Арцах: будни и праздники
Вернувшись в середине мая из очередной поездки в Арцах (второй раз подряд за один месяц), не могу не поделиться некоторыми впечатлениями. Тем более, что на этот раз довелось сопровождать весьма представительную группу российских ученых-экспертов. Я сознательно избегаю здесь заезженное слово «политолог», потому что стало оных в последнее время немерено, а свои познания о регионе многие из них черпают все больше из российских печатных и электронных изданий. Уровень же, а главное – ангажированность большинства последних в отношении всего происходящего в Закавказье очевидны для всякого серьезного исследователя.
Так вот, впечатления экспертов, группу которых довелось сопровождать автору этих строк, крайне важны как профессиональные и непредвзятые. Тем более, что некоторые из гостей уже до этого бывали в Арцахе, причем не развлечения ради, а с целью проведения серьезных исследований в самых разных сферах социально-экономической жизни Нагорно-Карабахской Республики.
Вернувшись в середине мая из очередной поездки в Арцах (второй раз подряд за один месяц), не могу не поделиться некоторыми впечатлениями. Тем более, что на этот раз довелось сопровождать весьма представительную группу российских ученых-экспертов. Я сознательно избегаю здесь заезженное слово «политолог», потому что стало оных в последнее время немерено, а свои познания о регионе многие из них черпают все больше из российских печатных и электронных изданий. Уровень же, а главное – ангажированность большинства последних в отношении всего происходящего в Закавказье очевидны для всякого серьезного исследователя.
Так вот, впечатления экспертов, группу которых довелось сопровождать автору этих строк, крайне важны как профессиональные и непредвзятые. Тем более, что некоторые из гостей уже до этого бывали в Арцахе, причем не развлечения ради, а с целью проведения серьезных исследований в самых разных сферах социально-экономической жизни Нагорно-Карабахской Республики. В немалой степени интересовали гостей именно экономические реформы, позволившие в относительно короткие сроки не только поднять край из послевоенной разрухи, поставить на ноги сельское хозяйство, но и привлечь в Арцах значительные иностранные инвестиции.
Действительно, развитие видно повсюду, и отнюдь не только в столичном Степанакерте, где уже давно нет следов былых разрушений, строится немало новых домов, гостиниц и иных объектов, на улицах масса машин, а горожане, среди которых много стильно одетой молодежи, женщин, спешат по своим делам. Как заметили гости (и они не первые в этом плане), на улицах много молодых людей и детей. То же видно и в архацских селах, которые заметно помолодели. В меньшей степени, правда, это относится к разоренным войной, бывшим под длительной оккупацией селам значительной части Мардакертского района НКР; но и там жизнь постепенно входит в колею, чему во многом способствуют программы Всеармянского фонда «Айастан» и правительства НКР.
Отрадно, что растет и поток иностранных туристов в НКР. В прошлом году таковых - речь идет только о тех представителях дальнего зарубежья, кто на законных основаниях приобрел карабахскую визу - побывало в Арцахе около 5 тысяч. Это не считая иностранных «зайцев», дикарями приезжавших в НКР из Еревана. Ну, а граждан СНГ учитывать и вовсе трудно, так как они не нуждаются в специальных документах для въезда в Армению и НКР. Хотя и ясно, что большинство из последних – арцахцы по происхождению или корням, но есть гости и «чисто» российского происхождения, граждане Грузии и т.д.
Село Егцаог Шушинского района - одно из 5 сел героического Бердадзора, депортированного азеро-кремлевскими бандами ровно 15 лет назад, в мае 1991-го, в ходе операции «Кольцо». Возвратившись в свои дома ровно через год, сразу после прорыва 17 мая 1992 года карабахскими силами самообороны Лачинского кордона и образования одноименного «коридора жизни», деятельные бердадзорцы за послевоенное время преуспели экономически. В селе много новых зданий, побеленных, с ярко-красными крышами, отремонтированы многие постройки социального назначения. 7 мая в Егцаоге состоялось большое торжество: в селе была открыта новая церковь, построенная на вершине господствующего над окружающей местностью холма. Храм был возведен на спонсорские средства московского бизнесмена, выходца из этих мест, заслуженного работника культуры России Рудика Касяна. Это – далеко не первая благотворительная акция Рудика Саркисовича в родных краях, что отмечали и многие выступавшие на открытии храма.
Кстати, к удивлению московских ученых, они оказались отнюдь не единственными россиянами на этом замечательном празднике. Среди гостей были не только ныне живущие в России выходцы из Бердадзора, но и православный священник из Москвы в сопровождении главы русской общины НКР Галины Сомовой. Был замечен даже… кумир молодежи 1960-70-х певец Жан Татлян, ныне вновь живущий в Санкт-Петербурге.
Кстати, о русской общине Карабаха. Конечно, она изрядно поредела с 1991 года, т.е. с довоенных времен: сыграла свою роль не только война, но и тот факт, что многие русские жители края и их семьи были связаны со службой в советских воинских частях, дислоцировавшихся в крае с советских времен и выведенных после развала Союза. Однако измышления недругов Арцаха о якобы исключительной мононациональности последнего не соответствуют действительности. Тех же русских в НКР порядка 300 человек. В основном, конечно, это члены смешанных семей, но есть и полностью русские, украинские семьи. Среди них в основном представители интеллигенции, учителя, медработники. Есть и военнослужащие, сотрудники МВД, директор картинной галереи и даже владелица одной из нескольких действующих в республике частных FM-радиостанций. В центре русской общины «Русичи», что на улице имени известного американского благотворителя Алека Манукяна (бывшей Ф.Энгельса), есть и небольшой компьютерный центр, где могут бесплатно пройти курс обучения молодые люди, причем отнюдь не только славянских кровей, как можно было бы предположить.
Впрочем, никакого обособления местных русских от остальных степанакертцев и быть не может: в этом городе никогда не приняты были «изыски» по этническому происхождению; тем более, что и многие местные армяне русскоязычны.
В древнем селе Тог Гадрутского района НКР, бывшем центре меликства Дизак, мы побывали в ходе поездок по районам республики. Гостей впечатлили исторические кварталы села, расположенные на склонах исполинской горы Тохасар. Дома 17-19 веков с нависающими над длинными балконами скатами крыш, с амбарными воротами на первых, хозяйственных этажах, узкие улочки, некогда мощенные булыжником. Одних церквей в селе насчитывается 5: когда-то этот был целый город с почти 10-тысячным населением, и каждый квартал имел свой храм. Неповторимая красота, средневековая экзотика - рай для туристов. Однако постепенно историческая застройка приходит в упадок: денег на реставрацию в бюджете нет, а инвесторы до этих мест еще не дошли. Но дойдут, уверены в Степанакерте; а это значит, что будут и новые туристы, и новые рабочие места. Вот и современная дорога до Гадрута практически завершена, идет газификация, строятся новый водовод и водозабор для Тога и соседних сел.
Тем смешнее было гостям прочитать по возвращении в Москву сообщение из Баку, распространенное по каналам информационного интернет-агентства «Регнум» 17 мая. В Баку утверждали: «Армяне полностью разрушили водопровод, снабжающий питьевой водой население села Тог… Ущелье Азох превращено армянами в склад оружия, армяне вырубили и растащили дубовые леса общей площадью 25,5 тысяч гектаров». Не обошлось и без традиционных баек про «карабахский наркотрафик»: некий Панахлы Худам «признался» азерскому суду про производство в НКР «армянами и поселившимися там афганцами наркотических веществ, которые направляются не только в Азербайджан, но и в другие страны мира». Самое интересное, что подобного рода бредом порой питаются и отдельные российские журналисты и «политологи», безосновательно относящие самих себя к «экспертному сообществу».
Наконец, еще об одном ярком впечатлении. Вечером 9 мая на центральной площади Степанакерта состоялся эстрадный концерт под открытым небом и праздничный салют. Такого скопления народа автор этих строк и сам не наблюдал в Степанакерте уже много лет: как-то не попадал на массовые празднества. Можно представить, какое впечатление произвело зрелище концерта на гостей: 12-15 тысяч человек на площади; в основном молодежь и молодые семьи, многие с детьми. Публика хорошо, со вкусом одета; все веселы, но никаких пьяных или «обкуренных» нет. Последнее гости отметили особо, проведя отличие от московских многолюдных концертов с морем дрянного пива и массовым выплеском агрессивных эмоций.
Побывав на линии соприкосновения и в воинских частях, пообщавшись с военными, понимаешь вновь и вновь: военный психоз с Апшерона никого в Арцахе не пугает. Войны не будет, а если «соседи» попробуют предпринять вылазку, ответ будет сокрушительным. Чуть ли не открыто говорят, что наказанием за новую агрессию на этот раз будет Кировабад - он же старинный армянский город Гандзак. В заморских миротворцев тоже не верят и в гости не ждут: Армия обороны Нагорного Карабаха является главным миротворцем, охраняющим мирную жизнь древнего и молодого армянского Арцаха.
Александр Андреасян
Фото Андрея Арешева
Оставьте свои комментарии