N 09 Июнь (104) 2006 года.

Музыкант от Бога

Просмотров: 7673

Музыканты, а уж тем более композиторы – народ особый. У них нет возраста, они даже в весьма почтенных годах умудряются сохранять живость ума, юмор, не говоря уже об огромном обаянии. Все это в полной мере относится к Эдварду Михайловичу Мирзояну, которому только что исполнилось 85 лет.

Казалось бы, где еще можно найти человека в его возрасте, как не дома. Но он так же занят, как и тогда, когда был председателем правления Союза композиторов Армении, депутатом, преподавал в консерватории. Мы сговорились о встрече, и Эдвард Михайлович решил, что лучше всего поговорить на репетиции своего юбилейного концерта.

Музыканты, а уж тем более композиторы – народ особый. У них нет возраста, они даже в весьма почтенных годах умудряются сохранять живость ума, юмор, не говоря уже об огромном обаянии. Все это в полной мере относится к Эдварду Михайловичу Мирзояну, которому только что исполнилось 85 лет.

Казалось бы, где еще можно найти человека в его возрасте, как не дома. Но он так же занят, как и тогда, когда был председателем правления Союза композиторов Армении, депутатом, преподавал в консерватории. Мы сговорились о встрече, и Эдвард Михайлович решил, что лучше всего поговорить на репетиции своего юбилейного концерта. Разговор свелся к тому, что в перерывах между номерами маэстро давал исполнителям указания, хотя указаниями его реплики трудно назвать. «Тут немного быстрее, там акцент» - вот и все. А когда Медея Абрамян играла сонату для виолончели и фортепиано, он наклонился ко мне: «Это произведение не только самовыражение, но и мое отношение к Медее».

Вообще писать о композиторе, задавая ему дежурные вопросы, или цитировать заумные музыкальные определения, наверное, не очень правильно. Характер, образ человека, который на протяжении всей своей жизни по праву считается крупнейшим армянским композитором, лучше всего раскрывается подчас в мимолетно брошенной фразе, даже улыбке, в его обращении с окружающими. Даже в свои 85 лет он неизменно встает при женщинах… Моя приятельница, с семьей которой Мирзоян был знаком, как-то рассказывала: встретилась с ним на улице, было 8 марта. Постояли, поговорили, и вдруг Эдвард Михайлович протягивает ей букетик подснежников. Оказывается, рядом продавали цветы, а она, увлеченная разговором, даже не заметила цветочницу. А он заметил.

Эдвард Мирзоян родился в Гори, но когда ему исполнилось 3 года, семья переехала в Ереван. В 1941 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции В. Г. Тальяна. Потом была учеба в Москве – знаменитая «могучая кучка»: Эдвард Мирзоян, Арно Бабаджанян, Адам Худоян, Александр Арутюнян и Лазарь Сарьян.

Рассказывает Эдвард Михайлович Мирзоян:

«С Лазарем Сарьяном я учился в первом классе школы им. Х.Абовяна, потом родители перевели нас обоих в другую школу. Не сговаривались, просто так получилось. И встретились мы только в 1935 году. С Котиком (Александром Арутюняном) мы жили на одной улице. А с Адиком (Адам Худоян) познакомились благодаря велосипеду. У меня был великолепный велосипед. Катаюсь я как-то, вдруг останавливает меня незнакомый мальчишка и просит покататься. Я, конечно, дал. Он покатался и вернул. Прошло время. Из окна своей школы Адик увидел нашу комнату, где работал мой отец, и меня. Убежал с уроков и сразу к нам, звонит в дверь. На вопрос мамы, к кому он пришел, отвечает: «К другу». Мы с ним обнялись, потом я спрашиваю: «Тебя как зовут?». Представляете, как мама удивилась? С Арно Бабаджаняном мы встретились уже в консерватории. Арно - бесконечная тема. Он гений – и как композитор, и как пианист, и как человек».

Отец Эдварда Михайловича тоже был композитором. Мальчик постоянно следил за тем, как работает отец, и в какой-то момент тоже захотелось попробовать что-то написать. Было ему 12. «Первый опус отец показал композитору Романосу Меликяну. Тому понравилось. И я решил писать музыку. В 1935 году Романос Меликян скончался, и я написал в память о нем «Песню без слов».

Было бы, наверное, неправильно говорить о Маэстро, не упоминая его учеников. А их за долгие годы было много, все они – гордость армянской музыки: Авет Тертерян, Мартин Вартазарян, Роберт Амирханян, недавно ушедший из жизни Грачья Меликян...

Рассказывает Мартин Вартазарян:

«Я познакомился с Эдвардом Михайловичем в 1949 году в Доме армянской культуры в Москве. Я приехал к маме, и мне подарили пистолет, стреляющий резиновыми пулями. Я начал стрелять в звоночек. А там жили композиторы, которые учились в Москве – та самая «могучая кучка». И Мирзоян учил меня стрелять. Так что сначала меня он учил не музыке. Ну, а потом консерватория, класс композиции. Он не учил, это были не лекции, а беседы о музыке. Зарождалась мысль, которая потом получала свое развитие в музыке. Двери на его занятиях всегда были открыты…

Свои произведения я всегда показывал ему, а уже потом играл для публики. Если помните, тогда была традиция – концерты-встречи. Он побывал везде – от Сахалина до Болгарии. И, кстати, на Сахалине мы играли «Танец с саблями» в четыре руки. К нему можно было обратиться по любому поводу – он никому не отказывал. Эдвард Михайлович руководил Союзом композиторов Армении с 1956 по 1991 год. Именно благодаря ему был построен Дом творчества в Дилижане. Это вообще была интересная история. Выступает Мирзоян в Москве на юбилее Бетховена, торжественное заседание транслируется по Интервидению. И вдруг он говорит: «Вот мы строим зал, и он будет носить имя Бетховена». Ничего такого в выступлении, конечно, не было, Эдвард Михайлович сказал от себя. Потом Косыгин к нему подходит: «Что вы сделали, как можно?». Дело было в том, что денег на строительство не хватило, а Москва больше не давала. Вот Мирзоян и решился на такую «авантюру». Сработало, и у нас есть и зал, и Дом творчества. О Мирзояне можно рассказывать бесконечно».

Концерт был прекрасным, Эдвард Михайлович, наверное, остался доволен. Потому что за день до концерта он мне шепнул доверительно: «Я пока не знаю, что будет». И это было не лукавство – он действительно волновался, как будто это его первый концерт. На чествовании юбиляру вручили медаль Леонардо да Винчи. В грамоте было сказано: «Выдающийся армянский композитор, общественный деятель и педагог Эдвард Мирзоян награжден медалью Леонардо да Винчи и дипломом. Медаль присуждена Э.Мирзояну Европейским комитетом общественных наград и призов при ООН, по представлению Министерства культуры и по делам молодежи Армении и Армянским фондом мира».

Карине Тер-Саакян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек