№1 (300) январь 2018 г.

XII Национальный конгресс «Модернизация промышленности России: приоритеты развития»

Просмотров: 4005

8 декабря 2017 года в ГК «Президент-отель» в Москве состоялось ежегодное событие – XII Национальный конгресс «Модернизация промышленности России: приоритеты развития».

Мероприятие объединяет на своей площадке представителей властных структур, бизнесменов, ученых, известных российских и зарубежных журналистов.

В ходе работы XII Национального конгресса выступил с докладом Генеральный директор медицинского холдинга «АРТС-Инвест» Варткез Багратович Арцруни:

– Добрый день, уважаемые коллеги и гости конгресса. Хотя я не медик, а по своей основной специальности – строитель и большую часть жизни руководил строительными подразделениями, сегодня позволю себе говорить о проблемах современного российского здравоохранения и его важной составляющей – коммерческой медицине. Волею случая с начала 90-х гг. я стал участником создания сети медицинских центров. В настоящее время возглавляемый мною медицинский холдинг включает 5 центров полного профиля. Наиболее известные из них – «Моситалмед» и Институт красоты на Арбате.

В начале 90-х гг. здание «Моситалмеда» находилось в плачевном состоянии. В 1995 году была завершена полная реконструкция особняка. В результате капитального восстановления и переоборудования удалось воссоздать его уникальный исторический облик. Укреплен фундамент, деревянные перекрытия заменены на бетонные, перестроена внутренняя часть здания.

В самом начале 90-х годов итальянская фирма обратилась ко мне с просьбой создать совместное медицинское предприятие. В те годы серьезное медицинское обследование можно было пройти только за границей, причем это могли позволить себе лишь избранные, сначала партийные боссы и члены их семей, потом «новые русские» и «нефтяники» с «газовиками». Была поставлена задача создать медицинское учреждение в России, чтобы оно было не хуже признанных европейских, где можно проводить диагностические обследования на высшем уровне, а затем принять решение о дальнейшем лечении.

Сейчас «Моситалмед» – международный медицинский центр, ничем не отличающийся от аналогичных зарубежных. В результате грамотно организованного приема пациентов удалось добиться отсутствия очередей при неизменно высоком уровне обслуживания. А ведь за день здесь принимают свыше 1000 пациентов.

Сегодня медицинский центр на Арбате – это огромный перечень предлагаемых услуг по всем направлениям: терапии, хирургии, гинекологии, офтальмологии, неврологии, стоматологии и многим другим. Эффективность лечения достигается благодаря применению новейших медицинских технологий, включая современные лабораторные и высокоинформативные методы диагностики. Кстати, средняя зарплата врача составляет более 150 тыс. руб., а медсестры – более 50 тыс. руб.

За период работы в медицинском бизнесе мы вложили в развитие холдинга несколько сот миллионов рублей, приобретая самое современное оборудование, внедряя передовые технологии, в частности телемедицину.

Но развитие медицинского центра на Арбате сталкивается с неожиданными, отнюдь не медицинскими, препятствиями. Часть здания, где располагается «Моситалмед», несмотря на имевшийся законный ордер, решением бывшего мэра Лужкова отдано в долгосрочную аренду известной в прошлом целительнице Джуне. Вместо того чтобы расширить медицинский центр в интересах нуждающихся пациентов, которым, кстати говоря, посвятила свой дар Джуна, власти проявляют удивительное терпение, наблюдая некрасивую борьбу так называемых «родственников» за ее наследство, грязь и беспорядок, которые представляют серьезную угрозу для такого соседа, как медицинский центр европейского уровня.

Сегодня только ленивый не критикует тревожную ситуацию, сложившуюся в национальном здравоохранении. Бюджетные расходы на эту отрасль растут, однако качество услуг, по свидетельству прессы и социальных сетей, падает. Я считаю, что государственная медицина должна и дальше существовать, но распространяться исключительно на детей, учащихся, пенсионеров и бюджетников.

Однако в нашей стране существуют – и в немалом количестве – бюджетные организации, которые могут себе позволить организацию медицинского обслуживания сотрудников не только в государственной системе здравоохранения, но и в сотрудничестве с коммерческими медицинскими центрами. К примеру, это высшие органы государственной власти, судебные органы, прокуратура, госкорпорации и так далее. Примеры их обращений в коммерческую медицину хорошо известны. Ничто не мешает эту практику расширять и углублять.

При этом хочу подчеркнуть, что у государственного здравоохранения есть бесспорное направление, с которым российский медицинский бизнес, по крайней мере в настоящее время, не сможет тягаться – это научные исследования. Налог, который мы платим, пусть идет на создание новых разработок, чтобы государственная медицина оставалась на передовом уровне, а частная к ней подтягивалась.

В условиях затянувшегося финансового кризиса государственное здравоохранение, нуждающееся в привлечении дополнительных средств, постепенно замещает бесплатные услуги платными. Повсеместно наблюдается снижение доступности медицинской помощи. Причем проблема носит системный характер. Люди испытывают трудности с записью к узким специалистам. Все меньшее число пациентов может получать качественные медицинские услуги. И вот тут на помощь государству может и должен прийти бизнес.

Я считаю, что каждое предприятие обязано само заключать прямой договор с медицинским учреждением на обслуживание своих сотрудников. Каждая частная компания может в бизнес-план изначально заложить расходы на лечение работников. Естественен вопрос: а как быть с налогом в 5,5%, который мы платим в Фонд обязательного медицинского страхования? Предлагаю: компаниям, которые самостоятельно лечат своих сотрудников, уменьшить, а может, и совсем отменить перечисления в Фонд ОМС. А высвободившиеся средства расходовать на заключение прямых договоров с медицинскими организациями. Принцип должен распространяться на предпринимателей любого масштаба.

Вы скажете, ты, мол, владелец холдинга – тебе проще запланировать расходы на здравоохранение для персонала. А как быть владельцу небольшого торгового павильона на провинциальной станции?

Отвечаю. Владелец ларька – тот же бизнесмен. И социальную ответственности бизнеса – будь ты миллионер или человек со скромными доходами – никто не отменял. Бизнес-план предпринимателя любого уровня должен включать и расходы на медицинскую помощь своим сотрудникам. И этот принцип должен быть закреплен законодательно.

Почему я настойчиво выступаю за прямые, без посредников, отношения предприятий и организаций с медицинскими центрами? За годы работы в медицинском бизнесе я пришел к выводу, что интересы страховщиков часто не совпадают с линией развития предприятий здравоохранения, особенно если их отношения с лечебными учреждениями приобрели характер сговора, или наоборот.

На мой взгляд, лучше всего, если частные предприятия заключат прямые договоры с медицинскими учреждениями. Такой вариант также подойдет тем медицинским учреждениям, у которых нет своего госпиталя, стационара или подстанции скорой помощи. Медицинское учреждение обязано будет заключить договор со стационаром или приобрести все необходимое.

Необходимо на законодательном уровне установить соответствие прямых договоров и договоров ДМС. Если такая инициатива найдет поддержку, то медицинские учреждения станут бороться между собой за звание лучшего. Появится здоровая конкуренция в этой сфере, а это будет решающим фактором в качественном развитии здравоохранения.

Я также считаю, что работникам, лечение которых обеспечивает организация, должны заводить персональные электронные карты, куда и будут перечислять средства на их лечение. Человек, в свою очередь, сам сможет контролировать и распоряжаться этими деньгами.

Но именно тут возникает законодательная коллизия, убивающая, что называется, все мечты и планы. Речь идет о судьбе медицинского бизнеса, который только-только начал поднимать голову, в том числе и благодаря ранее принятым важнейшим решениям об упрощенной и щадящей системе налогообложения. К сожалению, принятые в 2016 году законы о порядке исчисления с 2017 года налога на коммерческую недвижимость по кадастровой стоимости фактически ставят организации медицинского бизнеса в ситуацию тупика в плане развития, а в ряде случаев – гибели и прекращения профессиональной деятельности.

Особенно остро проблема встала в Москве. Столичная мэрия не воспользовалась фактическим мораторием, введенным ФЗ №360 об отсрочке перехода на исчисление налога по кадастровой стоимости до 2020 года, и приняла решение о начале исчисления налога в полном объеме начиная с 2017 года. В результате налоги у всех, в том числе и коммерческих медицинских учреждений, подскочили в 6-8 раз, что, безусловно, является сильнейшим ударом по бизнесу, в первую очередь медицинскому. Разве настоящие хозяева города, ответственные руководители, могут так безответственно поступать в отношении бизнеса столь тонкой настройки, как медицина? Отрасль создавалась десятилетиями, а погубить ее можно легко и всего парой неверных решений.

Известно, что наша отрасль очень специфична, высокотехнологична, с невысоким уровнем рентабельности, в отличие от нефтяного и газового. С большим трудом в Москве можно найти или построить здание, удобное для пациентов с точки зрения транспортной доступности. Нужно приобрести оборудование, нанять квалифицированный персонал – ведь речь идет о такой ценности, как здоровье людей!

Кстати говоря, мы уже несколько лет бьемся за то, чтобы мэрия передала нам для восстановления, а впоследствии – организации нового центра социального назначения практически разрушенную усадьбу Шубиных по адресу: Малая Дмитровка, д. 12. Были у этого объекта некогда собственники, у которых решением суда его изъяли. Много лет проживают тут бомжи. Сотрудники посольства Республики Словения, расположенного через забор от усадьбы Шубиных, и нашего офиса, расположенного также по соседству – через другой забор, с тревогой ждут новых пожаров, поскольку неоднократные попытки поджогов уже случались. Несмотря на многочисленные обращения местных жителей, требующих подыскать для бывшей усадьбы компетентного хозяина, мэрия не реагирует.

Но даже если здание найдено, оборудование закуплено, нанят квалифицированный персонал – всего этого явно недостаточно для того, чтобы запустить новую клинику. Нужно, помимо того, что уже перечислено, получить соответствующую лицензию, необходимые разрешения и согласования. Этот процесс может исчисляться многими месяцами, даже годами. Вступившая в строй клиника начинает приносить устойчивый доход только через несколько лет. А непомерно высокие налоги по кадастровой стоимости, как если бы мы добывали нефть или торговали газом, надо платить уже сегодня – до получения лицензии. Если раньше наш холдинг платил по всем своим объектам налоги, исходя из их балансовой стоимости, порядка 5458,6 млн рублей, то налог по кадастру в 2017 году ему был начислен в размере 39324,8 млн рублей.

Абсолютно убежден, что торопливо введенный в Москве кадастровый налог на объекты коммерческой недвижимости, в том числе и на торговые здания, может самым непосредственным образом повлиять на обострение общественно-политической обстановки накануне выборов президента России-2018, что совершенно недопустимо. В конечном счете, здоровье людей – вопрос национальной безопасности. И он требует самого серьезного отношения, ничуть не менее серьезного, чем вопросы обороноспособности.

Мне представляется, что исправление законодательства в части установления налоговых послаблений для организаций медицинского бизнеса, уменьшения, а возможно, и отмены взноса в Фонд ОМС не нанесет существенного ущерба бюджету государства, но позволит коммерческой медицине быстрее встать на ноги и оказывать гражданам России наилучшие услуги в области здравоохранения.

И в заключение – о проблеме, которая, казалось бы, не имеет прямого отношения к теме моего выступления.

Но это только на первый взгляд.

Куда бы мы ни отправлялись: на работу, в театр или поликлинику – нам не обойтись без наземного транспорта. И без пробок на улицах, ставших совершеннейшим злом. По сообщению компании «Яндекс» за 28 ноября 2017 года, Москва достигла максимума пробок за последние пять лет. И это после стольких усилий, победных докладов и потраченных триллионов рублей.

Назревшую и перезревшую транспортную проблему мэрия пыталась решать при прежнем градоначальнике, пытается и при нынешнем. Причем, как свидетельствуют просто вопиющие факты, на базе абсолютно отсталых транспортных идей начала прошлого века. Я имею в виду эксплуатацию и развитие наземных железных дорог, разрезавших сто с лишним лет назад наш город по вертикали, захвативших совместно с пакгаузами, подъездными путями и полосами отчуждения треть городской территории и, естественно, мешающих развиваться удобным наземным транспортным горизонтальным связям.

В настоящее время под железнодорожной инфраструктурой в Москве находятся тысячи гектаров. Такого нет ни в одном мегаполисе мира. Москва, как встарь, все еще является крупнейшим транзитным транспортным узлом, обслуживающим всю страну. Транзитные грузы и пассажиры неизменно следуют через столицу. Крупнейшие заводы, такие как ЗИЛ, АЗЛК, «Серп и молот», завод имени С. Орджоникидзе, «Красный пролетарий», прекратили свое существование, но подъездные пути не разобраны. Крупнопанельное домостроение давно сориентировано на строительство в Московской области и других регионах, а заводы железобетонных изделий со всей обширной инфраструктурой продолжают загромождать дорогостоящую московскую землю и продолжают принимать вагонами цемент, щебень и песок, в то время как их давно нужно было вывести за МКАД.

Если взглянуть на проблему по-хозяйски, то выводить из Москвы нужно не правительственные учреждения, а отжившие свой срок промпредприятия вместе с подъездными путями. Давно пора выводить вокзалы на границы города, строить новые современные транспортные узлы вокруг Москвы. А исторические здания вокзалов превращать в культурно-развлекательные центры. Эти идеи нашли отражение в письме президенту России, опубликованном в газете «Коммерсант», тираж которой был выкуплен ОАО «РЖД» еще в типографии, в связи с чем газета вынуждена была опубликовать данный материал повторно.

История с запуском электричек по МЦК, на мой взгляд, – еще одна серьезная ошибка ОАО «РЖД» и московских властей. Вместо того чтобы на территории железнодорожного кольца построить открытым, а значит, в разы более дешевым способом кольцо метро, а сверху – новое автомобильное, мэрия и ОАО «РЖД» предпочли пустить по земле электрички, законсервировав тем самым территорию самого кольца и полосу отвода вокруг него на многие десятилетия. Началась реализация проекта третьего пересадочного контура длиной 68 км, предусматривающего строительство 31 новой станции метро. Под землей работает 24 тоннелепроходческих щита. Проект просто становится золотым.

И вот новая идея! Точнее, опять старая. С пыльной полки извлечен старинный проект организации сквозных железнодорожных линий из одних концов Подмосковья – в другие, причем все – через центр Москвы. Как если бы, к примеру, жители Лобни только и мечтали работать в Одинцово. Вот для таких пассажиров, которые уже и сейчас могут легко совершить свое путешествие, после того как построят новые пути и инфраструктуру, поездка станет короче аж на целый час. Серьезное достижение транспортной логистики ХХI века! А сколько таких пассажиров есть на самом деле? Да нисколько. Не секрет, что миллионы жителей Подмосковья работают исключительно в Москве. И ехать они будут только в Москву. Зачем же вновь предпринимать фантастические усилия, чтобы сохранять в Москве концепцию разорванных территорий, закрепляя, по сути, состояние инфраструктуры столетней давности? Страшно сказать, проектирование таких линий, разрывающих город на неудобные сегменты, продолжается до сих пор! И каждая, по уверению работников мэрии, обойдется налогоплательщикам «всего» в несколько млрд рублей.

Печально отмечать, что этот сомнительный проект уже успели доложить президенту России, ввести его в заблуждение и получить одобрение на начало работ.

Нас убеждают в том, что новые линии радиальных железных дорог, пересекающих Москву, будут вдвое дешевле метро. И перевезут миллионы пассажиров. Оставим точность подсчетов на совести их авторов. А кто оценит потери времени, стоимость прозябания других пассажиров в многочасовых пробках, в том числе и из-за сужения ширины улиц и магистралей, случившегося в последние годы благодаря действиям мэрии, и будущие фантастические расходы на новые тоннели и мосты, которые все равно придется возводить через железнодорожные пути, штопая лоскутное транспортное одеяло нашего города?

Как видим, вопросы развития здравоохранения и транспортной логистики на самом деле мало чем отличаются друг от друга. И те, и другие нужно решать в комплексе, признавая ошибки, учитывая мнение экспертного сообщества и не мешая работать профессионалам. Я желаю всем нам – властям и бизнесу – только успеха на избранном пути.

Отдел политики «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты