№8 (364) август 2023 г.

Путь через тернии к звездам Арутюна Кивиряна

Просмотров: 1945

Недавно в Армению по приглашению Русского дома в Ереване и при поддержке телеканала «Звезда» приехал российский космонавт с армянскими корнями Арутюн Кивирян. Чуть больше месяца назад решением Межведомственной квалификационной комиссии после успешной сдачи государственного экзамена по двухгодичному курсу общекосмической подготовки кандидату в космонавты была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». А это значит, что уже в ближайшие годы он может стать вторым армянином в космосе после американского астронавта Джеймса Багиана.

По словам нашего российского соотечественника, его полет на международную космическую станцию в статусе бортинженера возможен в 2026–2028 годах. Впрочем, это не означает, что в космосе он пробудет два-три года, поскольку каждый полет определяется конкретной программой с определенными задачами. «Действительно, о точной дате и сроках моего первого полета в космос говорить пока рано. Данное решение находится в компетенции Межведомственной комиссии. Однако, исходя из графиков и программ полетов, мой старт предполагается в 2026–2028 годах в рамках проекта МКС. По традиции, как новичок в космосе, я полечу в качестве бортинженера, а руководить миссией будут, естественно, более опытные космонавты, – отметил он, одновременно добавив, что на космической станции работают представители разных стран. И хотя сегодня на нашей матушке-Земле не все спокойно, да и к России не все страны относятся, мягко говоря, дружелюбно, тем не менее международное сотрудничество в рамках МКС продолжается, а научные эксперименты, которые проводятся на борту станции, позволяют двигать науку вперед. – Наши космонавты проходят обучение по космическим программам за пределами России, а астронавты приезжают к нам с теми же целями. Пилотируемая космонавтика считается одной из немногих отраслей, где сохраняется международное сотрудничество. Поэтому говорить, что космос стал новой ареной противостояния, наверное, преждевременно».

Это в космосе, а в Звездном городке тем временем идут плановые тренировки космонавтов на земле, под водой и в небе, где в последнем случае до автоматизма отрабатываются поставленные задачи. Например, за 20 секунд, пока самолет-лаборатория Ил-76 МДК резко пикирует с высоты в 10 тысяч метров, нужно успеть в невесомости снять или надеть скафандр, «подплыть» к прибору для фиксации показаний, переместить с места на место оборудование или отдельные предметы, потому что в космосе возникшие проблемы надо будет решать буквально на лету. А еще во время прыжка с парашютом за 45–50 секунд свободного падения необходимо решить логические задачи, установленные на специальных планшетах. «К примеру, дается задание с перевернутым циферблатом, где отмечена всего лишь одна цифра и та находится в каком-то рандомном, случайном, произвольном месте. Нужно расшифровать, какое время показывают стрелки. И таких циферблатов может быть пять, – рассказывает космонавт. – При этом если большинство ответов на указанные задания оказались неверными, то придется прыгать еще раз». Впрочем, как уверен Кивирян, сдача экзаменов стоит того, ведь увидеть Землю из иллюминатора может далеко не каждый. При этом, как говорит собеседник, ставший уже полноправным членом отряда космонавтов, он мечтает не только побывать на борту станции, но и выйти в открытый космос. Конечно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, тем более Арутюн Кивирян задумывается и о более далекой перспективе, а именно: поучаствовать в экспедиции на Луну в числе первых российских первопроходцев, что вполне осуществимо. Ведь уже сегодня в России разрабатывается программа по освоению «глубокого космоса», где к 2030 году предусмотрена реализация лунного проекта. Он надеется, что космонавтам его набора выпадет честь полететь на Луну, чтобы, как в песне, «на пыльных тропинках далеких планет остались бы наши следы».

Как признается сам космонавт, в детстве он и не думал о космосе, поскольку у него были другие, более важные, как ему казалось на тот момент, интересы. Всерьез задумываться о космосе стал позже, в университете, который закончили многие известные космонавты. По сложившейся традиции они часто приезжают в альма-матер на студенческие встречи. На одной из них Арутюну посчастливилось лично пообщаться с дважды Героем Советского Союза космонавтом Георгием Гречко. Беседа с космической легендой настолько вдохновила, что освоение звездных высот стало главной целью его жизни. И хотя при первой попытке члены комиссии обратили на него внимание, форсировать его продвижение все же не стали. Однако в 2019 году амбициозный армянин доказал, что он лучший. Тогда в Центре подготовки космонавтов снова объявили о наборе, и он параллельно с работой в ракетно-космической корпорации «Энергия» начал собирать соответствующие документы. А когда на «отлично» прошел все этапы теоретической, физической подготовки и психологические тесты, то в итоге был назван в числе четырех счастливчиков из 2200 претендентов. После успешного выполнения программы общекосмической подготовки «Роскосмоса» получил удостоверение космонавта, что стало первой ступенью к заветной мечте. Но на самом деле это было только начало долгого, интенсивного и изнурительного пути, в буквальном смысле – через тернии к звездам. «Вот так из инженерии я пришел в космонавтику. Главное, у меня была не просто мечта, а конкретная цель, и я понимал, что идти к ней нужно долго и упорно. Единственный способ попасть в космонавты – это постоянная работа над собой. Важны интеллектуальный потенциал и, что немаловажно, идеальная спортивная форма», – говорит он. А потому всерьез увлекается единоборствами, имеет спортивный разряд по дзюдо, занимается дельтапланеризмом и полиатлоном, который считается одним из сложнейших видов спорта комплексного многоборья. Что касается теоретической и технической части, то он еще со времен учебы в институте запомнил формулу успешности своего преподавателя Кирилла Афанасьева: «Самое важное – это понять и разобраться, а не заучивать наизусть».

Несмотря на то, что первым армянином в космосе считается наш американский соотечественник Джеймс Багиан, тем не менее компанию ему скоро может составить еще один этнический армянин, которого пресса уже окрестила «первым армянином постсоветского пространства». Впрочем, сам герой скромно говорит, что будущая космическая одиссея для него большая ответственность: «Во-первых, перед теми, кто учил меня, кто оценил мои возможности, кто присвоил мне квалификацию космонавта. И во-вторых, я чувствую гордость!» Сегодня имя Арутюна Кивиряна внесено во многие энциклопедические и справочные издания – печатные и виртуальные, в том числе в энциклопедию фонда «Хайазг». Однако сведений настолько мало, что за скупыми строчками информационного материала составить портрет космонавта очень трудно. Хотя для нас, армян, любое упоминание об армянском следе всегда является значимым событием, а тем более такого космического масштаба. «Думаю, пока вполне достаточно того, что есть: родился, учился, работаю. Семья поддерживает меня в моем стремлении полететь к звездам. Если состоится полет, то скорее всего добавится предложение еще одной строкой об этом событии», – скромно, но с юмором реагирует Кивирян, однако автограф дать отказался, сославшись на то, что у космонавтов считается плохой приметой раздавать их до полета. Но зато пообещал сделать из космоса снимок Армении и поприветствовать родных в сеансах связи на родном языке.

Кстати, Арутюн привез в подарок посольству РФ в Армении снимок армянского высокогорного озера Севан с автографом российского космонавта-испытателя Сергея Кудь-Сверчкова, сделавшего этот кадр из космоса. А пресс-конференцию начал с армянского приветствия «Барев дзес». Признается, что владеет амшенским диалектом, поскольку дома с детства слышал эту речь, а теперь пытается взять новую высоту в изучении литературного армянского, чтобы читать источники на языке оригинала. Кстати, несмотря на то, что он родился и вырос вдали от исторической родины – в Майкопе, тем не менее с уважением говорит о национальных традициях, о семье, где чтут и помнят свои родовые корни, которые тянутся к 1915 году. Побывав в мемориальном комплексе Цицернакаберд, чтобы отдать дань памяти погибшим в геноциде, он отметил, что об этой трагедии в армянской истории знает по рассказам родных, в большей степени – от бабушек и дедушек, которые вспоминали истории своих родителей. «Например, дедушка много рассказывал про родственников, о том, как кто-то избежал расстрела… Как убегали с территории Западной Армении на территорию России… Как все это происходило… В их повествованиях отражалась общая большая боль, которую испытал весь армянский народ. И очень важно, что память о тех кровавых событиях увековечена в мемориале, – считает космонавт. – Я пришел сюда, чтобы отдать дань памяти всем погибшим, всем, кто пострадал во время геноцида».

В плотном графике встреч и посещений у нашего соотечественника нашлось время и для возложения цветов к Вечному огню у монумента Мать-Армения 22 июня в 4 часа утра, куда, несмотря на дождь, он пришел вместе с ветеранами, дипломатическими работниками, руководителями общественных организаций. Также успел встретиться с представителями высокотехнологичной промышленности РА, учеными и энтузиастами, влюбленными в космос. Принял участие в дискуссии в академии «Мткаран», провел научно-популярную лекцию в ереванском планетарии. Побывал в армянской лаборатории космических исследований «Базумк», которая занимается разработкой первого армянского спутника и уже запускала пробные воздушные шары с аппаратурой и датчиками в стратосферу на 30 км. А еще стал гостем Музея дружбы армянского и русского народов в Абовяне, 102-й российской военной базы в Гюмри, Русского дома в Гюмри, поселка Гагарин Гегаркуникского марза, где установлен памятник первому человеку, побывавшему в космосе. И даже напоследок успел принять участие в ежегодном рок-фестивале «Цой жив!» Кстати, Арутюн и сам прекрасно поет и играет на гитаре, а любимая песня еще с детства – «И снится нам не рокот космодрома», которой в 2009 году был присвоен официальный статус «Гимна российской космонавтики».

По завершении своей первой поездки по Армении Арутюн Кивирян с сожалением признался, что многое не успел посмотреть. «Хотелось бы, конечно, больше попутешествовать, но на это, очевидно, нужно больше времени. Для меня это первая яркая эмоциональная поездка, которая позволила познакомиться с малой родиной. К сожалению, многое увидел лишь из окна автомобиля. Но очень впечатлен местами, куда мне удалось попасть. Так, в Гюмри запомнилась крепость Сев-Берд, прогуливаясь по которой явно ощущаешь дух старины. А в Ереване восхищен своеобразной архитектурой армянской столицы, потрясающими старыми зданиями и строгим великолепием армянских церквей, – делится он своими впечатлениями. – Но больше всего покорили армянское гостеприимство, искренность и доброжелательность людей. А еще понравилась национальная кухня. Конечно, у нас дома готовят очень вкусно армянские блюда, но здесь чувствую другой вкус и аромат. Одним словом, я очень впечатлен этим визитом». И уже в аэропорту Звартноц, прощаясь с Арменией, на последний вопрос журналистов: «Что Вы пожелаете нам, землянам, когда полетите в космос?» – ответил: «Когда смотришь на снимки из космоса, начинаешь понимать, насколько красива наша Земля и как важно ее беречь. Это сегодня, наверное, самое главное! Для всего человечества!»

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты