№7 (306) июль 2018 г.

Бархатная Армения

Просмотров: 4567

Поздней осенью погода в Праге очень переменчива, но утром 17 ноября 1989 года никто из пражан даже и не мог себе представить грядущие серьезные перемены, которые носили не только климатический характер. Символом тех революционных изменений, которые завязывались так же неожиданно, как и любовь героев популярного в те годы фильма Дэвида Линча «Синий бархат», стала элегантная и мягкая ткань из шелка. И это было вполне логично, ведь в целом мирная и бескровная смена власти всегда удивляет своей неожиданной мягкостью, как и любимый всеми бархат.

С тех пор 17 ноября объявлено в Чехии и Словакии Днем борьбы за свободу и демократию, что полностью соответствует идее «нежного» движения, которая была идеологическая, а не экономическая или же социальная. Схожий посыл был и в большинстве стран постсоциалистического мира в период перестройки. Казалось, что молодое и амбициозное поколение, готовое свернуть горы и ворваться в демократический мир, создаст такую общественную систему, что мы больше никогда не вернемся к исходным показателям. Но история, как и всегда, играет свою композицию.

Весной 2016 года дочь и зять мэра второго по величине города Армении Гюмри Самвела Баласаняна, как известно из различных открытых источников, приобрели в Праге компанию, через которую планировали импортировать кондитерские изделия в Восточную Европу. Как оказалось, прорубив путь в Прагу, дети власть имущих дали дорогу «бархатным» ветрам, ведь именно из Гюмри 31 марта 2018 года стартовал марш на Ереван под названием «Мой шаг», который и отверг сложившуюся в течение последних 18 лет систему в Армении.

Можно ли сравнить 1989 и 2018 годы? Думается, что во многом нет. Та самая злополучная композиция, которую сыграла история за 29 лет, вернула людей к точке намного ниже некогда исходной. Идея борьбы начала носить не идеологический характер, как раньше, а социальный и экономический. Ведь, как в свое время изложил американский психолог Абрахам Маслоу, человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах, как питание, сон и иные физиологические потребности.

По итогам 2016 года доля проживающих за чертой бедности граждан Армении составила 29,4%. По данным статистического анализа, бедными в Армении считаются те, чье потребление из расчета на совершеннолетнего ниже общего верхнего порога бедности, очень бедными – лица, чье потребление из расчета на одного совершеннолетнего ниже нижнего порога бедности, а крайне бедными – люди, уровень потребления которых находится ниже продовольственного порога бедности. Верхний порог бедности в месячном разрезе в 2016 году в Армении составил 40.867 драмов, или 85,1 доллара из расчета на одного совершеннолетнего, нижний порог бедности – 33.418 драмов, или 69,5 доллара, а порог крайней бедности – 23.313 драмов, или 48,5 доллара.

Таким образом, в 2016 году почти треть населения республики совершеннолетнего возраста проживала менее чем на 85 долларов в месяц. Об этом сообщает Национальная статистическая служба Армении. Согласно источнику, речь идет о 880 тысячах граждан. В их числе количество крайне бедных составляло 295 тысяч человек, в том числе 54 тысячи нищих (менее 48,5 доллара в месяц на человека).

Стоит подчеркнуть, что все представленные выше данные являются официальными, то есть в свое время сформированы Национальной статистической службой Армении, которую обвиняли в фальсификациях многие экономисты и политические деятели, в том числе уже бывший премьер-министр Армении Карен Карапетян. Однако даже если исходить из этих данных, ситуация с бедностью носит катастрофический характер.

Не менее существенную проблему в стране занимала коррупция. По данным авторитетного Transparency International, в списке стран по Индексу восприятия коррупции Армения занимала 108-е место. Система кланов, включающая Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна, Овика Абраамяна, Гагика Царукяна, Гагика Бегларяна, Сашика Саргсяна, Самвела Алексаняна, Рубена Айрапетяна, Мгера Седракяна, Манвела Григоряна и многих других представителей власти, монополизировала и политику, и экономику республики. За каждым отдельным лицом было закреплено место не только в Национальном собрании, правительстве и иных структурах государственной власти, но и в экономике. Чего стоит только истории брата президента страны Сержа Саргсяна – Александра Саргсяна, более известного по прозвищу «Сашик 50%», которое закрепилось за ним в связи с особым желанием иметь долю в 50% в интересующей его сфере предпринимательской деятельности.

Более того, в последние годы серьезные обороты набирал незаконный вывод денежных средств из страны, о чем свидетельствовали данные многих авторитетных аналитиков, как Джозефа Спанджерса из организации «Глобальная финансовая честность», по которым в Армении преступный отток средств в год составлял порядка 17% от ВВП страны.

Монополизация и коррумпированность были присущи даже рынкам товаров первой необходимости. Чрезвычайно большие цены на товары первой необходимости во многом были обусловлены тем, что коммунальные тарифы в Армении искусственно завышались в результате различных коррупционных схем и махинаций.

Особую обеспокоенность вызывало реальное сокращение населения, которое в трехмиллионной Армении ежегодно составляло 3-4%, а с 1991 года страну уже покинуло около миллиона ее граждан. К такому выводу пришел директор ереванского центра социологических исследований «Социометр» Агарон Адибекян.

Внутренние социально-экономические проблемы страны, которая находится еще и в фактически военном положении с Азербайджаном, настолько остро стояли и продолжают стоять в Армении, что дух «бархатной революции» несравним с идеями событий в Праге 1989 года. Если оценивать «армянскую весну» в целом, то ее отличительность примечательна. Можно ли говорить о ней, как об очередной «цветной» революции или же «майдане»? При всем уважении ко всем мировым революционерам – события конца апреля – начала мая в Ереване были совершенно иные.

Во-первых, движение не имело никакой геополитической подоплеки. Армяне не выбирали между условным Западом и Россией. Требования революции касались только внутренних проблем Армении. Стоит отметить правильную позицию, выбранную лидерами движения, которые неоднократно заявляли об отсутствии внешнеполитических требований, которые постоянно организовывали встречи и с российскими, и с европейскими, и с американскими СМИ для разъяснения продвигаемых идей, которые имели политическую волю находиться в контакте с посольствами всех мировых держав, которые удостоверяли все стороны о приверженности взятым внешнеполитическим обязательствам Республики Армения.

Во-вторых, площадь Республики в Ереване собрала людей самых различных социальных классов, потому что объединяющим звеном была борьба с разрушающейся коррумпированной социально-экономической реальностью и людьми, сконцентрировавшими де-юре всю полноту власти в своих руках, но потерявшими де-факто контроль за ситуацией внутри страны.

В-третьих, со стороны официальной власти не были исполнены взятые обязательства в соответствии с негласными договоренностями между народом и властью. Ведь основой для проведения конституциональных изменений в 2015 году и перехода от президентской к парламентской системе управления было обещание президента Сержа Саргсяна, который перед проведением референдума говорил о том, что один человек не должен более двух раз находиться у руля государства. Однако к моменту назначения нового премьер-министра очевидным стало, что новая система строилась для подтвержденного законом продолжения власти одного человека.

В-четвертых, события в целом носили беспрецедентно мирный характер, и это, в первую очередь, объясняется умением протестующих проводить свои мероприятия полностью в соответствии с Конституцией Республики Армения и Законом Республики Армения о порядке проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, а также серьезным расколом власти (в которой многие чиновники задумались о будущем собственного бизнеса) и нежеланием отдельных лиц во власти брать на себя ответственность «за кровь», особенно в канун 24 апреля, Дня памяти жертв геноцида армян.

В-пятых, лидер всенародных протестов Никол Пашинян и его команда обладали особой политической зрелостью, что подтверждается широким опытом парламентской деятельности, высокой степенью владения законодательством Республики Армения и международным правом, стратегическим пониманием отношений в системах «власть-народ», «Армения-диаспора», «Армения-мир».

В-шестых, весь процесс передачи исполнительной власти народно избранному правительству прошел в рамках процедур, предусмотренных Конституцией Республики Армения и законодательством Республики Армения.

В-седьмых, особо выделилась благоприятная международная атмосфера, выраженная в невмешательстве как со стороны ближайшего партнера – России (официальные заявления о поддержке со стороны представителя МИД РФ Марии Захаровой и пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, а также первое поздравление Никола Пашиняна с назначением со стороны Владимира Путина), так и со стороны Европы и Америки (единогласное принятие соглашения Армении и ЕС о рамочном и всеобъемлющем сотрудничестве, поздравление Никола Пашиняна с назначением со стороны президента США Дональда Трампа).

Таким образом, сделанный 31 марта первый шаг Никола Пашиняна в Гюмри в сторону Еревана, где и была сконцентрирована очевидно пошатнувшаяся за последние 18 лет власть правящей партии, положил начало месячного пути к совсем другой Армении. Все дни объявленного неповиновения республика была полностью парализована – республиканские и городские дороги перекрыты, государственные учреждения окружены демонстрантами. При этом массовые народные акции проходили на беспрецедентно высоком уровне по численности за всю историю Третьей Республики. Сложившаяся ситуация вынудила нового премьера и бывшего президента Сержа Саргсяна подать в отставку, а парламент принять решение проголосовать на выборах премьер-министра 8 мая 2018 года за народного лидера Никола Пашиняна.

Сегодня, когда кажется, что мы уже досматриваем фильм под названием «Бархатная Армения» и happy end уже наступил, реальность показывает, что все еще впереди. На плечи Никола Пашиняна и его команды легла огромная ответственность за оказанное ему доверие сотен тысяч граждан страны и миллионов армян по всему свету, которые поверили в него и которым он пообещал сделать все для создания справедливой, правовой Армении, страны равных возможностей (выдержки из выступления Пашиняна в парламенте и на площади Республики). Тяжелейшую работу выстраивания практически с нуля институтов общественной жизни придется проводить в условиях «оппозиционного большинства» в парламенте (как бы странно это ни звучало). Ведь бывшая правящая Республиканская партия имеет возможность блокировать различного рода инициативы правительства в парламенте, при этом по-прежнему контролируя определенную бюрократию в регионах (губернаторы, мэры и так далее).

Исходя из этого, один из возможных выходов – это реализация следующего пункта, который изначально был озвучен в ходе революции – организация первых в истории Армении честных и прозрачных выборов.

Для этого требуется несколько достаточно сложных шагов:

– смена исполнительной ветки власти (министерства, ведомства, силовые, избирательные и контрольные структуры, полиция и т.п.);

– смена региональных властей;

– подготовка целостной программы реформы избирательной системы, включающей изменения в законодательстве и самом процессе проведения выборов;

– назначение и проведение выборов в Национальное собрание Республики Армения в рамках Конституции Республики Армения и законодательства Республики Армения.

При этом параллельно с решением вопроса выборов правительству Армении следует решить некоторые остро стоящие перед страной и обществом задачи с целью обеспечения нормальной жизнедеятельности общества:

– усиление внешней безопасности страны (особо стоит уделить внимание вопросам Карабаха и Нахичевани);

– обеспечение широкомасштабной борьбы с коррупцией;

– освобождение всех политзаключенных через все предусмотренные законом способы;

– создание возможности полного вовлечения диаспоры в жизнь Армении;

– решение вопроса монополизации экономики;

– решение остро стоящих социально-экономических проблем.

Вместе с тем, важно отметить активные действия Никола Пашиняна на посту премьер-министра, который успел за короткий срок сформировать новое правительство (самое молодое за всю историю существования Республики Армения), уволить наиболее скандально известных чиновников и генералов, включая начальника полиции Армении и командующего внутренними войсками и сделать открытыми заседания правительства. Он также распорядился улучшить правила таможенного регулирования и принял участие в саммите ЕАЭС в Сочи. Более того, новым главой Службы национальной безопасности Армении уже объявлено о ближайшей широкомасштабной борьбе с коррупцией, а премьер-министром – о грядущей полной смене региональных властей.

Выявились несколько отличительных черт новой власти в Армении, а именно:

– новый стиль власти: министры, пользующиеся общественным транспортом, премьер-министр, идущий пешком на работу, президент, гуляющий с внуками по центру Еревана – это определенно удивляет жителей не только Армении, но и всего постсоветского пространства;

– работа в режиме онлайн: премьер-министр и все правительство практически каждый день готовят онлайн-отчеты о проделанной работе, а также ставшие уже популярными экскурсии, которые проводит Никол Пашинян по правительственным учреждениям и домам;

– активное привлечение диаспоры: встречи и онлайн-мосты премьер-министра и президента с ведущими представителями диаспоры;

– главный вопрос – борьба с коррупцией и выборы.

Очевидно, что мы прошли лишь небольшую часть долгого пути и новшества управления – это всего лишь первые цветы весны, которые радуют глаз. Но получится ли у Новой Армении выжить и на заложенных первых кирпичах построить Большой дом Армянства? Думается, что это очень сложно, но возможно. Во всяком случае каждому из нас важно сделать «свой шаг».

В уникальный для армянского народа 2018 год, когда мы празднуем 100-летие Первой Республики Армения, 2800-летие основания Еревана и 4510-летие основания Армянского государства, у нас есть возможность из Армении, являющейся, по мнению любимого Осипа Мандельштама, книгой, по которой учились первые люди, создать книгу, по которой будут учиться современные и будущие поколения.

Мартик Гаспарян, доктор экономических наук, профессор, руководитель Армянского научного центра РАЕН (АРМАЕН)

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты