравнивали его с античным героем. «Проглядывало это и в его облике, и в манере говорить, и в его широкой душе», – писал Эдуардас Межелайтис, литовский поэт, произведения которого Паруйр Севак переводил на армянский язык. В нем были врожденные благородство и культура. Ему никогда не изменяли чувство меры и художественный вкус.

«А себя одарил бы я…

чувством меры

Для всех чувств,

захлестывающих меня!»,

– сказал Севак в стихотворении «Дарю».

Новатор и философ, аналитик и ученый, Паруйр Севак продолжил исторические и эстетические традиции великих соотечественников – Григора Нарекаци, Саят-Новы, Егише Чаренца, Рубена Севака. Фамилию Рубена Севака поэт взял в качестве своего творческого псевдонима. Поэт, прозаик и переводчик Рубен Севак, автор знаменитой «Красной книги», посвященной бедствиям армянского народа, в 1915 году по приказу турецких властей был вместе с 250 представителями армянской интеллигенции арестован, сослан в Сирийскую пустыню и убит.

Становление мастера

Паруйр Севак родился 24 января 1924 года в селе Чанахчи Араратского района Армении. В пять лет бегло читал, умел писать. В шесть лет пошел в школу. Учился на «отлично», любимым предметом была литература. Первые стихи написал в одиннадцатилетнем возрасте. Как потом признавался: «Никакого смысла тогда в них не было».

Окончил отделение армянского языка и литературы филологического факультета Ереванского государственного университета. В первые годы профессионального знакомства с литературой и поэзией решил, что после Чаренца в поэзии делать нечего. «Наверное, Чаренц убил меня, но убил с тайным намерением в дальнейшем воскресить», – писал Севак. «Мои стихи были похожи друг на друга, и я решил, что Поэтом мне не быть. Но подсознание кричало: «Быть!» – вспоминал позже он. Стихотворение «Быть или не быть» 1942 года стало первым серьезным шагом в поэзии.

После учебы в Ереване Севак уехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького, окончил его и остался в вузе преподавать армянский язык. Годы, проведенные в Москве, оказались очень плодотворными. Севака интересовало многое. Только за первый год жизни в столице он посмотрел весь репертуар Большого и Малого театров. Его можно было часто встретить в концертном зале имени Чайковского, в Колонном зале Дома союзов, в Центральном доме литераторов, в Третьяковской галерее.

В это время Паруйр Севак начал писать роман под названием «Аманамеч». Он хотел рассказать о своей деревне. Прототипами героев были односельчане, с которыми он жил рядом и характеры которых хорошо знал. В романе было много лирических отступлений, описаний природы гор. Но книга так и не была издана.

В 1960 году Севак вернулся в Ереван уже известным поэтом. Его произведения издавались на многих языках. Большим успехом пользовались переводы Севака на армянский язык произведений Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Маяковского, Брюсова, Абашидзе, венгерских поэтов и других.

Севак поступил на работу в Институт литературы им. Абегяна. Написал блестящую диссертацию о творчестве Саят-Новы. Высшая аттестационная комиссия СССР, минуя кандидатскую степень, сразу присудила автору ученую степень доктора филологических наук, что было большой редкостью.

Севак становится секретарем правления Союза писателей Армении. Избирается депутатом Верховного совета Армянской ССР.

Неутихающая боль

Первые стихотворения Паруйра Севака были опубликованы в журнале «Советская литература». Они случайно попали в руки редактора издания Рубена Зарьяна. Признание и известность пришли сразу. Коллеги «по цеху» по достоинству оценили произведения поэта. Стихи печатали ведущие литературные журналы Армении. Вышли в свет сборники стихов «Бессмертные повелевают», «Дорога любви», «Снова с тобой», «Человек на ладони».

Особое место в творчестве Паруйра Севака занимает поэма «Несмолкающая колокольня», шедевр армянской литературы, за создание которой поэт был удостоен Государственной премии Армянской ССР. Центральная фигура поэмы – Комитас. Главная тема – история жизни и смерти композитора, прошедшего со своим народом все ужасы Геноцида 1915 года в Турции.

К теме Геноцида поэт возвращался всю свою творческую жизнь. Имеющий прошлое не может не иметь памяти, имеющий историю не может не оглядываться назад, считал Севак. Его семья оказалась в Армении, спасаясь от резни в Османской Турции. 50-летней годовщине Геноцида 1915 года посвящена и поэма «Трехголосная литургия».

Творческих планов было много. Севак собирался приступить к научному переводу «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци, хотел завершить труд «Cаят-Нова и армянское средневековье». Намеревался переводить средневекового армянского поэта Фрика, творчеством которого заинтересовался. Фрик первым стал писать свои произведения на среднеармянском – литературном армянском языке XI–XVII веков.

Ударом для поэта стал запрет сборника стихов «Да будет свет» в момент, когда уже был готов 25-тысячный тираж. Запрет не сняли и тогда, когда интеллигенция и Союз писателей Армении встали на защиту книги, отмечая ее высокий художественный и идейный уровень. Сборник увидел свет только после смерти поэта.

Севак трагически погиб в автокатастрофе 17 июня 1971 года. В этот день он сел за руль второй раз в жизни.

Эталон честности

Паруйр Севак любил застолье, доверительную беседу. Открыто выражал свои мысли и чувства. О себе говорил «одинокое дерево-громоотвод».

Он был эталоном честности. Миру нужна чистота – такой была его главная заповедь. За честность и бескомпромиссность его любили даже те, кого он критиковал. Считал, что художник должен быть самостоятельным в суждениях, предельно правдивым и мыслить свободно. «Без этого, даже если Бог наградил большим талантом, ничего не выйдет», – утверждал Севак.

В его стихотворении «Трехголосная песнь» есть такие строки:

О родина!

Ты – многовековая

фамилия моя.

А я…

Суметь бы мне так жить,

Чтобы тебе стыда не знать

За то, что ты дала мне имя!..

Ведь гибель праведная –

жизни половина!

Суметь бы так мне умереть,

Чтоб ты… оплакивала сына!

Армения гордится своим поэтом и оплакивает его гибель.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты