№11 (310) ноябрь 2018 г.

Диаспора: актуальные проблемы армянской этничности

Просмотров: 3566

«Цели мы не знаем. Позаботьтесь о средствах, цель же позаботится о себе сама»

В рамках ранних публикаций по схожей тематике была предпринята попытка анализа причин, подрывающих устойчивость армянского зарубежья. Глобальным фактором, предопределяющим судьбу общин независимо от страны проживания, являлось отсутствие механизмов воспроизводства собственной национальной культуры. История трагических потерь продолжается в современности отчуждением колоссальных пластов этничности. Ускорившиеся темпы аккультурации и ассимиляции делают все более осязаемым порог невозврата. Спюрк не проявил способности к критическому осмыслению специфики и особенностей своей политической самоорганизации, необъяснимо индифферентен к проблеме сбережения народа на чужбине.

ЕДИНЕНИЕ – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ САМОСОХРАНЕНИЯ

Жизнь народа, сама по себе, вовсе не гарантирована. Особенно в рассеянии требуются постоянные усилия по ее осмыслению и сбережению. Сообщество не может существовать длительно без идеалов, смыслов бытия и своей истории. Отсутствие подобных маяков неизбежно заводило судьбу армянских общин в тупик. Нация, перманентно находящаяся в состоянии кризиса, не имеет идеологии, не выработаны основные ориентиры и стратегии выживания. Кратно преобладающий сегмент народа в современном рассеянии фатально воспроизводит судьбу некогда процветающих армянских общин. Формы и существующий уровень самоорганизации диаспоры при нарастающем вале этнокультурной деградации предрекают закат национальной идентичности уже в нынешнем столетии. Не устоит диаспора – не станет и Армении, как ровно и наоборот! Вопрос лишь в том, обладаем ли мы ясной волей для понимания своей истории? Либо мы достаточно зрелы и не боимся самоопределиться, чтобы формировать общие ценности и реалистическую схему действия; либо продолжаем поиск всевозможных аргументов для отказа от того, что представляется труднодостижимым.

Две абсолютные ценности обязаны отражать особенность нашей идеологии. Это народ и родина, стремящиеся найти символ самоопределения в противопоставлении идеального и вожделенного с трагической историей катастроф. Известно, что в судьбоносные моменты новейшей истории армяне не раз спонтанно демонстрировали уникальную способность консолидации, бесстрашие и философскую мудрость форм ее проявления. Победы достигались там, где это считалось невообразимым. Современная жизнь радикально расширила сферы реализации подобных феноменов коллективной воли. Мир начал жить по законам коллективного мышления, успешно овладел категориями анализа проблем и совместного поиска рациональных решений, когда обычные люди творят не хуже гениев.

В идеологическом осознании существующей действительности и своего места в мире нам необходимо опереться на коллективную интуицию и разум. Только свойственное пространство смыслов и народ – его основной носитель способен пробудить созидательный потенциал национальной идеи, генерировать политические амбиции и взрастить резонанс критической массы намерения. Первое и очевидное условие – наличие универсальной модели практической консолидации. Интегрированный потенциал содержательно преобразит политический облик армянского зарубежья, сплотит этнос, станет надежным фактором сохранности народа и безопасности страны. Построение столь масштабной структуры и ее администрирование невозможно представить без современных технологий и сформированного на их основе этнического коммуникативного союза – всеобщей сетевой системы диаспоры.

(Сакральную идею репатриации, ее актуальную масштабность, способы практического осуществления реалистичней было бы рассматривать в политической плоскости единой диаспоры.)

СУТЬ И НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТИ

Сегодня аудитории некоторых интернет-сообществ превышают население крупных стран. Информационно-коммуникационные системы успешно применяются в системе государственного управления. Революция технологий, дезактуализация факторов расстояния и времени переплетаются с изменениями в международной среде, ведут к созданию цивилизации нового типа. Все более реалистичными становятся новые концепции государственности и форм гражданства. Формирование современных общностей, парадигма сетевого мышления постфактум явили прецедент и эффективный инструментарий для консолидации миграционных сообществ. К сожалению, особенности современной мировой системы, фактор новых технологий и степень их значимости оказались невостребованными в национальном рассеянии.

Самоуправление по-прежнему опирается на архаичные принципы народовластия явочного, митингового свойства с невнятными полномочиями и размытым представлением о критериях самих сообществ. Оно, как правило, опирается на благотворительные акции, не претендующие на системность и реализацию долгосрочных программ развития. Институты самоуправления не располагают внутренней коммуникацией, сколько-нибудь достоверными сведениями о численности, дислокации, социально-демографической структуре армянских общин. Естественно, что такой статут не может образовать юридических полномочий.

Построенная в киберпространстве и синхронно спроецированная на административно-правовом уровне сетевая система позволит оптимально структурировать этнический массив, связать армянское зарубежье по всему ареалу рассеяния. Структурные подразделения сети, объединяющие номинальное число потенциальных участников, с администрациями, наделенными реальным мандатом, могут принять к исполнению функции институтов самоуправления. К числу очевидных преимуществ технологий, привнесенных интернетом (без которых значительно ранее консолидировались другие, известные сообщества), можно отнести: преодоление фактора географической разобщенности; надежную коммуникацию внутри корпорации; юридически подтвержденное личное участие в сети; исчерпывающую прозрачность структуры управления; быстрое накопление, коллективный анализ информации… Немаловажны организационные принципы, заложенные в основу ее образования. Важнейший из них – формирование основ практического народовластия, к которому подсознательно тяготеет национальное сознание. Это – статус члена сообщества, наделенного правом решающего голоса и гарантированной свободой самовыражения, правом практического участия в управлении и контроле; возможность оперативного использования особенностей коллективного мышления для поиска оптимальных решений и необходимого консенсуса; прозрачность процесса накопления и расходования ресурсов... Такой модус консолидации заключает в себе как средство, так и промежуточную цель; она гармонично может сочетать ценностную ориентированность культуры резидента: либо на коллектив, либо на индивид. Низовая демократия – универсальный принцип организации общественной жизни, и наиболее эффективно ее можно реализовать в сочетании с кибертехнологиями. Как показывает практика интернет-общностей, эти рамки образуют почву для демократических процессов. В этническом сообществе демократизация может оказаться следствием единства и одновременно средством его укрепления. Как совокупность взаимосвязанных структур, не обремененных системными ограничениями, сеть декларирует автономность звеньев с применением иерархического принципа по строго ограниченному кругу вопросов. Управление и ответственность должны концентрироваться в общинах и делегироваться на более высокие уровни, только если это действительно исходит из интересов общенациональной повестки. Такая самоорганизация в пределах законодательств стран проживания позволит восполнить функции муниципальных органов необходимыми для жизнеустройства и развития общин составляющими. Их можно успешно реализовать в социальной, культурной, образовательной, правовой, а также в ряде других сфер.

Некоторые самоочевидные преимущества сетевой формы структурирования и консолидации национального зарубежья:

– Этнический коммуникативный союз предоставит возможность мобилизации электората при решении задач, значимых для жизни общины, касающихся национальных интересов, представительства во властных структурах стран проживания; оперативного координирования взаимодействия и совместного реагирования в кризисных ситуациях; формирования институтов и представительств на международном уровне. Фактор солидарного голосования при максимальном участии электората в отдельных случаях может обрести существенный вес в общей массе голосующих и оказывать решающее влияние при принятии решения (следует учесть, что это обоюдоострый инструмент, требующий в применении особой предусмотрительности).

– Консолидированный потенциал значительно облегчит фундаментальную задачу формирования единой концепции образовательных стандартов и программ за рубежом (обучение родному языку, истории, приобщение к культуре); построения материальной базы и надлежащего содержания конкурентоспособного образовательного ресурса, современных объектов культуры и досуга. Образовательная программа должна исходить из максимальной доступности и возможно широкого вовлечения молодого поколения, бережного отношения к судьбам одаренных детей. Принципиально важно обеспечение высоких стандартов, престижности образовательных структур и сообществ как существенного фактора вовлечения молодых соотечественников в программы и мероприятия общенационального характера. Вкупе с целевыми грантами такая система позволит наладить эшелонированное воспроизводство и кадровое оснащение структур самоуправления, представительства и продвижения интересов.

– Объединение интеллектуального ресурса в сфере здравоохранения позволит создать в крупных общинах собственные консультационно-диагностические службы. (В развитых медицинских инфраструктурах эффективно практикуются мобильные приложения, электронные карты и визиты пациентов. Надо надеяться, что для соотечественников – специалистов высокой квалификации не будет обременительным выполнить просьбу диаспоры – принять обязательство по льготному консультированию определенной квоты пациентов.) В аналогичном ключе могут быть задействованы возможности специалистов в различных областях науки, бизнеса и культуры, а также в сфере юриспруденции и адвокатуры.

– Сетевая форма структурирования и самоорганизации жизни общин позволит эффективно применять новейшие методы проектирования и инвестирования в вопросах, представляющих значимость для сообщества. В частности, представляется очевидной возможность широкого использования площадок краудсорсинга и краудфандинга (доверительная донорская форма народного инвестирования).

– Актуально образование на базе интернет-портала различных сообществ. Самоуправляемая структурная единица, одновременно как площадка живого общения участников сообщества, позволит нивелировать фактор дисперсности миграционного пространства, реанимировать и развивать национальные традиции и обычаи, способствовать поиску и возобновлению родственных связей, образованию земляческих союзов (наряду с рядом преимуществ сетевая система в качестве «сопутствующего продукта» функционирования позволит в электронном виде формировать генеалогические древа участников сообщества, предоставит уникальную возможность получить подробную генеалогию сообщества и ее историю с момента образования структуры). Определенный уровень самоорганизации, приобретенные функции и атрибуты квазигосударственности продиктуют необходимость образования новых в практике жизнедеятельности современной диаспоры институтов: формирования общественной морали и корпоративной этики, третейских, товарищеских судов, судов чести...

– Система должна быть ориентирована на возможно полное (а по истечении периода становления – на исчерпывающее) вовлечение соотечественников в этно-коммуникативное пространство. Организационный этап консолидации и формирования сетевой структуры можно считать успешным с образованием автономных, с устойчивой формой восполнения фондов по основным направлениям жизнедеятельности Спюрка и Родины. Как политический институт транснациональный коммуникативный союз может стать реальным актором международной политики. Взаимодействие с национальным государством позволит эффективно реализовать задачи единой повестки.

Масштабность проекта требует детального планирования, проработки и апробации широкого круга предварительных мероприятий и регламентов по подготовке ее запуска. Потребуется формирование профессиональных структур и служб экспертного, аналитического обеспечения, подготовка специалистов и персонала для обслуживания сетевого портала и подразделений структуры. Для программного обеспечения и последующего администрирования системы необходимо образование высокопрофессиональной киберлаборатории. Старт проекта должно предварить создание службы по обеспечению безопасности всего комплекса мер подготовки и построения, а также собственно функционирования самой сетевой системы.

Михаил Мелкикян, Москва

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты