Вардавар: праздник беспредела, или На что обижались дамы бальзаковского возраста раньше и на что они обижаются сейчас
В первой половине августа, в день Преображения Господня, Армения, согласно древней традиции, отметила Вардавар. Этот старинный языческий праздник, связанный с культом богини любви, воды и плодородия Астхик, дошел до нас из тьмы веков. И всегда был настолько популярен, что Армянская Апостольская Церковь включила его в свой календарь сразу после того, как христианство в начале IV века стало в стране государственной религией.
Мудрый первосвященник Григорий Просветитель понимал, что запретить и искоренить праздник невозможно, да и не стоит. Куда лучше связать его со светом новой религии. С той поры ежегодно в конце июня – начале августа (в седьмое воскресенье после Пятидесятницы) люди по всей стране обливают друг друга водой, выпускают в небо голубей, украшают свои дома букетами цветов – точно так же, как и во времена язычества. Однако церковь дала празднику свое толкование: воспоминание о Потопе и о голубице, выпущенной Ноем для поисков суши средь водных хлябей. Любопытно, что Вардавар беспрепятственно отмечался и в советские времена, когда религия была в загоне. При этом голубей и цветов стало меньше, но зато обливали друг друга от всей души. Впрочем, обливали выборочно. Вардавар был, в первую очередь, праздником молодых. Юноши и девушки гонялись друг за другом во дворах и на улицах с ведерками и лейками, от души веселились, никто не ворчал и не обижался – праздник ведь, традиция. Да и кому было ворчать, если молодым и в голову не приходило обрушить поток воды на людей старшего и даже среднего возраста. Это считалось неприличным. Так что пожилые пары с интересом наблюдали за играми молодых, ощущая себя в полной безопасности. И что интересно: иные молодящиеся дамочки бальзаковского возраста даже слегка обижались, если возвращались домой вполне сухими. Выходит, их уже, судя по всему, «демобилизовали», за молодых не считают?! Призадумаешься невольно… Тем более что, согласно поверию, облитая в день Вардавара личность будет счастлива и успешна на протяжении всего последующего года.
Новые времена – новые нравы. Нынешний Вардавар праздником, тем более веселым, назвать очень сложно. Разве что – праздником беспредела. Свидетельств тому в соцсетях – неисчислимое количество. Правда, начиналось все прилично: мэрия вывела на центральные улицы десятки поливальных машин, украшенных цветами, затем у Лебединого озера прошло «организованное» массовое обливание водой с танцами, играми и песнями. Но день-то только начинался! И пошло-поехало. Агрессивно настроенные молодые люди обливали всех – без различия, как говорится, пола и возраста. Мало того – норовили выплеснуть ведро воды в открытые окна проезжающих автомобилей, врывались с той же целью в автобусы и маршрутки, с особым удовольствием окатывали холодным душем принарядившихся сограждан, идущих, скажем, на свадьбу, корпоративную вечеринку… Да мало ли куда может идти, например, супружеская пара: муж – в праздничном, заботливо выглаженном костюме, при галстуке, жена – с уложенными в парикмахерской волосами, в новом платье… За такими охотились с особым удовольствием, устраивая «засады» в подъездах и подворотнях. Ясное дело, возникали скандалы, кое-где и без драк не обошлось. Особенно были шокированы иностранцы (летом в Армении их много – как-никак, пик туристического сезона). Можно представить, как они, люди, с местными обычаями не знакомые, на все это реагировали… Дошло до того, что пресс-секретарь Полиции Армении Ашот Агаронян призвал граждан быть вежливыми и «не омрачать любимый праздник неприятными инцидентами». А церковь, кстати, от комментариев уклонилась, хотя праздник-то церковный…
В чем тут дело? Думается, права известная писательница, публицист Елена Шуваева-Петросян, по собственному признанию, «испытавшая в этот день все водные процедуры» (после которых у нее появилось немало синяков – с такой силой метали в нее воду). Она проницательно заметила, что на людей «выплескивают словно и не просто воду, а весь негатив». Отсюда следует вывод, что праздник «следует окультуривать». Так-то оно так, спорить тут не приходится. Но констатация очевидного недостатка социальной и бытовой культуры объясняет далеко не все. Причины того, что праздник превратился в свою противоположность, к сожалению, глубже.
