Арман Саакян: В развитие новой Армении необходимы инвестиции
Арман Саакян – председатель Армянского клуба выпускников Московского государственного института международных отношений (МГИМО) МИД России. О своем видении событий в Армении, перспективах развития республики в новых условиях, армянской молодежи и ее потенциале Арман Саакян рассказал газете «Ноев Ковчег».
– Арман Грантович, во время «бархатной революции» Вы находились в Армении. Как Вы восприняли эти события?
– Я действительно оставил все дела и вместе с друзьями полетел в Армению, чтобы быть там в период, когда страна переживает такие события. Революция в Армении должна была произойти раньше, потому что стремление к переменам в стране назрело давно.
В республике будто существовало два государства, функционирующих параллельно друг другу. Первое – правящий режим, второе – народ. Власть имущие были абсолютно оторваны от реальности, видели народ исключительно из окон дорогих служебных автомобилей и не собирались даже открыть окно, чтобы посмотреть, до какой деградации они довели свою страну и народ.
За последние 20-25 лет граждане Армении столкнулись не только с экономическими, но и с психологическими проблемами. Постоянный долговой прессинг и заботы о том, как прокормить семью, привели к огромному упадку и эмиграции, являющейся угрозой существованию государства.
– Как Вы оцениваете народное движение и его лидера?
– Не хотел бы касаться персоналий, время покажет, но сам факт того, что лидеру революции удалось осуществить волю и стремление народа к переменам, не может не иметь самых высоких оценок. Это движение – истинно народное, и могу подтвердить как человек, находившийся в гуще событий, что не имело места внешнее вмешательство. Хотел бы также предостеречь многих от попыток сравнить события в Армении с какими-либо событиями на Украине или другими подобными Украине случаями, где шло явное внешнее управление всеми процессами перехода власти. Попытки оппозиционных России сил использовать пример событий в Армении в своих действиях и несанкционированных акциях получили серьезное осуждение у новых властей Армении.
Революция в Армении стала выражением общенационального недовольства существующей властью. Армянскому народу была жизненно необходима смена режима, приведшего страну на край пропасти. Смена власти перевернула мышление людей, вселила в них надежду, без которой дальше жить было нельзя.
– Каково, на Ваш взгляд, сегодняшнее положение дел в Армении?
– То, что произошло 23 апреля и 8 мая в Армении, всего лишь один маленький шаг на пути к изменениям. Многое будет зависеть от парламентских выборов. Режим поменялся пока только в некоторых институтах государственной власти. Часть полномочий по-прежнему сосредоточена в руках сторонников прошлой власти. В первую очередь это прокурорские и следственные функции, а также судебная система, которая нуждается в серьезнейшем улучшении. Хорошо функционирующая и независимая судебная система – залог развития всего: гражданского общества, экономики, притока инвестиций. Если нынешним властям удастся сделать судебную систему в Армении такой, многие проблемы решатся сами по себе.
Безусловно, революция еще не завершена. Пройден только ее первый этап. Думаю, о ее окончании можно будет говорить лишь после проведения в стране честных парламентских выборов, когда народ проголосует за тех кандидатов, которых посчитает достойными. Я убежден в том, что Армении нужна многопартийная система, ведь на политическом поле должна быть здоровая конкуренция. Диаспора обязана также иметь свою политическую силу в Армении, которой, к сожалению, нет. Для этого должны быть внесены изменения в ряд законодательных актов. Новое правительство Армении, на мой взгляд, просто обязано привлечь диаспору к управлению страной, хотя бы посредством создания рабочих групп с участием членов диаспоры во всех ведомствах и институтах государственной власти. Члены диаспоры – во многом состоявшиеся люди, готовые вложить свой опыт, знания, связи и ресурсы в восстановление страны.
– Какие шаги, по Вашему мнению, должна предпринять новая власть?
– Страна может либо мощно «стартовать», либо еще больше откатиться назад. Вероятность второго сценария невелика, но игнорировать его нельзя.
Многое будет зависеть от того, какая команда поведет республику вперед, насколько она сможет интегрировать ресурсы диаспоры в процесс управления. Если новому составу правительства удастся вовлечь армянскую диаспору в руководство государством, Армению, возможно, будет ожидать настоящий взлет, причем во всех сферах. Дело в том, что за годы правления прежнего режима в стране осталось мало здоровых сил. Прежние власти были повязаны друг с другом, царили кумовство и клановость. Армения была превращена в прямом смысле слова в феодальную страну. В этой трясине увязли практически все слои общества. В стране практически уничтожена наука. Академия наук Армении превратилась в общество престарелых. Значительно пострадала культура – звания народных артистов присваивались ресторанным певцам, и так во всех сферах.
На данном этапе также важно создавать условия для притока инвестиций. Все силы следует направить на создание рабочих мест. Создание рабочих мест должно стать сверхзадачей для руководства страны.
– Какую роль в дальнейшем развитии событий может сыграть Церковь?
– На протяжении 700 лет, когда у армянского народа не было государственности, Церковь являлась государствообразующим фактором. Сегодня она также играет объединяющую роль, в том числе и в диаспоре. На мой взгляд, Церковь сейчас недостаточно активна, в частности она не должна ограничиваться лишь проведением ритуалов. На мой взгляд, при всех церквях за пределами Армении священнослужители должны в установленное время преподавать хотя бы армянский язык и историю. И новые церкви, которые строятся, должны быть запроектированы обязательно с наличием залов для проведения занятий. В России многие наши соотечественники уже во втором поколении не говорят по-армянски – это огромная проблема.
– Что значит сфера образования для Армении?
– На образование должна выделяться значительная часть государственного бюджета.
В стране нужно провести полную кадровую «инвентаризацию». Необходимо проверить на профессиональную пригодность всех работников данной сферы, особенно первого эшелона. Мы знаем, как эти люди назначались на свои должности. Между прочим, образование в Армении может стать экспортной статьей госбюджета, мы знаем, что Ереванский медицинский университет и ряд других популярны для студентов из-за рубежа за счет соотношения цена-качество. Образование также должно соответствовать рынку труда на евразийском экономическом пространстве.
– Новые власти Армении, по Вашему мнению, будут «прощупывать» вопрос признания Турцией геноцида?
– Вопрос в том, имеются ли у Республики Армения оформленные претензии к Турции? Что означает требование признать геноцид? Какими будут итоги этого признания? Чего мы хотим? Земли? Если да, то какие? Компенсацию? Если да, то за что и какую? Эти вопросы должны быть поставлены на государственном уровне, приняты решения, чего именно мы хотим.
– Как представитель молодого поколения Вы можете оценить, насколько армянская молодежь России активна в общественной жизни?
– Потенциал молодежи используется недостаточно. Та деятельность, которую мы наблюдаем, не соответствует тем ресурсам, которыми она сейчас обладает. Только в Москве проживает более полумиллиона армян. Большая часть из них имеет высшее образование или находится в процессе обучения. В круг активного экономического населения входят люди, которые в начале 90-х годов переехали из Армении в Россию, окончили здесь школы и институты. Им пришлось бороться за то, чтобы интегрироваться и адаптироваться, и сейчас они активно входят в различные сферы. Россия дала возможность самореализоваться, но и наша молодежь вносит свой вклад в развитие России.
Молодые армяне в России могут многое сделать для того, чтобы всесторонне представлять Армению, ее народ, историю и культуру. Армяно-российские отношения – это константа, которая пришла к нам из глубины веков.
– Вы занимаетесь благотворительными проектами?
– Мы реализовали ряд проектов в сфере образования, культуры, помощи талантливым детям и не только. Не хотел бы об этом говорить, потому что каждый должен что-то делать для своего народа и страны и это должно быть нормой, а не средством саморекламы и самоутверждения. В каждой из мировых религий есть правило: 5 или 10% нужно жертвовать на нужды народа и страны. В этой калькуляции четко выделился Роман Абрамович, недавно я прочитал в одном издании, что он официально перевел на нужды Федерации еврейских общин России накопительным итогом за несколько лет 500 млн?$, а как известно, его состояние оценивается в 10 млрд?$. Вот вам и эти 5%. Он явно не обеднел, зато федерация стала довольно состоятельной. Но для Армении благотворительность больше, наверно, вредит сейчас – лучше направлять средства на создание рабочих мест – вот это будет лучшей благотворительностью.
Я считаю, что можно дать рыбу нуждающемуся, но гораздо важнее дать ему удочку, чтобы он сам мог добыть себе необходимое.
– Вы родились и выросли в Армении, вблизи героического места, где проходила Сардарапатская битва. Живете и работаете в России, в Москве. Можно сказать, что у Вас две родины?
– У меня две родины. Я родился в Армении, но с 7 лет живу в России. Мои предки из Муша, Игдира и Вана – наверно, все же 3 родины, одна из которых утрачена. Вся сознательная жизнь прошла в России, но в Армении бываю очень часто. Да, Сардарапат – это великое место, и если бы мы не победили в этом сражении, мы бы потеряли Армению. Хотелось бы, чтобы наши армяне лучше знали историю, ведь она позволяет не повторять ошибок и знать свои достоинства.
– Кто для Вас является безукоризненным авторитетом в жизни? На кого Вы равняетесь?
– Конечно, как и, наверное, для всех – родители. А так я ни на кого не равняюсь, считаю, что у каждого свой путь.
– Был ли у Вас наставник в жизни?
– Мой первый и главный наставник – отец. Я многому у него научился. Наставниками могу также назвать своих двух дедов, которые также сыграли большую роль в моем воспитании. Деда по отцу звали Спартак Саакян, он был обычным крестьянином, работящим человеком. Другой дед – Мкртыч Мкртчян – был агрономом, имел несколько высших образований, руководил холодильным комбинатом. Он также многому меня научил, начиная от того, как правильно шутить, и заканчивая вождением автомобиля. Уже в 14 лет я отвозил на машине собранные в дедушкином саду абрикосы на сбыт. Дед привил мне любовь к спорту. По его завету я каждое утро делаю 50 отжиманий уже более 20 лет – это у меня утренний ритуал.
– Вы являетесь председателем Армянского клуба выпускников МГИМО. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Армянский клуб выпускников МГИМО был создан несколько лет назад. Его основная цель состоит в объединении выпускников МГИМО и создании сообщества, членам которого интересно поддержание связей с выпускниками, а также связь с нашим университетом. Клуб имеет свой фонд, который реализует образовательные программы. На данный момент мы планируем ряд мероприятий в этом направлении. Не могу сказать, что мы очень активны, но мы отличаемся тем, что нам удалось собрать средства в эндаумент и на проценты от этой суммы мы будем организовывать работу клуба.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии