N 10 (133) Октябрь 2008 года.

Освящение храма Сурб Хач в Ростове-на-Дону

Просмотров: 5487

Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II совершил чин освящения храма Сурб Хач в Ростове-на-Дону.

Церковь монастыря Сурб Хач («Святой Крест») построена в 1786-1792 годах. Сегодня это старейшее здание в Ростове-на-Дону, которое является памятником культуры федерального значения.

Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II совершил чин освящения храма Сурб Хач в Ростове-на-Дону.

Церковь монастыря Сурб Хач («Святой Крест») построена в 1786-1792 годах. Сегодня это старейшее здание в Ростове-на-Дону, которое является памятником культуры федерального значения. С 1972 года в его стенах размещался Ростовский музей русско-армянской дружбы, а 20 марта 2007 года, по решению администрации Ростовской области, здание храма бывшего монастыря было передано в пользование Армянской Церкви, и в нем возобновились богослужения. К приезду Предстоятеля Армянской Церкви храм был отремонтирован, восстановлен алтарь.

После совершения чина освящения Католикос Гарегин II вручил губернатору Ростовской области Владимиру Чубу высшую награду Армянской Апостольской Церкви – орден Святого Нерсеса Благодатного – за содействие в восстановлении храмов и помощь армянской общине.

На церемонию освящения храма Сурб Хач в Ростов-на-Дону прибыл из Москвы глава Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян.

