№3 (302) март 2018 г.

Парижанка Забел Есаян, влюбленная в советскую Армению

Просмотров: 4183

Минуло 140 лет со дня рождения одаренного романиста Забел Есаян, приговоренной к расстрелу и сгинувшей бесследно на бескрайних просторах советского ГУЛАГа.

Забел родилась в 1878 году в Константинополе (ныне Стамбул), в Турции, в семье Мигирдича Ованнисяна, мастера, занимающегося ручной набивкой тканей. Получила начальное образование в школе Святого Креста района Скютари, после чего ее семья перебралась в Париж. Ее литературный дебют состоялся в 17 лет в журнале «Цахик» («Цветок»). Тогда же Забел поступает в Сорбонну, где изучает литературу и философию, публикует короткие рассказы в изданиях «Меркюр де Франс», «Юманите», «Масис», «Анаит», «Аревелян мамул». В 1900 году она вышла замуж за художника Тиграна Есаяна и родила двоих детей – Софи и Гранта.

Романы Забел Есаян «Фальшивые таланты» («Кехц анчарнер», Константинополь, 1905), «Даровитые люди» («Шнорков мартик», 1907), а также новеллы из жизни трудового народа вызвали большой интерес к автору.

После младотурецкой революции 1908 года 30-летняя писательница вернулась в Константинополь, где ее талант уже был признан. Есаян была единственной женщиной в списке армян (наравне с Зограбом, Сиаманто и Варужаном), намеченных для ареста и депортации 24 апреля 1915 года в Османской империи младотурецким правительством. Но Забел смогла избежать заключения и перебраться в Болгарию, а затем на Кавказ, в Тифлис. Здесь полностью вовлекается в дело переписи, распределения и организации работ по уходу за сиротами и беженцами из Западной Армении. В 1918-м она отправилась в Египет, позже в Киликию, в 1919-м в Париж.

Известность в среде парижской интеллигенции и безупречное знание французского языка стали стимулом для того, чтобы в 1919 – 1920 гг. она приняла активное участие в работе Парижской мирной конференции в качестве советника и переводчика делегации Первой Республики Армения.

Турецкий историк Умит Курт и журналист Алев Эр в ходе исследований, проведенных в парижской библиотеке Нубарян, обнаружили документ, свидетельствующий о геноциде армян: 11-страничный доклад Забел Есаян, в котором автор представила произошедшую с армянскими женщинами и девочками в 1915 году трагедию. Этот доклад был передан члену армянской делегации на Парижской мирной конференции Погосу Нубар-паше. Самая ужасающая часть доклада касалась отношения турок к армянским женщинам. Есаян отмечает, что женщин из высшего сословия охраняли особо подготовленные солдаты. Многие из этих женщин при первой же возможности кончали жизнь самоубийством. Матери скидывали своих дочерей в воды Евфрата. Женщины с новорожденными детьми также прыгали со скал.

Во французских и европейских изданиях было опубликовано много ее работ на разных языках о геноциде армян. Долгие годы Забел являлась членом парижского филиала Комитета помощи Армении и занималась вопросами оказания поддержки армянским мигрантам и сиротам.

В 1927-м писательница впервые приезжает в советскую Армению: душа ее пела от одной мысли, что есть свободная от турок родина. Вернувшись во Францию, опубликовала путевые заметки «Освобожденный Прометей» («Прометеос азатагрвац»).

В 1933 году, в возрасте 55 лет, Забел Есаян оставила Францию, где в Сорбонне сын изучал химию, и с дочерью Софи переехала в возрождающуюся Армению… Затем переехал и сын Грант. Когда ее спрашивали, как она может терпеть неудобства жизни в Ереване после комфортного Парижа, она сердито отвечала: «Эти неудобства бессмысленны в моих глазах, так как я принимаю активное участие в построении будущего моей страны».

Забел была избрана делегатом I Всесоюзного съезда писателей в Москве (1934 г.), где выступила на французском языке. В Ереванском государственном университете она преподавала общую и французскую литературу, написала множество статей и плодотворно публиковалась. Этому периоду принадлежат ее повесть «Огненная рубашка», автобиографическая книга «Сады Силидара», роман «Барпа Хачик».

В 1936 году над писателями Бакунцем, Чаренцем, Тотовенцем, Маари и другими стали сгущаться тучи. Забел громогласно выступает в их защиту: «Егише Чаренц – самый крупный наш поэт, это невозможно опровергнуть, его талант сверкает и ослепителен! Имена многих из нас исчезнут бесследно, а грядущие поколения не забудут Чаренца…» Один из чиновников в Союзе писателей выступал против Бакунца: «Он враг народа!» Забел возразила ему: «Я не знаю, кто вы и кем работаете, но выражаться таким образом про Бакунца не имеете права! Аксель Бакунц своим творчеством может стоять рядом с Мопассаном!»

В июне 1937 года Забел Есаян была арестована по обвинению в национализме и антисоветской агитации, а спустя полтора года – 23 января 1939-го – Военный трибунал за «связь с ныне разоблаченными врагами народа» приговорил ее к расстрелу с конфискацией имущества, но 8 мая приговор был заменен на десять лет высылки. Сведения о безвинной мученице теряются в ГУЛАГе (Государственном управлении исправительно-трудовых лагерей) в 1943 году.

Но память о писательнице осталась: благодарные поклонники ее таланта назвали именем Забел Есаян улицы в Ереване и Париже.

Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 30 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты