Арис Казинян исследует армянский национальный характер
По инициативе фонда «Развитие» московское издательство «Ключ-С» выпустило книгу Ариса Казиняна «Античность на четвереньках».
Книга «Античность на четвереньках» – первая часть трилогии «Фантомные боли наций или здоровые предрассудки: рассуждения об армянском национальном характере». Ее цель – исследовать армянский национальный характер, определить его основные черты и особенности.
Арис Казинян – журналист, эксперт в вопросах региональной политики, истории и культуры. В качестве корреспондента армянских и международных СМИ работал в Закавказском регионе, в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Калмыкии, Татарстане, Башкортостане, в странах Центральной Азии, Ближнего Востока и Африки. В настоящее время занимается изучением национальной истории и политической культурологии.
В своей первой книге трилогии Арис Казинян утверждает, что при всей внутренней сложности и многогранности национального характера, он является постоянной величиной, как и национальная идея. Так, с IV-V веков армянской национальной идеей, приводит пример автор, становится «предотвращение ассимиляции и объединение всех армянских земель в границах единого государства». В отличие от национальной идеи, национальные идеологии представляют собой величины переменные, меняющие значение в зависимости от временного контекста.
Одной из главных характеристик армянской нации писатель называет ее очевидную древность. Именно очевидную, а не воображаемую. Арис Казинян приводит слова известного русского поэта, прозаика, драматурга, знатока и переводчика армянской поэзии Валерия Брюсова: «Армянский народ – один из древнейших среди современных культурных народов. Он пришел в наш мир из такой отдаленной древности, когда не только не существовали еще современные европейские народы, французы, итальянцы, англичане, русские, но и едва выступали на историческую арену народы древности античной, римляне и эллины».
В отношении армянской нации, подчеркивает Арис Казинян, история проявила невероятную скупость на благосклонные обстоятельства и чрезмерную щедрость в попытках по ее искоренению. Автор считает, что благодаря «именно революционному складу своего характера армянская нация оказалась в состоянии не сгинуть окончательно в волнах величайших мировых потрясений и бурь, которые с приливно-отливным постоянством накрывали в промежутке тысячелетий ее ковчег».
И сегодня, пишет Арис Казинян, армянский характер «варится в кипящем котле» очередного испытания на прочность.
Автор пытается в своей книге вывести «формулу поразительного этнокультурного иммунитета армян». Особенность этой формулы, утверждает Арис Казинян, в опережающих темпах творческого воспроизводства и обновления. В условиях отсутствия государственности и в атмосфере непрекращающихся попыток по выдавливанию из национального сознания чувства собственной принадлежности, армяне «сделали крен в сторону творческого и созидательного воспроизводства».
«В противовес понесенным потерям, – пишет Арис Казинян, – армянская нация каждый раз рождала, вскармливала, вспаивала, выхаживала, пестовала, просвещала, наставляла новые популяции ученых, философов, поэтов, музыкантов, художников, архитекторов, которые в условиях жесточайших притеснений и гонений собирали армян по крупицам и складывали из них очередное ядро национального самопозиционирования».
В подтверждение своих выводов автор книги приводит высказывания об армянах историков, путешественников, политиков.
«При глубоком проникновении в историю Востока видно, что армянский народ представляет знаменательный феномен уже тем, что начиная с незапамятных времен и до наших дней не переставал ни на мгновение участвовать в истории мира, сумел пройти через все потрясения в Азии, не смешиваясь с различными многочисленными завоевателями, сменявшими друг друга на Востоке, – писал в середине XIX века французский историк Виктор Ланглуа. – Враги армянской нации стремятся покроить ее земли и уничтожить богатейшее культурное наследие, они преследуют одну-единственную цель – истребить армянство и само его имя. А ведь если и существует христианский народ, достойный привлечь к себе симпатии Европы, то это именно армяне – видевшие и Вавилон, и финикийцев, и лидийцев, и скифов, но сохранившиеся до сих пор».
«У армян особенно сильна внутренняя национальная связь, – подчеркивал в своих мемуарах о жизни в Российской империи в период правления Николая I прусский барон Август фон Гакстгаузен. – Большая часть народа разбросана по трем частям земли; но нигде не изглажена их национальность, нигде она не сливалась с народами, посреди которых проводит жизнь. Армянский народ существенно отличается от прочих азиатских народов в своем отношении к положению женского пола и признания его самостоятельности.
Равенство прав и достоинства выказываются в семейном устройстве армян и в личности женщин. В этом, по моему мнению, заключается призвание армян к высшему развитию, ибо в высоких умственных качествах их заключается будущее призвание быть посредниками и звеном соединения между Европой и Азией».
В фокусе внимания Ариса Казиняна – история становления и развития древних армянских государств – Урарту, Великой Армении времен «царя царей» Тиграна II, их политические, экономические и торговые связи с соседними империями, геополитическая роль в античном мире и историческое значение для будущих цивилизаций.
Книга Ариса Казиняна «Античность на четвереньках» рассчитана на широкую читательскую аудиторию, интересующуюся вопросами прикладной истории.
Отдел информации «НК»
Оставьте свои комментарии