N 16 (111) Декабрь 2006 года.

Сопричастность к тайной силе вдохновляет

Просмотров: 11538

Масонские ложи в Европе начали появляться в XVII веке. Сами масоны уверяют, что история их ордена восходит к зодчему Хираму, который, если верить Библии, помогал царю Соломону возводить его знаменитый храм. Трое неблагодарных подмастерьев потребовали у Хирама поделиться секретами мастерства, а когда он отказался, забили его линейкой, угольником и циркулем. Эти предметы стали символами франк-масонов – «вольных каменщиков», продолжающих дело Хирама. Они называли себя также «сынами вдовы», поскольку легендарный зодчий родился без отца.

Более вероятно родство «вольных каменщиков» с мистиками времен Реформации, особенно с розенкрейцерами, почитателями Розы и Креста. Это движение зародилось в XVII веке, когда немец Иоганн Валентин Андреэ начал сочинять и рассылать по Европе истории о некоем Христиане Розенкрейце, якобы овладевшем тайнами алхимии. Дальнейшая история общества не вполне ясна, но масоны охотно воспользовались его символикой – сегодня 18-й градус (степень) их посвящения носит имя «рыцарь-розенкрейцер».

Масонские ложи в Европе начали появляться в XVII веке. Сами масоны уверяют, что история их ордена восходит к зодчему Хираму, который, если верить Библии, помогал царю Соломону возводить его знаменитый храм. Трое неблагодарных подмастерьев потребовали у Хирама поделиться секретами мастерства, а когда он отказался, забили его линейкой, угольником и циркулем. Эти предметы стали символами франк-масонов – «вольных каменщиков», продолжающих дело Хирама. Они называли себя также «сынами вдовы», поскольку легендарный зодчий родился без отца.

Более вероятно родство «вольных каменщиков» с мистиками времен Реформации, особенно с розенкрейцерами, почитателями Розы и Креста. Это движение зародилось в XVII веке, когда немец Иоганн Валентин Андреэ начал сочинять и рассылать по Европе истории о некоем Христиане Розенкрейце, якобы овладевшем тайнами алхимии. Дальнейшая история общества не вполне ясна, но масоны охотно воспользовались его символикой – сегодня 18-й градус (степень) их посвящения носит имя «рыцарь-розенкрейцер».

Официально первая масонская ложа была основана в 1717 году в Англии. Мало кто сомневается, что к тому времени масоны существовали уже довольно давно. Для прикрытия они избрали цеховые союзы архитекторов и каменщиков, которые собирались тайно, чтобы конкуренты не выведали секреты мастерства, и даже придумали свой язык знаков. К концу XVIII столетия в этих союзах уже не осталось настоящих мастеров, зато хватало честолюбивых политиков. Масонство стало модным – в него вступали многие представители знати и даже короли. В то же время церковь яростно нападала на «каменщиков», считая их «слугами дьявола». Уже в 1738 году католикам запретили вступать в ложи под страхом отлучения.

Каковы цели масонов? Конституция Великой ложи Франции гласит: «Конечное стремление масонов – объединение всех людей без различия рас, племен, религий в один всемирный союз на основе свободы, равенства и братства». Исследователи, даже симпатизирующие масонам, добавляют к этой конечной идеальной цели промежуточную – уничтожение национальных государств, религии и религиозной морали, мешающих масонам. Всего этого «братья-каменщики» желали бы добиться не войнами и революциями, а постепенным изменением человеческой природы – «обработкой дикого камня».

Но на пути к цели в масонстве произошел раскол. В Англии и Америке оно мирно встроилось в государственный аппарат, а в католических странах стало антигосударственным и антицерковным. Раскол был закреплен созданием в 1773 году во Франции масонского союза «Великий Восток», принявшего деятельное участие во многих европейских революциях.

Сегодня в мире не менее 15 миллионов масонов. Две трети из них живут в США, где членство в ложе служит пропуском в политическую и деловую элиту. В Англии насчитывается до двух млн. масонов, во Франции наберется около миллиона. Часто они помогают друг другу, хотя порой пресловутая «масонская солидарность» дает сбой. Еще в годы французской революции одни масоны бестрепетно отправляли других на гильотину. Последний пример – события в Чили, где масон Пиночет в 1973 году сверг масона Альенде, который до последнего доверял ему как «брату». Однако и сегодня в политических играх «сынов вдовы» вряд ли стоит сбрасывать со счетов как безобидный пережиток прошлого. Это доказали события 1981 года в Италии, где ложа П-2 глубоко проникла в структуры власти и всерьез замышляла государственный переворот.

В России масонство появилось вместе с иностранцами, приглашенными Петром I. Говорят, что и сам царь вступил в масоны в Лондоне, но это легенда. Русские потянулись в ложи только при Елизавете Петровне, когда это стало модно и престижно, как все заграничное. Уже в 1756 году в ложах состояли сенатор Роман Воронцов, историк Михаил Щербатов, поэт Александр Сумароков.

Среди масонов было немало видных чиновников и титулованных особ, поэтому в ложе можно было завести нужные знакомства. Многих привлекали не карьерные возможности, а оккультные тайны – например, секрет превращения свинца в золото, которым, по слухам, владели масоны. На самом деле секрет богатства «братьев» был совсем в другом: они виртуозно привлекали к себе богатых людей, охмуряя их не хуже, чем граф Калиостро.

При Александре I, который одно время тоже состоял в ложе, масоны в России возродились и достигли небывалого могущества. В их рядах были такие разные люди, как реформатор Сперанский и будущий автор формулы «Самодержавие, православие, народность» граф Уваров. Дошло до того, что крупнейший храм Христа Спасителя намечалось возвести по масонскому проекту и превратить в центр новой «религии Просвещения». Масонов сгубила торопливость – их военное крыло во главе с Павлом Пестелем решило свергнуть царя. Восстание декабристов провалилось. Кстати, судили их тоже масоны – быть может, чтобы наказать за лишнюю спешку и заодно скрыть неудобные факты.

Возрождение масонства в России началось после революции 1905 года, когда контроль власти над обществом сильно ослаб. К тому времени кое-кто из русских эмигрантов успел вступить в ложи за границей и теперь с радостью привез идеи «вольных каменщиков» домой. Все повторилось вновь: сошлись заграничная мода, интерес к оккультным тайнам и поиск влиятельных знакомств. На сей раз министров среди масонов не было, зато немало их заседало в Думе, а уж верхушка оппозиционных партий оказалась чуть ли не целиком масонской. Среди кадетов масоном не был только Милюков, который «ненавидел всякую мистику». Масонами в то смутное время стали литераторы Мережковский, Гиппиус, Алданов, Волошин, академики Вернадский и Ольденбург, художник Шагал и многие другие.

К 1916 году в масонской среде назрел очередной заговор против царя. Началось с убийства Распутина – масон Маклаков заботливо вручил князю Юсупову бандитский кистень, которым надлежало проломить голову «старцу». Потом подстрекатели в Думе и прессе вывели на улицы толпы рабочих. Генералы-масоны заманили царский поезд в Псков и вынудили слабовольного Николая отречься. В новом Временном правительстве масоны заняли большинство постов. Увы, «братья», искушенные в подковерных интригах, не знали реальной жизни. В борьбе за власть они выдвинули бездарного демагога Керенского, который окончательно провалил все дело.

Большевики сами были не чужды масонству – по некоторым данным, в ложах побывали и Троцкий, и Луначарский, не говоря уже о вождях помельче. Нравилась им и идея тайного «ордена меченосцев» (так Сталин называл партию), который правил бы Россией, никому не давая отчета. Однако они были материалистами и отвергали масонскую обрядовость как ненужную мишуру. Поэтому очень быстро в новой России масоны сошли на нет. Многие оказались в эмиграции, где по привычке ходили в ложи сплетничать и делить скудные подачки западных «братьев». Те, кто остался в России, были постепенно выловлены и посажены вездесущим ГПУ – так, на всякий случай. Масоны не в первый раз оказались жертвами слухов о своем могуществе, которые сами же распространяли.

Первая в постсоветской России масонская ложа возникла сразу после распада СССР, в январе 1992 года. Членами ее стали французские и российские граждане, прошедшие посвящение во Франции. А в июне 1995 года появилась Великая Ложа России – ее учредила Великая Национальная Ложа Франции. (По правилам, учредить Великую Ложу страны может только другая Великая Ложа.) Соответственно, в каждом государстве есть лишь одна регулярная Великая Ложа, являющаяся объединением всех местных лож и, по сути, выполняющая административные и представительские функции.

Каждый масон состоит в ложе численностью от семи до 30 братьев. Есть три степени посвящения: ученик, подмастерье, мастер (иерархия регулярного масонства). Переход на более высокую ступень у российских масонов возможен через год (в США и Европе – через три месяца). Из числа мастеров ложа избирает руководителя – Досточтимого Мастера и двух его заместителей – Стражей. Глава всех масонов страны, Великий Мастер, – позиция также выборная.

Собрания ложи проводят раз в месяц (Великая Ложа собирается четыре раза в год), обычно вечером, после работы. Место собрания – храм, у каждой ложи свой. Стандартная повестка дня: полтора часа занимает ритуал, потом – доклады братьев на философские темы, обсуждение внутренней жизни ложи и вопросы благотворительности.

Масон не должен наносить вреда другому масону. Если все же конфликт произошел, пострадавшая сторона может обратиться с жалобой в особый «суд чести» при Великой Ложе. Высшая мера наказания для виновного – изгнание из ордена. Для большинства братьев это серьезное наказание.

Чтобы стать масоном, нужно, во-первых, быть совершеннолетним мужчиной (среди регулярных масонов женщин быть не может) и верить в единого Бога и бессмертие души (конкретная религиозная конфессия значения не имеет). Во-вторых, «иметь добрые намерения», что проверяется в ходе собеседований с мастерами на разных уровнях. Если все в порядке, потенциального брата приводят с завязанными глазами на заседание ложи. Ему устраивают что-то вроде перекрестного допроса, а потом проводят тайное голосование. Два голоса против – кандидатура отклонена. Принятый вносит вступительный взнос (3000 рублей) и потом платит членские взносы по 3000 рублей в год. Проводится ритуал посвящения новобранца в ученики, ему сообщают тайные знаки, вручают белые перчатки и фартук. На новообращенного накладывается обязательство хранить тайны. В частности, не раскрывать тайные знаки и не разглашать имена братьев без их согласия.

В Армении принято выявлять масонов. В свое время в масонстве был обвинен экс-спикер парламента А.Багдасарян. Во время одной из встреч экс-спикера парламента со студентами его спросили, не наносят ли серьезный ущерб Армении тайные переговоры масонских лож? Спикер ответил политкорректно: “Если масонские ложи существуют и действительно занимаются разрушительной деятельностью на территории Армении, то они наносят серьезный вред”.

К сожалению, открытой информации по масонам ненамного больше, чем ответ спикера. Масонская ложа, по крайней мере одна, в Армении существует. Она открыта в 2002 г. Великой Ложей России совместно с Великой Ложей Столичного округа Колумбия (США) и Великой Национальной Ложей Франции. Она называется «Великой Ложей Армении». Великим Мастером Великой Ложи Армении является Весьма Достопочтенный Брат Кристофер Саакян (Cristopher Sahakian). От имени трех Великих Лож Великой Ложе Армении вручен совместный патент на проведение «регулярных работ». Суть «регулярных работ», в традициях масонства, не афишируется. До того в Армении существовала Достопочтенная Ложа «Сер» (Любовь), которая перешла под юрисдикцию Великой Ложи Армении. Надо полагать, иерархически Великая Ложа превосходит Достопочтенную.

Кристофер Саакян в городе бывает наездами, сейчас он отсутствует, но и когда он бывает в Ереване, как утверждают знающие люди – особо к контактам не расположен. Секретарь «Ротари- клуба», который практически во всех исследованиях фигурирует как масонская организация, была подчеркнуто кратка: «Ротари – клуб» к масонам отношения не имеет. До свидания». Правда, кое-кто из членов клуба полагает, что он масон - сопричастность к тайной силе вдохновляет. Журналист, который выказал в своих статьях знакомство с проблемой, в ответ на вопрос о масонах тоже был чрезмерно лаконичен: «Это закрытая тема. Разговор окончен».

Армянская жизнь, согласно истории, протекала не без масонского влияния. Еще Киликийское царство пользовалось защитой ордена тамплиеров – родоначальников масонства. В ХIХ – ХХ веках армяне – эзотеристы типа Гурджиева, Берберовой и Блаватской, жившей долгое время в Армении, молвой причислены к масонам. Масонами были практически все лидеры иттихата - идеологи и исполнители армянского геноцида. Вряд ли они в своем зависимом от Германии положении могли позволить себе импровизации такого масштаба, и правильнее полагать, что задание на геноцид было им спущено одной из Великих Лож. Скорее всего, германской, чтобы убрать из Турции симпатизирующее России армянское население.

Однако систематическое знание о влиянии масонов на судьбы Армении пока отсутствует. Сюда не попадали захваченные в гитлеровской Германии масонские архивы, как это произошло в России. На масонов наложено обязательство не раскрывать тайные знаки и не разглашать имена братьев без их согласия, и прорвать эту «омерту» пока никому не удавалось. И, по традиции, в ситуациях, не поддающихся простому объяснению, люди видят масонскую руку. Теперь эта мода завелась и в Армении.

Виктор Криворогов

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 31 человек