Соб. инф.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 47 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо замечательному губернатору, Человеку с большой буквы Владимиру Федоровичу Чубу! Спасибо Католикосу всех армян Гарегину II, руководству армянской общины Ростова-на-Дону, всем, всем, всем, кто церкви Сурб Хач вернул свой статус! Молодцы, земляки!
  2. Дон, Крым, Кубань - там наши исторические колонии, общины. Приятная весть, ничего не скажешь. А вот к распылению нации, образованию новых армянских общин где-то в Магадане, Оренбурге или Тамбове, я отношусь очень плохо. Это безоглядное скитание по свету в поисках жилья и заработка. Хорошей репутации у нас тут быть не может. Этим скитальцам надо возвращаться в Армении и Арцах. Особенно тем, которые живут в каких-то забытых богом российских деревнях. А вот Ростовская область - другое дело. Поздравляю донских братьев!
  3. А того горе-священника, который покушался на Григора Хурдояна, наказали или спустили на тормоза? Очень интересно.
  4. очень интереснно в диаспоре открываем новые церкви, а в армении мечети!!!!!
  5. "Горе-священника", кажется, "спустили на тормоза". Причину такого "великодушия" не знаю. Узнаю - напишу. А Хурдоян, к счастью, жив.
  6. А что вы против мечетей имеете? Это культура! Передана ереванская мечеть нашим добрым соседям - Ирану. А у них очень внимательны к памятникам культуры и армянские монастыри содержат очень достойно. НК писало об этом. Очень уж вы слишком агрессивны. Не ислам наш враг (мы дружим с арабским миром и Ираном), а " внутренние враги", левоновская банда и нынешние, которые к кормушке присосались. А вас послушать, то все вокруг плохие, одни мы хорошие и чистые-пушистые. Нельзя так, уважаемый!
  7. не знаю как вы, но я сматрю на соседей не в розовых очках,мое мнеие формировалься за счет познании истории и если вы не согласны, это ваше право... то что в иране живет 500тыс армян, при населении 70 млн, -это капля в море, армяне ни как не влияют на иранцев, и не представляют угрозу иранской государственности, а наоборт,платят налоги, врачи, спортсмены и.тд. а что касается армении при маленком государстве, с меньшим население, даже 5тыс персов-это будущее"пятая колона" ,..вот когда армян будет 70 млн, тогда не страшно было бы иметь 500 тыс иранцев...а пока рановато,...да торговать,но не асимилироваться!!согласны? скажите уважаемый-почему я армянин вынужден жить в иностранном государстве,а азербайджанец у которого иранский паспорт свобно приезжает в армению, как провинцию ирана, свободно жениться на армянках, открывает бизнесс, покупает недвиживость, ходят в чадрах ит.д.???
  8. Роберт,вы правы,но сложа руки и писать о фактах,присходящих в Ереване-слабость.Делайте что-нибудь,вы мужчина.
  9. Дианочка, вы предлагате Роберту взять автомат и уничтожать всех иноверцев в Ереване и округе? Странный призыв. Конечно, обидно, что мы далеко от Армении, а гражданин Ирана в любой момент может сесть в авто и приехать к нам на родину. Но я не вижу, уважаемые Роберт и Диана, в этом ничего преступного. И опасного для Армении. Миграция иранцев в Армению не носит такой уж массовый характер. Власти все регулируют. "Запас прочности" еще велик. К тому же, по рассказам моих ереванских друзей и родных, ведут иранцы в Ереване очень прилично. Уважают законы РА, платят налоги... А о роли Ирана в жизни Армении при закрытых границах с Турцией и Азербайджаном и проблемной гранцей с Грузией - говорить не приходится... К тому же, Роберт, 500 мыс. наших соотечественников в Иране - тоже немало. И никаких притеснений по религиозному принципу они не имеют. Короче, дружить с Ираном надо. Только бы американцы не напали на них!
  10. Дон дал много знаменитых имен армян. Наш уважаемый Ростовчанин писал об этом с не скрываемой гордостью.
  11. Спасибо за внимание. Придётся высказаться. Только крымо-донские армяне полностью понимают, что означает открытие церкви Сурб Хач и восстановление церкви св. Григора Просветителя в Центре Нахичевани-на-Дону. Это не очередная новая церковь где-нибудь, а святыня, почти тысячелетняя память анийских армян. Один русский историк с иронией писал, что немцам во время оккупации Ростова не удалось взорвать армянскую церковь, а нашим это удалось в мирное время… в 1961 году. Инициатор и главный спонсор восстановления церкви св. Просветителя – СААК АЛЬБЕРТОВИЧ КАРАПЕТЯН. Его имя надо писать большими и золотыми буквами в Истории Дона, рядом с другими великими именами. Был также другой, не побоюсь сказать этого слова, великий благотворитель – САРИБЕК АНДРАНИКОВИЧ СОФОЯН - Царство Небесное! Его уважали и любили как армяне, так и русские – власти, народ, казачество. Скромный, Богатый, Мудрый Строитель, Интеллигент, Патриот. Патриот России, Дона и Армении. Таких людей на Дону много. Был духовно богатый и кристально честный человек – АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ АЙРУМЯН – Царство Небесное! Известный в литературных кругах Ростова и Русского Зарубежья литератор. Одинокий, материально нищий, больной… (кстати в одном из книг Александры Марининой фигурирует его брат - полковник московской милиции Гурген Айрумян). Именно Аркадий Айрумян в 1972 г. создал музей Русско-Армянской дружбы. Этот музей поместили в церкви Сурб Хач. Слава Богу – вынесли! Церковь – отдельно, музей – отдельно. Вот что поведал мне Аркадий Александрович. Сначала назначили директором музея человека с царской фамилией Стюарт. Он воровал музейные экспонаты. Выгнали. Назначили другого. Васильев, кажется, фамилия. Он писал властям, что армяне музей Русско-Армянской дружбы превратили в центр армянского национализма на Дону. Выгнали. Назначили местную армянку – Светлану Хачикян. Эта особа оказалась ещё хуже. Она мало того, что не компетентная, но и армянофобка. И поныне там кантуется…. Не все потомки анийских армян похвальны, но блистательных людей здесь много! Я буквально влюблен в этих «обрусевших» армян, породивших Микаэла Налбандяна, Рафаэля Патканяна, Мартироса Сарьяна, Александра Таманяна, Мариетту Шагинян, Александра Мясникяна… Я люблю повторять эти святые имена. Простите за слабость.
  12. Ещё одну маленькую, но ёмкую историю. В конце ХХ века в Москве на одном банкете в МГУ присутствовала ныне покойная профессор МГУ, доктор физико-математических наук Башмакова Изабелла Григорьевна, коренная ново-нахичеванская армянка. Благородная, изящная, несмотря на годы, умная-умная… Одним словом, Светлая душа. Царство Небесное! Господи, куда такие люди уходят??? Я подсел к ней и завел разговор о Ростове. Её глаза, и так блестящие и красивые, заблестели солнечным светом! Она вдруг задала мне странный вопрос: «Где мой город?». И отвернулась. Я увидел слёзы в её глазах… хотел сказать: «Ростов-на-Дону на месте и процветает». Она тихо остановила меня: «Мой город – Нахичевань-на-Дону, я родилась на 14-й линии» (улицы Нахичевани-на-Дону называются линиями). Я не знал, что сказать этой старой, но прекрасной женщине, и куда деться… Она родилась в армянском городе на Дону, которого больше нет. Её родного города нет ни на карте, ни на земле… И никогда не будет… Город Нахичевань-на-Дону пал в 1927 году. Никто её силой не брал, просто отменили указом, а он был построен Указом Екатерины Великой (в 1777-79 гг.). В биографии проф. И.Г. Башмаковой пишут: родилась в 1921 г. в Ростове-на-Дону (можете посмотреть в Интернете). Это неправда: проф. И.Г. Башмакова родилась в 1921 г. в г. Нахичевань-на-Дону… И Великую царицу «отменили»… сняли Её памятник и на Её место поставили постороннего человека – Маркса Карла. Стоит бедняга Карл до их пор на чужом месте… Нанесли оскорбление двум историческим личностям – Екатерине Великой и Карлу Марксу. Нанесли оскорбление армянскому народу и казачеству. Нанесли оскорбление Истории Дона и исторической правде. И поныне Ложь стоит на постаменте Великой Русской царицы…
  13. Каждая армянская диаспора имеет свою уникальную и трагическую историю и своих великих и достойных людей. А знаем ли мы хоть в общих чертах Историю Армян Дона? Не знаем. Анийские армяне в 12 веке переселились в разные края - часть на Волгу, часть в Киликийскую Армению, часть осталась. Позже часть астраханских и киликийско-анийских армян переселилась в Крым, где со времен царя Малой Армении и Понтийского Митридата Евпатора (правильно - Mihridat), т.е. со времен Тиграна Великого жили армяне (тогда даже резиденция царя Малой Армении находилась в Крыму). Позже, в конце 18 века, часть крымских армян по Указу Екатерины II и под предводительством Александра Васильевича Суворова, переселилась на Дон. Под этими несколькими моими словами скрывается долгая, созидательная и героическая история анийских мучеников. К чему я это говорю? К тому, что многие нынешние официальные и неофициальные представители Армении приезжают на Дон лишь с одной мыслью в голове – разбогатеть. Ничего плохого в этом нет, это даже хорошо. Плохо то, что они не видят, не хотят видеть и не в состоянии видеть Главную ценность Донского края – людей. Ищут богачей, а не людей. Для них никакого интереса не представляет истинная элита донских армян – деятели науки, искусства, литературы… И, к сожалению, это чувство взаимно. Хоть кто-нибудь из официальной Армении искал здесь потомков и родственников Налбандяна, Патканяна, Сарьяна, Таманяна и т.д.? Они есть и нуждаются в простом внимании со стороны Родины. А те денежные мешки, куда усердно стремятся армяне из Армении, часто дырявые или не имеют к анийским армянам никакого отношения, ни генетического, ни духовного. Великая Диаспора ждёт адекватного к ней отношения. Жулики, мздоимцы и проходимцы не могут служить мостом между Арменией и Диаспорой. Простите, я, в принципе, не болтун, но тема мне очень дорога… Многие-многие мои ростовские друзья-армяне тоже думают так. Всё. Спасибо.
  14. Во парень, вот молодец! Вот это патриот! Обнимаю по братски!!!! Спасибо, все прочитал.
  15. Спасибо, уважаемый Ростовчанин. Мне кажется, редакция могла бы у вас заказать статью о донских армянах. Вы много знаете.
  16. Спасибо! Статьи для «НК» должны писать профессионалы. Я всего лишь любитель. В Ростове проживает целое множество анийско-крымских армян, блестящих знатоков Истории Армян Дона – Андраник Малхасян, Минас Багдиков, Крикор Хурдоян, Саркис Казаров, Григорий Акопов, Армен Хаишбашев… Они написали бы хорошие статьи для «НК».
  17. А Вы, уважаемый, подбивайте их на это благое дело. И не скромничайте, у Вас тоже неплохо получается. Спасибо!
  18. Приятно общаться с умными и чистосердечными людьми. Я не всё знаю, и не всё сказал, что знаю. Крымские и донские армяне принимали активное участие в военно-политической и культурной жизни Матери-Родины. Их одна ветвь ушла в Польшу, часть вернулась. Самое потрясающее – армянские общины Польши и Дона вели свои внутриобщинные дела по «Судебнику» Киликийской Армении (автор - Мхитар Гош, 12 в.). В армянском городе Нор Нахичеван (Новый Нахичеван или Нахичевань-на-Дону) до Великой Октябрьской гражданские и судебные дела велись по своду законов Мхитара Гоша! 800 лет армяне жили по Кодексу своего родного государства! И это вдали от Родины! Просто фантастика! Мхитара Гоша для туркоязычных армян перевели также на турецкий язык. Забавный казус. Казахи недавно признали Гоша… своим. Добрые казахи ищут культурные корни и переведённую на турецкий язык книгу Гоша объявили казахской книгой, а Мхитара – казахом. Об этом писала газета «Азг». Будем спать – всё растаскают. Такого великого учёного-правоведа мы до сих пор не показали «мировому сообществу». Африка ставит памятник Пушкину в честь его африканского предка (у Пушкина всего 1/16 часть африканская), а мы? Быть может, нам тоже следует подумать о памятниках Гёте (прадед армянин), Суворову (по крайней мере, мать армянка), Лермонтову (бабушка армянка) и т.д.?
  19. Вспомним также великого русского философа и естествоиспытателя Павла Флоренского (мать армянка). Его родственники, русские и армяне, ныне живы и свято чтят память о нём. Флоренского расстреляли в 1938 г. на Соловецких островах. Вспомним Рембрандта (Armenzoon van Rein – сын армянина с Рейна). Об армянском происхождении величайшего голландского художника пишет французская энциклопедия Лярус (есть и другие немецкие источники). Вспомним величайшего румынского поэта Михая Эминеску. О его армянском происхождении писал С. Ханзадян в журнале «Гарун». Вероятно, биографы Эминеску знают о его армянских корнях. Вспомним величайшего венгерского математика Яноша Бойальи или Бояи (правильно – Бойли). Он потомок трансильванского армянина Оганеса Бойли, которого за двухметровый рост называли Бойли (Рослый). Об этом пишет Сергей Арутюнян в своей книге «Я – армянин». Можно назвать и ряд других великих имён… Память о них надо увековечить в армянских сердцах и на армянской земле. Царство им Небесное! Они когда-то составляли армянскую Диаспору…
  20. Разреши обнять тебя, брат! Алан Николян из США.
  21. Хотелось бы знать, а сколько армянских церквей и какие на Дону?
  22. На Дону действуют четыре ААЦ. Две в Ростове-на-Дону - Сурб Карапет и Сурб Хач. По одной в селах Чалтырь и Большие Салы. В Ростове восстанавливается церковь св. Григора Просветителя. Все три ростовские армянские церкви находятся на одной прямой. Что это означает, никто толком не знает. Некоторые исследователи связывают это с магнитными полями, но точного объяснения тоже не дают. Есть версия, якобы какие-то небесные силы не позволяют закрыть эти три церкви или уничтожить их совсем. Кстати, на Дону найдены надгробья с армянскими надписями, принадлежащие армянам, жившим в этих краях столетиями раньше переселения армян из Крыма на Дон. История происхождения этих могил пока удовлетворительно не исследована. На Дону есть и другие, недействующие армянские церкви. К моему стыду, я не знаю, сколько их всего. Постараюсь узнать. Армянских сел на Дону 15. В 1977-79 гг., во время основания г. Нор Нахичеван, их было 5. Крупнейшее селение – Чалтырь. Население – более 10000. Имеет свою телепередачу. В советское время за обилие машин «Волга» в Чалтыре это селение называли Волгоградом. Топоним «Чалтырь» происходит от имени древнеармянского божества Халда. Спасибо за вопрос. Я ответил как смог. За неточности прошу прощения. Повторяю: профессионалы ответили бы лучше, но они заняты и не заглядывают в «НК».
  23. Дорогой Алан! Мне очень приятно твоё братское отношение ко мне. Похоже на то, что ты тоже родом из СССР, раз владеешь русским языком. Разреши представляться просто так: ростовчанин. Не хочу, чтобы кто-нибудь подумал, что пишу для саморекламы. Под «ростовчанином» же подразумевается абсолютное большинство армян Дона. Так лучше. Осмелюсь предположить, что я представляю не только себя, но и всех тех наших донских единомышленников, которые творят нашу историю без слов. Их сотни тысяч. Я не хочу и не достоин выделиться. Я выше назвал имена некоторых ростовчан - выдающихся сынов нашего народа. Добавлю ещё: 1. Писатель ЕГОРОВ НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ – многолетний руководитель Союза писателей Дона, поэт, прозаик, переводчик. В этот Союз входил сам Шолохов! Егоров написал стихи и поэмы также на армянские мотивы. У Николая Матвеевича много переводов из армянской поэзии. 2. Писатель ОГАНЕСОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ. Мастер детективного жанра. По его книгам сняты фильмы. 3. Казачьи генерал МАДАТОВ СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ - Атаман Международного казачьего объединения, праправнук знаменитого царского генерала, князя Валериана Григорьевича Мадатова, героя Отечественной войны 1812 года, освободителя Восточной Армении. Вот такие люди! Нужно, чтобы весь наш народ знал эти имена.
  24. Уважаемый Ростовчанин! С интересом прочла ваши комментарии и рассказ об армянской диаспоре Ростова. Мы часто обращаемся к этой теме, и можем обсудить варианты вашего сотрудничества с газетой. Свяжитесь, пожалуйста, с редакцией по электронной почте, жду вашего ответа. Редактор газеты "Ноев ковчег" Армила Леоновна Минасян
  25. Спасибо, Армила, но с меня толку мало. Напишу потом, когда созрею. Сейчас у меня духовная неразбериха.
  26. Хороший ты и скромный человек, уважаемый ростовчанин, и настоящий патриот. Дай Бог здоровья тебе и твоей семье.
  27. Спасибо. Вам и Вашей семье тоже добра и счастья! Надеюсь, вместе с ростовскими друзьями-историками когда-нибудь напишем нужную книгу о потомках анийских армян. Великий дух царственного города Ани в этих скромных людях жив и поныне. Себя к ним не причисляю, поскольку я эрзрумский. Но душой я с этими "незаметными" и "обрусевшими" армянами.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты