Тест-драйв политической безответственности и поощрения терроризма
19 июля два министра – Ахмет Арслан (Турция) и Гиорги Гахария (Грузия) – совершили тест-драйв только что построенной железной дороги КАТБ (Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку).
Как известно, дорога создавалась в течение 10 лет. Ее рождение в значительной степени связано с именем скандального политика М. Саакашвили, бывшего на момент начала строительства президентом Грузии, а ныне находящегося в международном розыске и лишенного на днях гражданства Украины. Также хорошо известно, что первоначальную решимость «Мишико» принять участие в проекте придали щедрые кредиты Турции и Азербайджана. Другой вопрос, что с тех пор случилось немало важных событий, которые позволяют смотреть на новый путь менее всего как на прихоть беглого политика и даже не как на новую транспортную альтернативу.
Основная угроза ухудшению обстановки в регионе в связи с созданием проекта КАТБ исходит из Сирии, где наметились успешные действия правительственных войск при поддержке России. Отсюда началось бегство бойцов «Исламского государства», террористической организации, чья деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
Однако нынешнее грузинское руководство, по-видимому, не вполне отдает себе отчет в том, какое опасное наследство ему досталось в виде дороги КАТБ. Главным образом, это недооценка угроз, связанных с проникновением боевиков ИГИЛ на территорию самой Грузии, риски обострения общественно-политической обстановки в республике и соседних странах.
Недавно несколько десятков игиловцев были замечены на границе с Нагорным Карабахом во время возобновления вооруженных провокаций со стороны Азербайджана.
Путь КАТБ означает, что у террористов появляется удобная дорога для проникновения не только в Грузию, но и в Азербайджан, и дальше – в страны Средней Азии, в конечном счете, в Россию.
Не может не вызывать сожаления откровенный антиармянский характер проекта КАТБ. Около 30 лет длится транспортная блокада Армении, возникшая по воле властей Азербайджана в результате неудачи, которую они потерпели во время нападения на Нагорный Карабах. Как следствие – экономика Армении находится в застое, деградирует, усиливается миграция ее граждан в другие страны в поисках лучшей доли.
А есть еще и серьезные исторические причины для болезненного отношения Армении к дороге КАТБ. Армяне, отдельные личности и целые царские династии, сыграли выдающуюся роль в становлении и развитии Грузинского государства, начиная с периода правления царицы Тамары. Они неоднократно были градоначальниками Тбилиси. Проект дороги КАТБ не может не восприниматься армянской стороной как однозначно недружественный акт, осложняющий отношения между государствами-соседями на долгие годы.
Укрепление безопасности в регионе требует нетривиальных и кардинальных решений – вплоть до вооружения джавахкских армян. Где гарантии, что первый же регулярный эшелон, который пустят по дороге КАТБ, не будет взорван турками или азербайджанцами? А армян объявят террористами. Всех джавахкских армян оттуда выселят. Вдоль дороги поселят турок или азербайджанцев. Свершится вековая мечта турецкого истеблишмента о создании великого Турана от Стамбула до Уйгурии. Китайцы поймут, насколько это опасно, только слишком поздно.
События в Сирии демонстрируют важнейшую грань турецкой внешней политики – откровенный экспансионизм, восходящий к худшим традициям Османской империи. Недавно группа турецких военных заняла на северо-востоке Сирии две курдские деревни, о чем сообщило агентство Firat. Курды готовятся к выборам в своей самопровозглашенной автономии, что позволит укрепить ее статус. Ясное дело, что Турция стремится всячески этому воспрепятствовать. Агрессивный неоосманизм, не признающий и не уважающий чужие границы, чужие законы, право народов на выбор собственного жизненного пути – как это напоминает события 100-летней давности и бесчеловечную политику младотурок… С той только разницей, что теперь на карте стоит судьба курдов, которым Турция традиционно отказывает в праве на государственность и претендует захватить господство над территорией Северной Сирии, где те нашли приют.
Вот почему как никогда актуальным кажутся положения Севрского мирного договора, подписанного государствами-участницами по результатам Первой мировой войны, но, к сожалению, так и не воплощенного в жизнь. А он, в частности, предусматривал гарантии неприкосновенности границ закавказских государств и создание независимого Курдистана. Почему бы сейчас не поставить вопрос о возвращении к духу и букве Севрского мирного договора и не оказать содействие созданию армяно-курдской автономии на территории Восточной Турции – в Анатолии, вместо того чтобы наблюдать ползучую территориальную агрессию турецкого режима?
Не кажется ли также странным и опасным тот факт, что Россию окружают не только военными базами, но и прокладыванием в обход нашей страны сети новых железных дорог, которые еще больше блокируют сообщение с ней закавказских государств, в первую очередь Армении?
Сегодня, с учетом отказа Казахстана, Киргизии и Узбекистана послать свои войска в Сирию для поддержания мира, все яснее становится уровень влияния Турции на тюрков Средней Азии.
Между тем, есть решение вопроса, способствующее укреплению транспортных и хозяйственных связей в регионе, а значит, и содействующее стабилизации геополитической обстановки.
В иранском портовом городе Энзели на Каспии, соединенном с железнодорожной сетью Ирана, необходимо создать причальную стенку для больших паромов, способных принимать целые эшелоны. Оттуда – прямой путь до российских портов Махачкала или Астрахань. Вот это будет настоящий путь из Китая, Индии, арабских стран на север – в Европу, Россию и т.д. И Армения получит устойчивую связь с Россией. При этом Россия должна потребовать от Азербайджана открытия дороги в Армению.
Варткез АРЦРУНИ, заслуженный строитель России, общественный деятель
Оставьте свои комментарии