N 10 (105) Июль (1–15) 2006 года.

Перспективы Военной доктрины Азербайджана: проблемы и цели

Просмотров: 5743

Интервью с Рауфом Раджабовым – военным экспертом, руководителем Исследовательско-аналитического Центра «Мир, демократия и культура» (Баку)

– Разговоры о скором принятии Военной доктрины Азербайджана идут в течение нескольких лет. Более того, в некоторых местных СМИ утверждалось, что это произойдет в ходе весенней сессии парламента, однако «воз и ныне там». Очевидны проблемы и с не раз декларированным созданием Оборонно-промышленного комплекса...

Теперь появились точные сроки. К концу 2006 года Милли меджлис планирует принять долгожданную Военную доктрину. Во всяком случае, так заявил недавно генерал Вахид Алиев - военный советник президента Азербайджана Ильхама Алиева. Военная доктрина не должна разрабатываться годами. К примеру, стратегический партнер Азербайджана – Грузия в очень сжатые сроки приняла Военную доктрину, в которой были указаны как вероятный противник (причем так, что прозрачнее не бывает - «северная страна»), так и стратегические партнеры, вплоть до постановки четкой задачи - интегрирования в евроатлантические структуры.

Интервью с Рауфом Раджабовым – военным экспертом, руководителем Исследовательско-аналитического Центра «Мир, демократия и культура» (Баку)

– Разговоры о скором принятии Военной доктрины Азербайджана идут в течение нескольких лет. Более того, в некоторых местных СМИ утверждалось, что это произойдет в ходе весенней сессии парламента, однако «воз и ныне там». Очевидны проблемы и с не раз декларированным созданием Оборонно-промышленного комплекса...

Теперь появились точные сроки. К концу 2006 года Милли меджлис планирует принять долгожданную Военную доктрину. Во всяком случае, так заявил недавно генерал Вахид Алиев - военный советник президента Азербайджана Ильхама Алиева. Военная доктрина не должна разрабатываться годами. К примеру, стратегический партнер Азербайджана – Грузия в очень сжатые сроки приняла Военную доктрину, в которой были указаны как вероятный противник (причем так, что прозрачнее не бывает - «северная страна»), так и стратегические партнеры, вплоть до постановки четкой задачи - интегрирования в евроатлантические структуры. Конечно, нам нужна другая Военная доктрина, но скорости принятия указанного грузинского документа трудно не позавидовать.

Одной из приоритетных задач структурной политики главы страны является формирование оборонной промышленности страны. К примеру, зачем покупать технику и вооружение за рубежом, если их можно производить по соответствующим лицензиям на отечественных предприятиях? Пришло также время определить основные приоритеты создания и развития ОПК с учетом долгосрочных потребностей Вооруженных Сил республики в новых видах вооружений и мобилизационных потребностей государства. Создание ОПК - это фактически переход оборонных предприятий республики от состояния выживания к динамичному развитию. Предпосылкой для реализации такого подхода является значительное увеличение военного бюджета страны за счет высоких цен на нефть. Буквально недавно указом президента страны военные расходы были увеличены до 650 миллионов долларов. Безусловно, создание ОПК позитивно повлияет на боеспособность ВС и на военную безопасность азербайджанского государства. Помимо этого, вследствие уточнения и характера военных угроз и с учетом складывающейся геополитической обстановкой в регионе «Большого Кавказа», ужесточаются требования к характеристикам экономической безопасности оборонного сектора промышленности, а также возникают коррективы в политике военно-технического сотрудничества Азербайджана. Но чтобы добиться качественных изменений по реформированию военной организации республики, необходимо разработать долгосрочную программу по реформированию оборонного ведомства.

– В чем суть военной реформы, проведение которой планируется в стране уже добрый десяток лет?

Суть военной реформы заключается в том, что она должна охватывать всю систему обороны государства, а реформирование непосредственно ВС должно рассматриваться как ее составная часть. Стратегический план военной реформы Азербайджана мог бы включать следующие приоритетные направления: безотлагательное принятие Военной доктрины, фундаментальное изучение военного искусства в военных вузах; создание мобильной организационно-штатной структуры ВС; улучшение технического оснащения и тылового обеспечения армии; комплектование и подготовка профессиональных кадров; демократизация воинской жизни; осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей; адаптация военной реформы к рыночным условиям функционирования азербайджанской экономики; обоснование перспектив строительства ВС с учетом реально существующих и вероятных военных угроз. Военная реформа должна учитывать экономическую ситуацию в стране, реально действующую систему законов, военный бюджет, формирующийся Военно-промышленный комплекс (ВПК) и укомплектованность войск. ВС Азербайджана должны иметь численность, структуру и боевой состав, соответствующие политическим, экономическим и другим потребностям, а главное, внешнеполитическим приоритетам государства. Стратегическая цель военной реформы - приведение военной организации общества в соответствие с новой азербайджанской государственностью, политической системой и экономикой, с содержанием и современными взглядами на характер войн XXI века, реальные и потенциальные угрозы национальным и региональным интересам и безопасности Азербайджана. Концепция военной реформы должна иметь статус Государственной программы, еще лучше - закона.

– Надо полагать, что, по аналогии с другими законопроектами, концепцию военной реформы неофициально представит в парламент заинтересованное ведомство, то есть в данном случае Министерство обороны?

Ни в коем случае. Нельзя допустить, чтобы концепцию «под себя» разрабатывало Минобороны. В создавшейся ситуации нельзя вести речь ни о какой военной реформе, если не будут окончательно решены центральные задачи - утверждение Концепции национальной безопасности, создание оптимальной системы финансирования Национальной армии и ее перевооружения, новой законодательной базы призыва на службу. В числе этих задач также коренная реконструкция практически полностью разрушенной системы переподготовки офицеров запаса и инфраструктуры мобилизационной готовности государства, восстановление системы спортивно-патриотического воспитания молодежи.

Без решения указанных задач все самые добрые намерения кардинально реформировать армию останутся лишь благими намерениями, которыми, как известно, вымощена дорога в ад. Необходимо прекратить демагогические разговоры о трансформации армии в контрактную. К примеру, в США этот процесс занял более 15 лет при постоянно растущем военном бюджете. До начала реформирования военной организации страны архиважно изначально решить вопрос о функциях МО и Генерального штаба, о характере их подчиненности президенту - верховному главнокомандующему, о конкретных формах гражданского и парламентского контроля над ВС. Концепция военной реформы должна всецело соответствовать всем действующим законам и Военной доктрине Азербайджана.

– Техническое перевооружение азербайджанской армии - вопрос, при наличии средств решаемый. Но есть и другая сторона медали. Как говаривал небезызвестный теоретик и практик марксизма-ленинизма, кадры решают все. Появились ли вместо уволенных старых командиров такие, которые могут сформировать подразделения, отвечающие требованиям нового времени?

Духовно-нравственное развитие некоторых военнослужащих в значительной мере уступает военно - техническому. Равнодушие и пассивность снижают инициативу некоторых офицеров, что ведет к застою военной мысли. Низкий уровень нравственности некоторых военнослужащих снижает эффективность военного искусства. Угрозу представляют для ВС грубость, низкий профессиональный уровень некоторых офицеров. В военное время это приводит к поражениям, большим потерям. В мирное время некомпетентность, угодничество, карьеризм подобных военнослужащих наносят огромный вред боевой мощи ВС, ведут к снижению престижа армии и офицера. Многие такие офицеры быстро продвигаются по службе, и чем выше они поднимаются по служебной лестнице, тем больше вреда они наносят. Эффективность военной политики снижается вследствие нарушения прав военнослужащих. Чтобы составной частью военной политики была мораль, военная политика правительства и оборонного ведомства страны должна оцениваться, анализироваться, контролироваться с нравственных позиций, как со стороны исполнительной власти, так и законодательной и гражданского общества.

Необходимо упорядочить условия и порядок прохождения службы офицерским составом, приостановить преждевременное увольнение опытных, подготовленных офицеров из ВС. К сожалению, примеров очень много. Достаточно назвать генералов Талыба Мамедова, Яшара Айдамирова. Уроки Карабахской войны, в совокупности удач и неудач, еще будут изучаться не один год. Опыт боевых офицеров должен с максимальной отдачей использоваться в армии и для армии, в системе военного и гражданского образования, органах военного управления при обучении личного состава.

ИА «РЕГНУМ»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека