Е.Г. Вейденбаум: Гори – уездный город, имеет 5.583 жителя, почти исключительно армян
24 июля 1783 года в городе Гори заключен трактат о признании грузинским царем Ираклием над собою власти всероссийских императоров. С 1801 года Гори считается уездным городом. В 1803 году число армян в нем составляет 73,2 процента.
«Название город Гори (по Страбону – Горизена, Горсена) произошло от слова «гори», означающего по-русски холм, гора. В самом деле, по середине города, между реками Лиахвою и Меджудою возвышается совершенно отдельно коническая скалистая гора, имеющая 500 футов вышины и до 500 саженей в окружности. Вершина ее обращена острием к западу и увенчана крепостью, называемою Горис-Цихе. У подножия этой горы и отчасти на скатах ее расположился самый город, чем и объясняется приведенное выше его название». Так начинает свою публикацию «Город Гори» инспектор Горийского городского училища князь Александр Джавахов в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа» (издание Управления Кавказского учебного округа, выпуск II. Тифлис, 1882).
Русский этнограф и историк Евгений Густавович Вейденбаум (1845 – 1918) в своем «Путеводителе по Кавказу, составленном по поручению командующего войсками округа», пишет: «Гори – уездный город Горийского уезда, на левом берегу Куры… Имеет 5.583 жителя, почти исключительно армян. Городские строения расположены у подошвы конической горы, возвышающейся посредине равнины в виде скалистого острова. На вершине горы развалины обширной древней крепости – Горис-Цихе. Время основания города не известно. В грузинских летописях он упоминается впервые в царствование Тамары (1184 – 1212), по словам же армянского историка XII столетия Матфея Эдесского, Гори был основан в 1123 году царем Давидом Возобновителем и населен армянами, искавшими в Грузии убежища и покровительства от врагов своей родины… В XVI столетии городом завладели турки и затем он несколько раз подвергался разорению и переходил попеременно во власть персиян, турок и грузин. В крепости Горис-Цихе сохранились развалины древней церкви».
Александр Джавахов в публикации «Город Гори» отмечает: «По последнему камеральному описанию, произведенному в 1873 году, всех жителей в городе Гори числится 6.000 душ, из коих мужского пола 3.200 и женского 2.800. Состав населения города Гори по национальностям, религиям и сословиям следующий: армян – 3.495 (1.786 мужского пола и 1.709 женского пола), грузин – 2.250 (1.328 м. п. и 922 ж. п.), русских – 254 (158 м. п. и 96 ж. п.).
Всех платящих налогов числится 5.783, а не платящих 217, в число последних входят: князей 10, дворян и чиновников около 50. Из армян почти никто не говорит по-армянски, а все ведут разговоры и переписку на грузинском языке».
В 1886 году в Гори значилось 7.243 человека, из них 3.807 – грузины, 2.894 – армяне, 373 – русские, 169 – представители других национальностей.
Одна из причин расхождения между данными 1873 и 1886 годов связана с тем, что значительную часть населения города составляли «огрузинившиеся» армяне, т. е. армяне хотя и сохранявшие сознание о своей принадлежности к армянскому этносу, но уже перешедшие в православие и забывшие свой родной язык.
Фамилия автора публикации армянина Александра Ивановича Джавахова тоже приобрела колоритную «грузинскость», и он стал уже Джавахишвили. Его сын – Иван Александрович Джавахишвили – в 1939 году был избран действительным членом Академии наук СССР.
В семи верстах от Гори находится известный археологический памятник, доисторический пещерный город – Уплис-Цихе, расположенный в отвесном обрыве скалистого утеса, на левом берегу реки Куры. Уплис-Цихе был завоеван, по преданию, Александром Македонским, украшен царем Армении Аршаком, жившим во время римских завоеваний, перед Рождеством Христовым. По свидетельству грузинских и армянских летописцев, он был взят и разорен в 887 году армянским царем Ашотом Багратуни, потом его завоевал в начале X века абхазский царь Георгий… Последнее, окончательное разорение его принадлежит Чингисхану.
Обрывы скалистого утеса Уплис-Цихе покрыты рядами пещерных комнат, расположенных этажами одна над другою… Есть некоторые довольно обширные пещеры – с колоннами и арками, украшенными каменной резьбой, с изящными потолками, как бы поддерживаемыми прекрасно высеченными из камня, в виде выпуклых столбов, балками. Из таких пещер более других выдается пещера, слывущая за дворец царицы Тамары.
Всех домов в Гори приблизительно 1.360 (1881 г.), из них 10 казенных, а остальные собственность частных лиц. Дома по преимуществу каменные, выстроены из голышей (крупной речной гальки) вперемежку с кирпичом, другие построены из глины и дерева и имеют вид саклей и землянок, с плоскими, широкими крышами и высокими трубами. При многих домах устроено нечто вроде галерей. За исключением небольшого числа, почти все дома одноэтажные. Двухэтажные же дома возведены с балконами и галереями. Вообще город представляет смесь красивых домов новейшей архитектуры, высоких церквей и бедных землянок с садами и огородами. Дома новейшей архитектуры украшены арабской резьбой и колоннами, напоминающими арабский стиль.
Состоятельные жители обустраивают свои дома более или менее на европейский лад, располагают комнаты в определенном порядке и снабжают их приличной обстановкой.
У простого же сословия под плоским навесом, поддерживаемым деревянными столбами, идет прямо вход в переднюю, где можно встретить и работающих женщин, и играющих детей, и разряженных по- праздничному горожанок-гостей. Следовательно, эта комната служит простолюдину и столовой, и гостиной, и рабочим местом. За передней идет другая комната, заменяющая спальню и кладовую. Внутреннее убранство в комнатах чисто азиатское. Необходимая мебель – широкая длинная деревянная «тахта» (нечто вроде плоской кушетки), покрытая коврами и «мутаками» (род продолговатых цилиндрических подушек). «Тахта» служит хозяину и письменным, и обеденным столом и заменяет собою стулья, хотя, впрочем, в каждом доме можно найти стол и несколько простых стульев. В стенах комнаты оставляют углубления с полками, в которых хранят постель и другие домашние вещи. Отапливаются комнаты посредством особого рода печей, вроде каминов, называемых здесь «бухарами».
Улиц в городе 36, из них 3 – широкие и прямые: более всех выделяется Царская улица, названная так в честь приезда в Гори в 1871 году императора Александра II. Остальные 33 улицы скорее похожи на кривые переулки, расположенные без всякого порядка и плана. Площадей в городе 4: Артиллерийская, Весовая, площадь перед Курой и перед бойницей.
Церквей в Гори 14: из них армяно-григорианских – 7, православных – 6 (одна из которых русская) и одна римско-католическая. В самом городе собственно 7 церквей; остальные находятся на кладбищах, размещенных в одной версте от города. Более известными как по древности, как и по характерности постройки считаются: 1) армяно-григорианская церковь Св. Стефана, с высокой готической каменной пирамидальной крышей, крытой разноцветными изразцами, и башенкой над входом, в которой помещаются различной величины колокола. Церковь эта состоит из 3 отдельных этажей, из коих верхние два могут считаться самостоятельными церквами, а нижний этаж служил гробницей, где находятся мощи трех неизвестных святых; 2) православная Успенская церковь; 3) католическая, построенная в XVII веке.
Из публикации «Город Гори» Александра Джавахова: «Духовных лиц в городе 12 (5 православных, 6 армяно-григорианского вероисповедания и 1 римско-католического). Содержание православного священника, кроме дохода от прихожан (около 400 руб.), от 150 до 250 руб., армянские же живут исключительно доходами от прихожан (от 600 до 800 руб.). Влияние священников на прихожан слабовато; у армян, впрочем, это влияние несколько сильнее, чем у православных».
У населения Гори сильно развита любовь к садоводству и огородничеству: почти каждый горожанин имеет сад и огород в городе, его окрестностях или в соседних деревнях. Даже степень зажиточности хозяина определяется количеством и качеством принадлежащих ему садов, и молодой человек, не имеющий собственного сада, считается здесь плохим женихом.
Фруктовые деревья, растущие в местных садах, довольно разнообразны. Здесь произрастают: черешня, айва, отличающиеся ароматом своих плодов, орех, слива разных сортов, груша разнообразных видов, яблоки, персики и абрикосы. И все это растет в изобилии, не требуя за собою особенного ухода.
Но особенною заботливостью со стороны горожан пользуются виноградные сады. Виноград здесь бывает разных сортов. На вино идут главным образом «саперави», «мцване», «ркацители» и «будешури». «Саперави» употребляется для подкрашивания белого сусла; примесь его придает вину черный цвет, хороший аромат, густоту, крепость и приятный вкус; «мцване», с продолговатою кистью, мелкими ягодами бледно-зеленого цвета и с толстою кожицею; из него приготовляется отменное столовое вино.
Вино хранится в больших глиняных кувшинах («квеври») конусообразной формы, вкопанных в землю. «Квеври» бывают различной величины: меньшие от 5 до 10 ведер, большие достигают иногда громадных размеров. В Гори, во дворе Зубалова и Хитарова есть «квеври» в 360 ведер.
Вино сливается в меха буйвола, быка и козы, обращенные шерстью внутрь и пропитанные большею частью нефтью, отчего оно получает сильный, особый вкус. Некоторые, впрочем, сохраняют вино в бочках.
Не последнее место в занятиях жителей города занимает и огородничество: здесь легко разводятся все овощи, произрастающие в Закавказском крае; но особенное внимание горожан обращено на разведение капусты, отличающейся здесь компактностью и белизной. Картофель стали выращивать около 1830 года, но он отличается водянистостью.
Из огородных растений, разводимых в Гори, более употребительны лук, чеснок, укроп, сельдерей, петрушка, эстрагон, брюква, тыква, стручковый перец, огурцы, томаты, дыня, морковь, подсолнечник, земляная груша, кресс-салат, мята, редиска, редька, «подложан» (баклажан).
Жители города Гори слагаются, главным образом, из трех сословий, из коих преобладающий элемент составляют лица торгового сословия, за ними следуют ремесленники и, наконец, служащий класс. С проведением Поти-Тифлисской железной дороги число торговцев в Гори сравнительно с прежним временем стало меньше.
Горийский базар, похожий вообще на восточный рынок, состоит из 318 разных лавок и промышленных заведений, 24 трактиров, 17 духанов, 4 гостиниц,
3 ренсковых погребов (в Российской империи магазины, торгующие алкогольными напитками навынос), 10 подвалов закавказских и российских виноградных вин,
1 водочного магазина, 1 буфета, 1 оптового склада спирта. Таким образом, питейных заведений в Горийском базаре 61; все они расположены в ряд по обе стороны базара.
Есть еще несколько магазинов, лавок и духанов вне базара, в самом городе, но число их невелико. Гостиницы расположены исключительно на Царской улице.
Александр Джавахов в своем «Городе Гори» пишет: «Грузины отличаются сравнительно довольно большим ростом. 25-летний мужчина обыкновенно бывает 2 аршина 6-ти вершков (168,8 см. – М. и Г.М.). Стройностью и гордой осанкой. За немногими исключениями, все они брюнеты, со смуглым лицом, обрамленным черными волосами, с темными или карими глазами, орлиным носом, тонкими губами, красиво очерченными, и белыми зубами. Красивые и правильные черты лица грузина, открытый и благородный взгляд, приветливая улыбка на губах, все это дышит каким-то радушием, простотой, готовностью оказать услуги, гостеприимством, но в то же время и беспечностью, живущею только настоящим днем и не заботящеюся о завтрашнем дне, беспечностью, переходящей часто в лень. Добрый, приветливый и радушный по природе своей, грузин отличается в то же время и крайнею вспыльчивостью, раздражительностью и в минуту гнева плохо владеет собою.
По наружности армяне почти не отличаются от грузин, но по характеру между ними большая разница. Армянину присущи: энергия, трудолюбие, но в то же время и страсть к наживе, к барышничеству. Близкое меньшее благо он охотно предпочитает большему, но далекому; так, он охотнее возьмет 20 процентов в настоящем году, чем 150 – через три года».
Жители Гори мужского пола носят поверх архалука «чоха» или черкески, а пожилые – «кабы», обшитые золотыми или серебряными позументами (серебряная мишурная или золотая тесьма, нашиваемая на парадную одежду); опоясываются все более или менее ценными поясами. На голове мужчины носят конусообразную папаху, сделанную из бараньего меха с короткой шерстью.
Женщины, даже из простого класса, по праздникам носят шелковые и бархатные платья, что объясняется как страстью к роскоши, так и тем, что в Грузии шелковые ткани издавна были в употреблении благодаря обилию шелка в крае. Головной убор женщин составляют: «копи» (из бархата и расшитый бисером) и «лечаки» (головная вуаль).
Употребление сурьмы, белил и румян есть старинная характерная черта туземного женского пола.
Местные блюда довольно вкусны, но отличаются обилием масла и приправ, а вследствие этого и трудно перевариваемы желудком. Более ценные блюда следующие: «чихиртма» (суп из курицы или баранины), «чахохбили» (блюдо из кусочков курицы, с луком, чесноком, помидорами и зеленью кинзы), «бозбаш» (заправочный суп на основе бульона из баранины), плов, «шишлык» (шашлык), бастурма (т. е. баранина), надетая на вертел и жаренная на углях, тешка (слабосоленое и копченое брюшко рыб осетровых пород), свежая рыба. Но самые любимые кушанья, уважаемые местными жителями, это «артала» (суп из говяжьей голени), «хаши» (блюдо из говяжьих ножек и рубца), «татариахни» (суп из говяжьего бульона) и «хариса» (суп-пюре из разваренной пшеницы и мяса курицы). Без зелени и вина не обходится ни один обед и ужин.
Для общественных развлечений существует клуб «Кружок», имеющий до 150 членов, которые могут по своему вкусу и желанию избирать для себя занятия и развлечения.
Большинство проводит время за картами, а во время танцевальных вечеров – за танцами. Дамы развлекаются также или танцами, или игрою в лото. «Кружок», впрочем, выписывает для своих членов разные периодические издания, журналы и газеты. Большая же часть жителей вне клуба лучшим времяпрепровождением считает возлияние в честь Бахуса – бога вина, виноделия и виноградарства.
В Гори в 1881 году действуют шесть учебных заведений: мужских – четыре, женских – два. Армянское духовное мужское училище, которое содержится на доходы трех армянских церквей, было открыто 13 июля 1858-го. На доходы же армянской церкви содержится Армянская начальная школа для девочек. Девочки-армянки обучаются и в местной Анастасиинской прогимназии.
Джавахишвили (Джавахов) Иван Александрович (1876–1940), историк, филолог, академик Академии наук СССР. Основоположник научного изучения экономической, социальной и церковной истории Грузии, древнегрузинской литературы, истории грузинского права, этики, философии, исторической мысли, музыки.
Отец Ивана Александровича – Александр Иванович Джавахов, грузинский князь армянских кровей, учитель математики, имел обширные гуманитарные интересы, оказав значительное влияние на будущую профессиональную ориентацию сына. Мать – София Афанасьевна, выпускница Телавского училища им. Св. Нины, заботилась о духовном воспитании детей.
В 1895 году Иван с отличием окончил первую Тифлисскую гимназию, в 1896-м поступил на армяно-грузино-иранское отделение факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета, учился у востоковеда и кавказоведа Николая Яковлевича Марра. Окончил университет с дипломом первой степени (1899 г.). Известность А.И. Джавахишвили принес труд об апостоле Андрее Первозванном и Св. Нине (издано в 1901 г.), за что совет Санкт-Петербургского университета наградил его золотой медалью.
В 1917 году было учреждено Общество по основанию Тбилисского университета. Главным инициатором его создания считается И.А. Джавахишвили: в 1918 году профессор и декан филологического факультета, в 1919–1926 гг. ректор университета. Был уволен с должности ректора как «немарксист» в ходе «чисток», последовавших за грузинскими волнениями в августе 1924 года.
Академик Иван Александрович Джавахишвили скоропостижно скончался во время чтения лекции. Похоронен в парке Тбилисского университета. С 1988 года университет носит его имя.
Народный артист СССР композитор Мурадели Вано Ильич (Мурадов Иван Ильич; 1908 – 1970) родился в армянской семье. Отец – Илья Петрович Мурадов (Мурадян; 1864 – 1944), рабочий винокуренного завода, мать – Елена Захаровна Мурадова, крестьянка, домохозяйка.
Иван в молодости был ревностным сталинистом. Уроженец того же города Гори, что и Сталин (Иосиф Виссарионович Джугашвили), изменил свою фамилию на грузинский манер, дабы приблизить ее по звучанию к фамилии Джугашвили. Кроме того, Мурадели переиначил имя на грузинский лад и самоидентифицировал себя как грузина. Сам Мурадели писал в воспоминаниях, что в возрасте пяти лет говорил только по-грузински.
Композитор Василий Павлович Соловьев-Седой однажды заметил Вано Ильичу:
– Вано, ты не композитор.
– Почему же, Вася, я не композитор?
– Потому что фамилия – Мурадели. Вместо «ми» у тебя «му», вместо «ре» – «ра», вместо «до» – «де», вместо «ля» – «ли». Ты же, Вано, не попадаешь в ноты.
Марина и Гамлет Мирзоян
Оставьте свои комментарии