Нынешняя армянская молодежь, в своем подавляющем большинстве, живет, если воспользоваться популярным присловьем, «с закрытыми глазами». Имеется в виду, что такой человек мало что видел и мало что знает, нигде не был, варится в соку своих микроскопических уличных, дворовых компаний и царящих здесь «понятий», даже не представляя, что есть и другой мир, где все по-иному. «Спутник-Армения» прямо назвал таких «дикарями с острова Невезения». В этом определении, на наш взгляд, и кроется объяснение.
В последние годы Армения и впрямь для многих своих граждан стала поистине «островом Невезения». В умах и в душах людей годами копится тот самый негатив, о котором сказано выше. Нет, конечно же, есть в стране и немало продвинутых, грамотных, интеллигентных парней и девушек, у которых в жизни все складывается достаточно успешно. Они знают, что им надо от жизни, учатся и работают для достижения своих целей. Но, увы, куда больше других – малограмотных, зашоренных любителей кошмарных криминальных сериалов «домашнего производства», откуда они и черпают, в основном, представления о «правильной» жизни. Идеалом таких является сидение на корточках у своих подъездов и в дворовых беседках, а мечтой всей жизни – эмиграция. Правда, для этого надо в армии отслужить (отмазаться трудно, потому что сильно дорого, а они ведь отнюдь не чада министров, депутатов и олигархов), но зато с военным билетом – все дороги открыты! А о том, что молодые руки и умы нужны на родине… Помилуйте, такие мысли их даже не посещают. А если и посещают, то на очень короткое время. Потому что действительность очень быстро ставит все на свои места, и становится до боли ясно, что их неумелые руки и заскорузлые умы не особенно-то и нужны. Вот они и набрасываются на ни в чем не повинных людей, вместе с водой выплескивая на них всю свою озлобленность от незадавшейся жизни, зависть, темные комплексы… Кстати, если раньше главным объектом «водяных атак» были, в основном, девушки, то нынче и многие юные представительницы прекрасного пола от парней не отстают.
Вардавар армяне, как обычно, широко отметили не только в самой Армении, но и по всему миру, в зарубежных общинах. И вот тут-то праздник был праздником – с песнями, танцами, выступлениями самодеятельных ансамблей и театральных трупп. И все, насколько можно судить, были очень довольны, ни о каком «варварстве» речь не шла. Отчего так? Ведь в диаспоре сегодня очень много людей. совсем недавно покинувших родину, уезжавших со всем грузом психологического и «понятийного» негатива. А вот поди ж ты – словно преобразились все. И это вовсе не парадокс. Попав на чужбину, где ведь без работы не проживешь, на корточках у подъезда часами сидеть не дадут, испробовав горького хлеба гастарбайтерства, они начинают меняться, ибо у них постепенно «открываются глаза». Многое, что раньше казалось важным и неоспоримым, предстает смешным, мелким, ненужным. Быть может, поэтому в зарубежных армянских общинах Вардавар по-прежнему является веселым, радостным праздником, который не сопровождается тем тяжелым контекстом, который стал характерен для него на родине.
Но и это не все. Нынешний Вардавар, отличающийся проявлениями неприкрытой агрессивности, о чем говорят буквально все очевидцы, явился, ко всему прочему, явственным отражением крайне неприятной тенденции. Как известно, Армения долгие годы по праву считалась самой спокойной страной на постсоветском пространстве, республикой с низким уровнем преступности и уж тем более – тяжких преступлений против личности. Увы, столь благостная картина остается в прошлом. По данным Национальной статистической службы, с начала текущего года в стране зарегистрировано более 14 тысяч 230 преступлений. Это очень много для небольшой республики и существенно больше, чем два года назад. А главное – ощутимо (почти вдвое) возросло количество убийств и попыток убийства, больше стало «тяжких телесных повреждений» и других случаев насилия, в том числе сексуального. Общество, подвергающееся долгому и тяжелому прессингу со стороны власти и олигархических кланов, по-иному и не может реагировать на сложившуюся ситуацию. Ведь агрессивность «низов» – это, в первую очередь, показатель осознания той безысходности, в которой очутились многие граждане, их убежденности в собственной социальной и физической беззащитности на фоне, как говорил классик, «свинцовых мерзостей жизни».
Вардавар, таким образом, стал индикатором больших и отнюдь не положительных перемен в массовом сознании людей. Игнорировать это обстоятельство невозможно. Однако пока нет никаких ощутимых признаков того, что в обозримой перспективе ситуация может начать меняться к лучшему.
Армен Ханбабян, специально для «НК»
Оставьте свои комментарии